Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Олкотт, Генри Стил

23-10-2023

Генри Стил Олкотт
Henry Steel Olcott
Дата рождения:

2 августа 1832(1832-08-02)

Место рождения:

Ориндж, Нью-Джерси, США

Дата смерти:

17 февраля 1907(1907-02-17) (74 года)

Место смерти:

Адьяр, Индия

Гражданство:

США

Род деятельности:

теософ, юрист, писатель

Язык произведений:

английский

Генри Стил Олкотт (иногда Олькотт; англ. Henry Steel Olcott; 2 августа 183217 февраля 1907) — один из основателей и первый президент Теософского Общества, участник гражданской войны в США, полковник, юрист, журналист и писатель. Известен также как первый выдающийся человек Запада, который перешёл в буддизм. Его деятельность в качестве главы Теософского общества помогла возрождению буддизма, и за это он почитается в Шри-Ланке[1].

Содержание

Биографический обзор

Начало карьеры

Генри Стил Олкотт родился 2 августа 1832 года в Ориндже, штат Нью-Джерси в пуританской семье. Его отец — Генри Вайскофф Олкотт, предприниматель; мать — Эмилия Стил Олкотт.
Олкотт вырос на ферме своего отца в штате Нью-Джерси[2]. Учился в Колледже города Нью-Йорк (так тогда назывался подготовительный колледж Нью-Йоркского университета), затем изучал агрономию в Колумбийском университете Нью-Йорка[2]. Его первая книга по агрономии сахарного тростника Sorghum and Imphee (1857) принесла ему международную известность[3].
В 18581860 годах Олкотт был редактором газеты «Нью-Йорк Трибьюн» по сельскохозяйственной тематике, иногда принимал к публикации статьи и по другим темам.
В 1860 году женился на Мэри Эппли Морган (англ. Mary Epplee Morgan), дочери ректора церковно-приходской школы Троицы (Trinity parish) города Нью-Рошель. У них родились четыре ребёнка, из которых два умерли в младенчестве[4].

Олкотт служил в армии США во время гражданской войны, в 18631866, находясь в звании полковника, был специальным уполномоченным Военно-морского департамента США. По окончании войны три года изучал юриспруденцию и в 1868 году стал членом коллегии адвокатов в Нью-Йорке. Ему удалось упорядочить практику страхования и стать специалистом по таможенным пошлинам, налогообложению и страхованию[5].
Опубликовал генеалогию своего рода, которая выводила его корни от Томаса Олкотта, одного из тех, кто основал в 1636 году Хартфорд в Коннектикуте.

Спиритизм и теософия

Елена Блаватская и Генри Олкотт в 1888.

Олкотт заинтересовался спиритизмом ещё в 19 лет[3], и среди статей, которые он писал в газеты, были статьи, посвящённые движению спиритуалистов. В 1874 году он написал для газет «Нью-Йорк Сан» и «Нью-Йорк дейли график» серию статей, посвящённых сеансам медиумов братьев Эдди.
Артур Конан Дойль, прочитав эти статьи, был уверен, что Олкотт не упустил ни малейшей возможности уличить братьев Эдди в обмане. Конан Дойль пишет:

«Некоторые опыты Олкотта столь скрупулёзны и так досконально описаны, что предвосхитили многие современные исследования и заслуживают тщательного рассмотрения. Например, он привёз из Нью-Йорка весы, тщательно проверенные и снабжённые сертификатом точности. Он потребовал, чтобы одна из материализованных форм — скво Хонто — встала на эти весы, а показания считывал третий человек — мистер Притчард, уважаемый гражданин и незаинтересованное лицо. Олкотт приводит результаты взвешивания, а также справку, заверенную Притчардом под присягой в городском собрании. Хонто взвесили четыре раза, при этом её ставили на эстраду так, чтобы она не могла, опершись на что-либо, изменить свой вес. Женщина ростом в пять футов и три дюйма должна весить около 135 фунтов. Четыре взвешивания показали соответственно 88, 58, 58 и 65 фунтов в течение одного вечера»[6].

В начале 1875 года видные спиритуалисты пригласили Олкотта провести расследование по поводу обвинения в обмане, которое предъявлялось медиумам Дженни и Нельсону Холмсам, которые, как утверждалось, проводили сеансы вызова духа Кэйти Кинг (англ. Katie King)[6].

В 1874 году на одном из сеансов, которые проводились в Читтендене (штат Вермонт), он встретил Елену Блаватскую.
В ноябре 1875 года Олкотт, Блаватская и ещё несколько человек (в их числе Уильям Джадж) сформировали Теософское общество. Тогда же Блаватская начала писать свою первую книгу.
Олкотт рассказывал о совместной работе с Блаватской над «Разоблачённой Изидой»[7]:

«Один или два месяца спустя после создания Теософского Общества мы сняли две квартиры на 34-й Вест-Стрит, 433. Она на первом этаже, я на втором. С этого момента работа над „Изидой“ продолжалась без перерыва до её завершения в 1877 году. За всю её предыдущую жизнь она не выполнила и десятой доли этого литературного труда, и я никогда не встречал подобной выносливости и неутомимой работоспособности. С утра до ночи она была за своим рабочим столом, и редко кто из нас ложился спать раньше двух часов ночи. Днём мне приходилось бывать по своим служебным делам, но всегда после раннего обеда, мы располагались вместе за нашим большим столом и работали до тех пор, пока не останавливала усталость. Какой жизненный опыт! Образование, на которое потребовалась бы целая жизнь, мне было дано в сжатой форме менее чем за два года... Я просматривал каждую страницу её рукописи по нескольку раз, и каждую страницу корректуры, записал для неё многие параграфы, часто просто передавая те идеи, которые ей не удавалось тогда сформулировать по-английски; помогал найти нужные цитаты и выполнял другую вспомогательную работу. Эта книга вобрала в себя все её достоинства и недостатки. Она создала своей книгой целую эпоху, и, созидая её, создала и меня — её ученика и помощника, — так что я смог выполнять теософскую работу в течение последующих двадцати лет...»[8]

Индия и буддизм

Г. Олкотт (слева), Анни Безант и Ч. Ледбитер в Адьяре, (1905).

В декабре 1878 года Олкотт и Блаватская покинули Нью-Йорк и отправились в Индию, чтобы перенести туда место расположения штаб-квартиры Теософского Общества. Перед отъездом он получил от президента США подписанное письмо с рекомендацией всем официальным лицам и консулам США, а от госдепартамента — специальный дипломатический паспорт и полномочия информировать госдепартамент о перспективах продвижения коммерческих интересов США в Азии[3]. Они прибыли в Бомбей 16 февраля 1879 года, впоследствии местоположением Общества стал город Адьяр.
Во время их визита в 1880 году на Цейлон (Шри-Ланка) Блаватская и Олкотт прошли через ритуал принятия буддийской веры[9].

Как президент Теософского Общества Олкотт положил начало возрождению буддизма на Шри Ланке (Теософское общество основало здесь несколько буддийских школ, наиболее известные из них — Колледж Ананда, Колледж Наланда, Колледж Дхармараджа и Висаха Видьялайя); также способствовал религиозному возрождению в Индии, Японии и других странах Востока. Стимулировал рост интереса к изучению санскрита. Объединил разные секты Шри Ланки в буддийскую секцию Теософского Общества (1880); 12 сект Японии — в объединённый комитет по распространению буддизма (1889); буддистов Бирмы, Таиланда и Шри Ланки — в Собрание Южных Буддистов (1891); и в заключение северный и южный буддизм были воссоединены через подписание Четырнадцати Положений Буддизма (1891). С делегацией буддистов в индусском храме в Тинневелли посадил «дерево дружбы» (1882), что было первой демонстрацией братства между буддистами и индуистами за несколько сотен лет. В 1886 году Олкотт основал Адьярскую библиотеку, где впервые в истории религиозные учителя индуизма, буддизма, зороастризма и ислама собрались, чтобы благословить общее дело[3].
Макс Мюллер пишет, что Олкотт был инициатором публикации подлинных брахманских и буддийских текстов. Он попытался вдохновить и буддистов, и индуистов с уважением относиться к их древним религиям, помог им обнаружить в их священных писаниях слова о том, что «через тёмные стороны жизни их могут вести несколько лучей истины. Он показал им, что, несмотря на многие различия, их веками разделённые секты имеют много общего, что они должны отказаться от того, что не является существенным и придерживаться того, что является наиболее важным для создания истинных уз великого братства религий»[10].
«Буддийский катехизис» Олкотта выдержал 44 издания (к 1938), был переведён на 20 языков и стал всемирно используемым учебником. Олкотт получил благословение буддийских первосвященников Шри Ланки, Бирмы, Таиланда и Японии за свои труды для буддизма. За заслуги перед индуизмом был принят в касту брахманов[3].
Умер 17 февраля 1907 года в Адьяре, выразив желание видеть своей преемницей Анни Безант.

Махатма Кут Хуми написал о полковнике Олкотте в 1880 году:

«Он — тот, кто никогда не расспрашивает, но повинуется; кто может совершать бесчисленные ошибки из-за чрезмерного усердия, но никогда не откажется их исправить, хотя бы и ценою величайшего самоуничижения; кто рассматривает жертвование удобствами и даже жизнью, как то, чем можно радостно рискнуть, когда в этом появится необходимость; кто будет есть любую пищу или даже обойдётся без неё; будет спать на любой кровати, работать в любом месте, брататься с любым отверженным, переносить по этой причине любые лишения …»[11].

Интересно

  • В честь Олкотта названа главная улица столицы Шри-Ланки Коломбо — Олкотт-роуд.
  • В Марадане установлена его статуя.
  • Олкотт практиковал месмерическое лечение[12][13].

Библиография

  • Sorgho and Imphee, the Chinese and African sugar canes; A. O. Moore, New York (1857)
  • Outlines of the first course of Yale agricultural lectures; C. M. Saxton, Barker & Co., New York (1860)
  • Descendents of Thomas Olcott (1872)
  • Human Spirits and Elementaries (1875)
  • People from the other world; American Publishing Co., Hartford (1875)
  • A Buddhist catechism; Madras (1881)
  • Theosophy, Religion, and Occult Science; New York (1885)
  • Old Diary Leaves (6 volumes)
  • The Hindu Dwaita Catechism (1886)
  • The Golden Rules of Buddhism (1887)
  • The kinship between Hinduism and Buddhism; The Maha-Bodhi society, Calcutta (1893)
  • The Poor Pariah; Addison & Co., Madras (1902)
  • The Life of the Budha and its Lessons (1912)
  • Old diary leaves, Inside the occult, the true story of Madame H. P. Blavatsky; Running Press, Philadelphia (1975, reprint)
Публикации на русском языке
  • Олькотт Г. С. Практическая теософия: Сборник. — М.: Сфера, 2002. — 272 с. — (Фонд духовной культуры мира). — 3 000 экз. — ISBN 5-93975-051-6 (в пер.)

Литература

  • Олкотт Г. С. «Аскетизм»
  • Олкотт Г. С. «Граф Сен-Жермен и Е. П. Б. — два Вестника Белой Ложи»
  • Олкотт Г. С. «Жизнь Будды и её уроки»
  • Олкотт Г. С. «Индия: прошлое, настоящее, будущее»
  • Олкотт Г. С. «Исцеления в Калькутте»
  • Олкотт Г. С. «Общее основание всех религий»
  • Олкотт Г. С. «Прикладная теософия»
  • Олкотт Г. С. «Свидетельства о встречах с махатмами»
  • «Биография Генри Олкотта»

Примечания

  1. «Полковник Генри Стил Олкотт: великое имя в буддийской истории»
  2. ↑ Janet Kerschner The Olcott Family
  3. The Theosophical Society Adyar, Eminent Theosophists
  4. «Елена Блаватская», гл. 12)
  5. Howard Murphet Hammer on the Mountain, pp. 1—20
  6. ↑ «История спиритизма»
  7. Блаватская Е.П. «Разоблачённая Изида»
  8. Olcott H.S. Old Diary Leaves, vol.1, p. 202
  9. Col. Henry Steele Olcott: The great name in Buddhist History)
  10. Esoteric Buddhism reprinted from The Nineteenth Century (London), May 1893, pp. 767-788
  11. «Письма махатм Синнетту», письмо 4
  12. Олкотт Г.С. «Листы старого дневника», т.2, гл. XXVI
  13. «Письма Е.П. Блаватской А.П. Синнетту», приложение III: Редактору Indian Mirror «Сэр, так как полковник Олкотт, президент и основатель Теософского Общества, не примет никакого вознаграждения, равно как не желает принять благодарность за труд, взятый им на себя, дабы излечить моего внука, Ашу Тош Байсака, я, чтобы не прослыть неблагодарным, прошу выразить ему мою признательность за всё публично…(1 марта 1883)»

Ссылки

  • Articles by and relating to H.S. Olcott
  • His Life Story
  • The great name in Buddhist History

Олкотт, Генри Стил.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15