31-07-2023
Опытный средний танк «Объект 430» в танковом музее г. Кубинка. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Объект 430 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Классификация | средний танк | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 35,48 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновочная схема | Классическая | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработчик | ХЗТМ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1957 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 6048 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина с пушкой вперёд, мм | 8785 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина корпуса, мм | 3120 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2160 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
База, мм | 4437 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея, мм | 2570 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 435..445 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 120/60..40/80 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 120/55 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (верх), мм/град. | 55/50 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (низ), мм/град. | 20/30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (верх), мм/град. | 40/30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (середина), мм/град. | 40/30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (низ), мм/град. | 20/64 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Днище, мм | 20..25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша корпуса, мм | 20..40 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб башни, мм/град. | 248/0 212/30 205/35 189/44 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт башни, мм/град. | 185/0 170/35 150/40 135/45 130/50 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма башни, мм/град. | 63..50/0..35 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша башни, мм | 40/80 30/83 30/70 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Калибр и марка пушки | 100-мм Д-54ТС | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип пушки | нарезная пушка | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Боекомплект пушки | 50 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Прицелы | ТПД-43Б, ТПН-1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 1 х 14,5-мм КПВТ 1 х 7,62-мм СГМТ |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 600 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 55 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 450—600 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | индивидуальная торсионная | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,75 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | 1,4 (5 с ОПВТ) |
Объект 430 — советский опытный средний танк. Серийно не производился.
Содержание |
В послевоенный период в армию поставлялись в основном танки Т-54 и его модификации. В начале 1950-х годов стало очевидно, что вооружение, компоновка, манёвренность и броня этих танков не отвечает современным требованиям. Из-за чего они не в состоянии эффективно бороться с тяжёлыми и средними танками вероятного противника (НАТО). Поэтому армии требовался качественно новый танк, который бы превосходил по своим боевым характеристикам отечественные и зарубежные танки.[1]
Специально для разработки нового танка на заводе им. Малышева был создан специальный отдел проектирования, во главе которого стоял заместитель главного конструктора Я.И. Баран. В 1953 году был закончен аванпроект нового танка. После рассмотрения в высших инстанциях он получил одобрение. 2 апреля 1954 года Постановлением СМ СССР № 598—265 были начаты официальные работы по перспективному среднему танку, получившему обозначение «Объект 430». Эскизный проект был готов в 1954 году.[1]
Постановлением СМ СССР № 8880-524 от 6 мая 1955 года и Приказом Министерства транспортного машиностроения от 13 мая 1955 года был одобрен проект танка «Объект 430», а 8 июня 1955 года было выдано техническое задание.[1]
В 1957 году были изготовлены три опытных образца. В 1959 году были закончены заводские испытания. Одновременно с заводскими испытаниями, образцы проходили сравнительные испытания с танком «Объект 140». Во время испытаний был выявлен ряд недостатков и дефектов в конструкции и особенностях обслуживания двигателя, но в целом испытания были пройдены успешно. Заключением комиссии было замечено, что все тактико-технические требования были выполнены, но при этом существенного повышения характеристик по сравнению с Т-54 нет. Поэтому, учитывая резервы по модернизации Т-54 и незначительное повышение характеристик Объекта 430 по сравнению с Т-54, танк в серию не пошёл.[1]
В конструкции Объекта 430 была использована традиционная компоновочная схема. Сзади располагалось моторно-трансмиссионное отделение. Механик водитель располагался в центре отделения управления. Благодаря специальной компоновке МТО, был достигнут его наименьший объём среди послевоенных танков. В результате, бронированный объём танка получился практически вдвое меньше, чем у Т-54.[1]
Корпус изготавливался из стальных катаных листов. Верхняя часть была изготовлена по аналогии с Т-10 из монолитных броневых листов толщиной 120-мм с углом поворота 45 градусов и под наклоном в 60 градусов. Башня была сферической формы, в которой была узкая амбразура для установки пушки. В результате чего, лобовые части корпуса и башни выдерживали 100-мм бронебойные выстрелы с дистанции в 1 км. На корме башни имелись люки для выброса стреляных гильз и для загрузки боеприпасов.[1]
В качестве основного вооружения использовалась 100-мм нарезная пушка Д-54ТС. Длина пушки была на 200 мм больше, чем у Т-55. Пушка была оснащена механизмом выбрасывания гильз. Заряжание производилось в ручную. Для противостояния воздушным целям на танке был установлен 14,5-мм пулемёт КПВТ.[1]
Двигатель имел эжекционную систему охлаждения, такое решение было впервые применено на среднем танке. Блок радиатором был изолирован от МТО. Во время движения под водой радиаторы омывались забортной водой, из-за чего исчезала вероятность перегрева двигателя. Благодаря чему, ограниченя по ширине преодолеваемого водного препятствия исчезли. Переключение передач осуществлялось с помощью гидросервоуправления.[1]
В ходовой части применялась индивидуальная торсионная подвеска с телескопическими гидравлическими амортизаторами на первом и шестом узлах подвески. По бортам было установлено по 6 пустотелых опорных катков уменьшенного диаметра с внутренней амортизацией и по 3 поддерживающих катка.[1]
Объект 430 оснащался радиостанцией Р-113, дневным стереоскопическим прицел-дальномером ТПД-43Б (ТПДМС) с базой 1200 мм и независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости, ночным прицелом наводчика ТПН-1.[1]
Одновременно с базовым вариантом в инициативном порядке прорабатывался эскизный проект танка с обозначением «Объект 430У». В качестве основного вооружения в танке использовалась 122-мм пушка Д-25ТС. Броня танка была значительно усилена, благодаря чему танк имел характеристики, сравнимые с тяжёлыми танками, а по некоторым параметрам танк даже превосходил производившиеся серийно тяжёлые танки ИС-3 и ИС-4, а также опытный танк Т-10. В результате работы на Объектом 430У были продемонстрированы потенциальные возможности конструкции средних танков, позволявшие достичь параметров тяжёлых танков.[1]
На данный момент (2010 год) один из сохранившихся экземпляров находится в Танковом музее в городе Кубинка.[2]
«Объект 430» опытный средний танк
«Объект 430» в музее г. Кубинка
Объект 430.