18-06-2023
ИМР-1 в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИМР-1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Классификация | Инженерная машина разграждения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 37,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | с 1969 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | с 1969 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 8950..15 380 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина корпуса, мм | 3560..4150 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 3290..3360 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
База, мм | 3740 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея, мм | 2640 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 420 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса, мм/град. | 100 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 580 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 50 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 22..27 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 500 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 15,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | индивидуальная торсионная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,89 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 32 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 0,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 2,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | 1,4 |
Инженерная машина разграждения (Объект 616) — армейская машина, предназначенная для прокладки дорог по пересечённой местности, в лесу и городских завалах, для отрывки и засыпки котлованов. Принята на вооружение в 1969 году.
Содержание |
Экипаж ИМР составляют два человека: механик-водитель и командир-оператор[1].
В качестве базы используется шасси среднего танка Т-55. Корпус машины герметичен и имеет противоатомную защиту. Суммарная доза облучения, получаемого экипажем, снижалась до 10 раз[1].
Днище корпуса усилено стальными листами, подбашенный лист изменён. На верхнем листе корпуса находится башенка механика-водителя[2].
В комплект поставки ИМР входит следующее вооружение[1]:
Для связи в машине установлена радиостанция Р-113 или Р-123[1].
Для предотвращения пожаров внутри боевого отделения ИМР снабжена системой автоматического пожаротушения. Для работ в зоне химического и радиационного заражения имеется прибор химической разведки ВПХР, а также радиометр-рентгенометр ДП-3Б[1].
Бульдозерное оборудование имеет три режима работы: двухотвальное, грейдерное и бульдозерное. Смена режимов работы производится дистанционно с помощью гидравлических приводов. Для регулировки степени погружения ножа, спереди имеется управляемая лыжа. В грейдерном положении ширина захвата достигает 3,4 метра, при работе в бульдозерном режиме — 4,15 м, а в двухотвальном — 3,56 м. Скорость проделывания проходов в сплошном лесном завале составляет 200—300 метров в час, городские завалы разгребаются со скоростью 160—200 метров в час. Скорость проделывания колонного пути на пересечённой местности составляет 5-8 км в час. Кроме бульдозерного оборудования машина снабжена телескопической стрелой длинной 8,8 метров и грузоподъёмностью 2 тонны. Для использования стрелы в качестве ковша в комплекте оборудования ИМР предусмотрен специальный скребок-ковш объёмом 0,4 м³ и производительностью 40 м³ в час[1].
Большое количество этих машин участвовало в ликвидации последствий чернобыльской аварии.
В период с 1987 года по 1989 каждые 6 месяцев в Афганистан направлялись по 20 человек курсантов механиков-водителей, операторов ИМР (инженерной машины разграждения), сержантов срочной службы. Данная инженерно-военная техника ИМР возглавляла военные колонны, так-как была способна расчистить на пути следования завалы из камней. Защищённая танковой бронёй ИМР способен выдерживать лёгкие снаряды и пехотные мины
.
- Настоящая работа этой машине нашлась в страшные дни мая 1986 года у четвертого блока Чернобыльской АЭС. Только тогда эту машину оценили по достоинству. ИМР оказалась единственной машиной способной работать возле разрушенного ядерного реактора. Она одна оказалась в состоянии расчистить проходы к реактору, выполнить необходимые замеры, удалять разбросанные вокруг реактора обломки стрежней с ядерным топливом, остатки стен. Она же начинала возводить вокруг реактора саркофаг, доставляла и устанавливала крановое оборудование.
- Едва ли не все, стоявшие тогда в строю ИМРы оказались в Чернобыле и все они остались навсегда там. За время работы машины набирали так много радиации, что броня сама становилась радиоактивной. Десятки, если не сотни ИМРов среди сотен других машин стоят на заброшенном аэродроме времен войны возле Припяти.
— Веремеев Ю.Г.
Инженерная машина разграждения.