23-10-2023
Генри Стил Олкотт | |
Henry Steel Olcott | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
Ориндж, Нью-Джерси, США |
Дата смерти: |
17 февраля 1907 (74 года) |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: | |
Язык произведений: |
английский |
Генри Стил Олкотт (иногда Олькотт; англ. Henry Steel Olcott; 2 августа 1832 — 17 февраля 1907) — один из основателей и первый президент Теософского Общества, участник гражданской войны в США, полковник, юрист, журналист и писатель. Известен также как первый выдающийся человек Запада, который перешёл в буддизм. Его деятельность в качестве главы Теософского общества помогла возрождению буддизма, и за это он почитается в Шри-Ланке[1].
Содержание |
Генри Стил Олкотт родился 2 августа 1832 года в Ориндже, штат Нью-Джерси в пуританской семье. Его отец — Генри Вайскофф Олкотт, предприниматель; мать — Эмилия Стил Олкотт.
Олкотт вырос на ферме своего отца в штате Нью-Джерси[2]. Учился в Колледже города Нью-Йорк (так тогда назывался подготовительный колледж Нью-Йоркского университета), затем изучал агрономию в Колумбийском университете Нью-Йорка[2]. Его первая книга по агрономии сахарного тростника Sorghum and Imphee (1857) принесла ему международную известность[3].
В 1858—1860 годах Олкотт был редактором газеты «Нью-Йорк Трибьюн» по сельскохозяйственной тематике, иногда принимал к публикации статьи и по другим темам.
В 1860 году женился на Мэри Эппли Морган (англ. Mary Epplee Morgan), дочери ректора церковно-приходской школы Троицы (Trinity parish) города Нью-Рошель. У них родились четыре ребёнка, из которых два умерли в младенчестве[4].
Олкотт служил в армии США во время гражданской войны, в 1863—1866, находясь в звании полковника, был специальным уполномоченным Военно-морского департамента США. По окончании войны три года изучал юриспруденцию и в 1868 году стал членом коллегии адвокатов в Нью-Йорке. Ему удалось упорядочить практику страхования и стать специалистом по таможенным пошлинам, налогообложению и страхованию[5].
Опубликовал генеалогию своего рода, которая выводила его корни от Томаса Олкотта, одного из тех, кто основал в 1636 году Хартфорд в Коннектикуте.
Олкотт заинтересовался спиритизмом ещё в 19 лет[3], и среди статей, которые он писал в газеты, были статьи, посвящённые движению спиритуалистов. В 1874 году он написал для газет «Нью-Йорк Сан» и «Нью-Йорк дейли график» серию статей, посвящённых сеансам медиумов братьев Эдди.
Артур Конан Дойль, прочитав эти статьи, был уверен, что Олкотт не упустил ни малейшей возможности уличить братьев Эдди в обмане. Конан Дойль пишет:
«Некоторые опыты Олкотта столь скрупулёзны и так досконально описаны, что предвосхитили многие современные исследования и заслуживают тщательного рассмотрения. Например, он привёз из Нью-Йорка весы, тщательно проверенные и снабжённые сертификатом точности. Он потребовал, чтобы одна из материализованных форм — скво Хонто — встала на эти весы, а показания считывал третий человек — мистер Притчард, уважаемый гражданин и незаинтересованное лицо. Олкотт приводит результаты взвешивания, а также справку, заверенную Притчардом под присягой в городском собрании. Хонто взвесили четыре раза, при этом её ставили на эстраду так, чтобы она не могла, опершись на что-либо, изменить свой вес. Женщина ростом в пять футов и три дюйма должна весить около 135 фунтов. Четыре взвешивания показали соответственно 88, 58, 58 и 65 фунтов в течение одного вечера»[6].
В начале 1875 года видные спиритуалисты пригласили Олкотта провести расследование по поводу обвинения в обмане, которое предъявлялось медиумам Дженни и Нельсону Холмсам, которые, как утверждалось, проводили сеансы вызова духа Кэйти Кинг (англ. Katie King)[6].
В 1874 году на одном из сеансов, которые проводились в Читтендене (штат Вермонт), он встретил Елену Блаватскую.
В ноябре 1875 года Олкотт, Блаватская и ещё несколько человек (в их числе Уильям Джадж) сформировали Теософское общество. Тогда же Блаватская начала писать свою первую книгу.
Олкотт рассказывал о совместной работе с Блаватской над «Разоблачённой Изидой»[7]:
«Один или два месяца спустя после создания Теософского Общества мы сняли две квартиры на 34-й Вест-Стрит, 433. Она на первом этаже, я на втором. С этого момента работа над „Изидой“ продолжалась без перерыва до её завершения в 1877 году. За всю её предыдущую жизнь она не выполнила и десятой доли этого литературного труда, и я никогда не встречал подобной выносливости и неутомимой работоспособности. С утра до ночи она была за своим рабочим столом, и редко кто из нас ложился спать раньше двух часов ночи. Днём мне приходилось бывать по своим служебным делам, но всегда после раннего обеда, мы располагались вместе за нашим большим столом и работали до тех пор, пока не останавливала усталость. Какой жизненный опыт! Образование, на которое потребовалась бы целая жизнь, мне было дано в сжатой форме менее чем за два года... Я просматривал каждую страницу её рукописи по нескольку раз, и каждую страницу корректуры, записал для неё многие параграфы, часто просто передавая те идеи, которые ей не удавалось тогда сформулировать по-английски; помогал найти нужные цитаты и выполнял другую вспомогательную работу. Эта книга вобрала в себя все её достоинства и недостатки. Она создала своей книгой целую эпоху, и, созидая её, создала и меня — её ученика и помощника, — так что я смог выполнять теософскую работу в течение последующих двадцати лет...»[8]
В декабре 1878 года Олкотт и Блаватская покинули Нью-Йорк и отправились в Индию, чтобы перенести туда место расположения штаб-квартиры Теософского Общества. Перед отъездом он получил от президента США подписанное письмо с рекомендацией всем официальным лицам и консулам США, а от госдепартамента — специальный дипломатический паспорт и полномочия информировать госдепартамент о перспективах продвижения коммерческих интересов США в Азии[3]. Они прибыли в Бомбей 16 февраля 1879 года, впоследствии местоположением Общества стал город Адьяр.
Во время их визита в 1880 году на Цейлон (Шри-Ланка) Блаватская и Олкотт прошли через ритуал принятия буддийской веры[9].
Как президент Теософского Общества Олкотт положил начало возрождению буддизма на Шри Ланке (Теософское общество основало здесь несколько буддийских школ, наиболее известные из них — Колледж Ананда, Колледж Наланда, Колледж Дхармараджа и Висаха Видьялайя); также способствовал религиозному возрождению в Индии, Японии и других странах Востока. Стимулировал рост интереса к изучению санскрита. Объединил разные секты Шри Ланки в буддийскую секцию Теософского Общества (1880); 12 сект Японии — в объединённый комитет по распространению буддизма (1889); буддистов Бирмы, Таиланда и Шри Ланки — в Собрание Южных Буддистов (1891); и в заключение северный и южный буддизм были воссоединены через подписание Четырнадцати Положений Буддизма (1891). С делегацией буддистов в индусском храме в Тинневелли посадил «дерево дружбы» (1882), что было первой демонстрацией братства между буддистами и индуистами за несколько сотен лет. В 1886 году Олкотт основал Адьярскую библиотеку, где впервые в истории религиозные учителя индуизма, буддизма, зороастризма и ислама собрались, чтобы благословить общее дело[3].
Макс Мюллер пишет, что Олкотт был инициатором публикации подлинных брахманских и буддийских текстов. Он попытался вдохновить и буддистов, и индуистов с уважением относиться к их древним религиям, помог им обнаружить в их священных писаниях слова о том, что «через тёмные стороны жизни их могут вести несколько лучей истины. Он показал им, что, несмотря на многие различия, их веками разделённые секты имеют много общего, что они должны отказаться от того, что не является существенным и придерживаться того, что является наиболее важным для создания истинных уз великого братства религий»[10].
«Буддийский катехизис» Олкотта выдержал 44 издания (к 1938), был переведён на 20 языков и стал всемирно используемым учебником. Олкотт получил благословение буддийских первосвященников Шри Ланки, Бирмы, Таиланда и Японии за свои труды для буддизма. За заслуги перед индуизмом был принят в касту брахманов[3].
Умер 17 февраля 1907 года в Адьяре, выразив желание видеть своей преемницей Анни Безант.
Махатма Кут Хуми написал о полковнике Олкотте в 1880 году:
«Он — тот, кто никогда не расспрашивает, но повинуется; кто может совершать бесчисленные ошибки из-за чрезмерного усердия, но никогда не откажется их исправить, хотя бы и ценою величайшего самоуничижения; кто рассматривает жертвование удобствами и даже жизнью, как то, чем можно радостно рискнуть, когда в этом появится необходимость; кто будет есть любую пищу или даже обойдётся без неё; будет спать на любой кровати, работать в любом месте, брататься с любым отверженным, переносить по этой причине любые лишения …»[11].
Теософия | |
---|---|
Основатели | Елена Блаватская · Генри Стил Олкотт · Уильям Кван Джадж |
Теософы | Анни Безант · Эбнер Даблдей · Джеффри Ходсон · Арчибальд Кейтли · Чарлз Уэбстер Ледбитер · Джордж Роберт Стоу Мид · Изабель Купер-Оукли · Уильям Скотт-Эллиот · Альфред Перси Синнетт · Брайан Стоунхаус · Кэтрин Тингли · Эрнст Эгертон Вуд · Алиса Бейли |
Концепции | Семь лучей · Коренные расы · Окружение · Духовная иерархия |
Организации | Теософское общество · Теософское общество Адьяр · Теософское общество Пасадене · Теософское общество Точка Лома-Ковина · Теософского общества в Америке (Харгроув) · Объединенная Ложа теософов |
Тексты | Разоблачённая Изида (книга) · Ключ к теософии · Письма К.Х. Ч.У. Ледбитеру · Тайная доктрина · Голос Безмолвия |
Учителя | Санат Кумара · Майтрейя · Ману · Джуал Кхул · Махатма Мориа · Кут Хуми · Пол венецианский · Серапис Бей · Учитель Илларион · Учитель Иисус · Учитель Ракоци |
Статьи по теме | Агни Йога · Антропософия · Бенджамин Крем · Эзотеризм · Джидду Кришнамурти |
Олкотт, Генри Стил.