21-09-2023
КВ-4 | |
---|---|
Классификация | Тяжелый танк прорыва |
Боевая масса, т | 82-107т |
Компоновочная схема | Классическая |
Экипаж, чел. | 5-9 человек |
История | |
Производитель | Кировский завод |
Годы разработки | 1941 |
Годы производства | Не производился |
Годы эксплуатации | Не эксплуатировался |
Количество выпущенных, шт. | Остался в чертежах |
Основные операторы | СССР |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6500-9260 |
Ширина корпуса, мм | 3800-4030 |
Высота, мм | 3000-3780 |
Колея, мм | 2500-3180 |
Клиренс, мм | 500-600 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная |
Лоб корпуса, мм/град. | 125-150мм |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 80-130мм |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 125-180мм |
Борт корпуса, мм/град. | 125-180мм |
Корма корпуса, мм/град. | 100-130мм |
Днище, мм | 40-50мм |
Крыша корпуса, мм | 40-60мм |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 107-мм ЗиС-6 + 45-мм 20-К/76-мм Л-11 |
Боекомплект пушки | 85-108 + 103-300 |
Углы ВН, град. | +20° −12° + +80° −12° |
Углы ГН, град. | 60°-360° + 45°-360° |
Пулемёты | 2×7,62-мм ДС/4×7,62-мм ДТ |
Другое вооружение | Огнемёт/Нет |
Подвижность | |
Тип двигателя | дизель М-40 |
Мощность двигателя, л. с. | 1200 |
Скорость по шоссе, км/ч | 35-50 |
Запас хода по шоссе, км | 180-320 |
Тип подвески | торсионная |
КВ-4 — советский экспериментальный тяжёлый танк семейства «КВ», разработка которого, по некоторым причинам, не дошла до постройки прототипа. На КВ-4 предлагались новые технические решения, узлы и агрегаты, применяемые на последующих боевых машинах СССР.
Содержание |
В апреле 1941 года глава СКБ-2 Ж. Котин объявил конкурс на разработку тяжелого танка КВ-4 с двумя орудиями, 125—130 мм бронёй лобовой части корпуса. Свыше 20 конструкторов приступили к работе, около 20 проектов было готово, но в связи с началом Великой Отечественной войны разработка машины была остановлена на стадии проектирования.
Изначально к разрабатываемой машине были предъявлены следующие требования:
Броневой корпус — сварной, из катаных плит и листов гомогенной стали, башни — сварные из катаных плит и листов.
В качестве вооружения предполагались два орудия: 107-мм ЗиС-6 а также 45-мм 20-К. Для борьбы с живой и малобронированной силой противника также планировалось устанавливать пулемёты ДС и ДТ. В качестве дополнительного вооружения некоторые конструкторы планировали использовать огнемёт.
Планировалось устанавливать на танки радиостанции 10-Р а также приборы наблюдения в командирской башенке.
В качестве силовой установки был представлен авиационный поршневой 12-цилиндровый V-образный четырёхтактный дизельный двигатель водяного охлаждения М-40, мощностью 1200 л.с.
Торсионная подвеска, катки с внутренней амортизацией.
Проект С. Федоренко
Проект Г. Кручёных
Проект К. Буганова
Проект Л. Переверзева
Проект неизвестного автора
Проект ещё одного неизвестного автора
Проект М. Креславского
Проект Н. Шашмурина
Проект П. Михайлова
Проект Н. Цейца
Проект П. Тарапатина/К. Кузьмина/В. Таротько
Проект Н. Духова
Конструкторы | Масса | Главный калибр | Дополнительный калибр | Макс. Скорость | Лобовая броня | Экипаж | Длина | Ширина | Высота |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
С. Федоренко | 107 мм в башне | 45 мм в башне сверху | |||||||
Г. Кручёных | 107,7т | 107 мм в башне | 45 мм в башне сверху | 35 км/ч | 180мм | 9 чел | 9,13м | 4,03м | 3,78м |
К. Буганов | 107 мм в башне | 45 мм в башне сверху | |||||||
Ф. Маришкин | 107 мм в башне | 45 мм в башне сверху | |||||||
Г. Москвин | 107 мм в башне | 45 мм в башне сверху | |||||||
Н. Струков | 107 мм в башне | 45 мм в башне сверху | |||||||
А. Ермолаев | 107 мм в башне | 45 мм в башне | |||||||
Л. Сычёв | 107 мм в башне | 45 мм в башне | |||||||
Л. Переверзев | 100т | 107 мм в башне | 45 мм в башне | 39 км/ч | 125мм | 6 чел | 6,5м | 3,8м | 3,32м |
Быков | 107 мм в башне | 45 мм в башне | |||||||
Неизвестный | 107 мм в башне | 45 мм в башне | |||||||
Неизвестный | 107 мм в башне | 45 мм в башне | |||||||
М. Креславский | 92,6т | 107 мм в общей башне | 45 мм в общей башне | 45 км/ч | 125мм | 6 чел | 9м | 4м | 3,225м |
Н. Духов | 82,5т | 107 мм в общей башне | 45 мм в общей башне | ||||||
Н. Шашмурин | 107 мм в корпусе | 76 мм в башне | |||||||
П. Михайлов | 86,5т | 107 мм в башне | 45 мм в корпусе | 50 км/ч | до 180мм | 5 чел | 9м | 3,6м | 3м |
Г. Турчанинов | 107 мм в башне | 45 мм в корпусе | |||||||
Н. Цейц | 90т | 107 мм в башне | Отсутствует | 45 км/ч | 125мм | 7 чел | 8,35м | 4,03м | 3,62м |
П. Тарапатин/К. Кузьмин/В. Таротько | 88т | 107 мм в башне с огр. УГН | 45 мм | 36 км/ч | 125мм | 6 чел | 9,26м | 3,79м | 3,175м |
В. Павлов | 45 мм в башне с огр. УГН | ||||||||
Д. Григорьев | 45 мм в башне с огр. УГН |
Несмотря на то, что ни один из проектов не был реализован в металле, огромное количество нестандартных решений, изобретений и оригинальных задумок было предложено в ходе конструирования. Многие из них были применены в разработке последующих Советских танков.
Танк КВ-4 8-го уровня в ветке «тихоходных» ТТ в MMO-игре World of Tanks. Базируется на проекте Н.Духова, сильно отличается от него по ТТХ (масса более 100 тонн, лобовое бронирование в 200 мм, возможность установки орудий Д-25Т и опытного 107-мм ЗиС-24[1],в реальности представлявшего собой наложение очень длинного 107-мм ствола (73,5 калибра) на лафет гаубицы-пушки МЛ-20).
КВ-4.