10-06-2023
Бронетракторы НИ-1 выезжают из ворот Одесского завода им. Январского восстания (реконструкция[1]) | |
НИ-1 («На испуг») | |
---|---|
Классификация | Бронетрактор/Эрзац-танк |
Боевая масса, т | ~ 7 |
Компоновочная схема | с передним расположением двигателя |
Экипаж, чел. | 2—3 |
История | |
Производитель | Завод им. Январского восстания, Одесса |
Годы производства | 1941 |
Годы эксплуатации | 1941 |
Количество выпущенных, шт. | порядка 60 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | ~ 4200 |
Ширина корпуса, мм | ~ 1900 |
Высота, мм | ~ 2400 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 10-20 |
Борт корпуса, мм/град. | 10-20 |
Корма корпуса, мм/град. | 10 |
Днище, мм | 10 |
Крыша корпуса, мм | 10 |
Лоб башни, мм/град. | 20 |
Борт башни, мм/град. | 20 |
Корма башни, мм/град. | 20 |
Крыша башни, мм | 10 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | лёгкое орудие калибра 37-45 мм (на ряде машин). |
Пулемёты | 1-2 × 7,62-мм ДТ |
Подвижность | |
Тип двигателя | 1МА, четырехцилиндровый, карбюраторный, многотопливный |
Мощность двигателя, л. с. | 52—56 |
Скорость по шоссе, км/ч | ~ 20 |
Запас хода по шоссе, км | 140 |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,64 |
Преодолеваемый подъём, град. | 40 (по твердому грунту) |
Танк «На испуг» (НИ-1) — импровизированный лёгкий танк (бронетрактор), спешно сконструированный в Одессе во время обороны города летом—осенью 1941 года с учётом возможностей промышленности осаждённого города. Конструктивно представлял собой гусеничный трактор, обшитый стальными листами брони, на который устанавливалось вооружение из лёгкой пушки или пулемёта во вращающейся башне. Заводы Одессы выпустили около полусотни этих танков, которые использовались частями РККА в ходе обороны города.
Содержание |
Во время обороны Одессы в 1941 году защитники города испытывали огромную потребность в бронетехнике. Чтобы хоть как-то облегчить положение, главный инженер Одесского машиностроительного завода им. Январского восстания П. К. Романов предложил изготовить эрзац-танки, обшив имеющиеся трактора СТЗ-5 бронёй и установив лёгкое вооружение. Предложение было принято, и первые две машины были готовы уже 20 августа. Их бронекорпуса были изготовлены на заводе имени Октябрьской революции. В условиях дефицита броневой стали была использована комбинированная броня из двух разнесённых стальных листов, между которыми были проложены доски. По воспоминаниям секретаря Ленинского райкома партии Н. Г. Луценко, с 20 августа по 15 октября таким образом было переоборудовано 55 тракторов[2]. Вооружались машины лёгкими пушками или пулемётами во вращающихся башнях, причем использовались как башни от подбитых танков, так и самодельные конструкции. Как правило, вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемёта ДТ.
В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом основная ставка была сделана на психологический эффект применения танков. Танки с включёнными фарами и сиренами двинулись на румынские траншеи без артиллерийской поддержки. Противник был обращён в бегство. После этого боя за танками закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг». Подобное название объясняется ещё и тем, что за неимением орудий большого калибра стволы легких пушек наращивались для придания танкам более «серьёзного» вида, а иногда на танки попросту устанавливались муляжи орудий. Кроме того, по воспоминаниям ветеранов, при движении танки издавали ужасающий грохот.
В октябре 1941 года, при эвакуации войск, защищавших Одессу, уцелевшие бронетрактора были брошены в городе и некоторые из них использовались захватившими Одессу румынами в учебных целях.
Надо сказать, что НИ-1 был далеко не единственным бронетрактором, произведённым в годы Великой Отечественной войны. В условиях недостатка бронетехники во многих городах, располагавших более или менее развитой промышленностью, создавались и изготавливались самодельные образцы бронетехники — бронетрактора, эрзац-танки, самодельные бронеавтомобили.
К примеру, по имеющимся данным, осенью 1941 года от 50 до 60 бронетракторов было выпущено Харьковским тракторным заводом. После кратковременных сравнительных испытаний в качестве базы для танка был избран трактор СТЗ-3. При бронировании шасси трактора было усилено, а для более плавного хода на него установили обрезиненные катки и мелкозвенчатую гусеницу с транспортного трактора СТЗ-5. Толщина брони составляла 10-25 мм. В броневой рубке, смонтированной на месте кабины водителя, устанавливалась 45 мм танковая пушка с ограниченными углами обстрела. Для обороны в ближнем бою внутри перевозился пулемёт Дегтярёва или пулемёт ДП). При постановке на серийное производство на ХПЗ эта машина получила индекс ХТЗ-16. Точных данных о боевом использовании этих машин нет, но есть основания полагать, что они использовались при обороне Харькова осенью 1941 года.
Кроме того, имеются обрывочные сведения о состоявшем на вооружении Украинской повстанческой армии импровизированном танке[3]. Танк был собран в 1943 году в районе Ковеля — в подконтрольной УПА военной мастерской трактор был обшит сталью и оснащен двумя пулеметами. Танк использовался в боях с польской Армией крайовой. По другой версии[4], бронемашина была сконструирована из корпуса танка Т-26, установленного на шасси трактора СТЗ-5; нельзя исключить вероятности существования двух разных повстанческих эрзац-танков.
Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4 танка, вооружённых пулемётами[5].
В Дании бойцами местного сопротивления в начале 1945 года был построен импровизированный бронеавтомобиль V3 на случай вооружённых конфликтов с силами Вермахта. Применялся в уличных боях против датских коллаборационистов.
По состоянию на 2012 год известно о сохранности нескольких бронетрактров, предположительно являющихся НИ-1.
НИ-1.