Ма́ну (санскр. मनु) — титул, которым в текстах индуизма называют прародителя человеческого рода. Ману — это также первый царь, правивший землёй и единственный человек, спасённый Вишну от всемирного потопа (см. Матсья). Ману обладают великим благочестием и мудростью.
14 Ману Швета-варахи-калпы
Каждый Ману правит в течение периода времени, называемого манвантара. 14 манвантар составляют одну кальпу, или один день в жизни творца Вселенной Брахмы. Ниже приводится список 14 Ману настоящей калпы, называемой «Швета-вараха-калпа»:
- Сваямбхува Ману
- Сварочиша Ману
- Уттама Ману или Ауттами
- Тамаса Ману
- Райвата Ману
- Чакшуша Ману
- Шраддхадева Ману или Вайвасвата Ману
- Саварни Ману
- Дакша Саварни Ману
- Брахма Саварни Ману
- Дхарма Саварни Ману
- Рудра Саварни Ману
- Дева Саварни Ману или Раучья
- Индра Саварни Ману или Бхаута
Согласно Пуранам, в настоящее время мы живём в 7-ю манвантару Шраддхадевы (Вайвасваты) Ману.
Генеалогия Сваямбхувы Ману
В Пуранах даётся следующая генеалогия первого Ману, Сваямбхувы:
- Брахма или Сваямбху
- Сваямбхува Ману, сын Брахмы и Гаятри[1] (в других вариациях: Шатарупы, Брахмани, Сарасвати или Савитри)
- Уттанапада и Прияврата — сыновья Сваямбхувы Ману и Ананти[1]
- Дхрува, Апасьяти, Апасьянта и Киритимана — сыновья Уттанапады и дочери Дхармы Сунриты (или Сунити)[1]
- Шишта — сын Дхрувы и Дханьи[1]
- Рипунджая, Крипа, Врита, Врика и Врикатеджаса — пять сыновей Шишты и дочери Агни Суччхаи[1]
- Чакшу — сын Рипунджаи и Вирини[1]
- Чакшуса Ману — сын Чакшу[1]
Генеалогия Вайвасваты Ману
Пураническая генеалогия 7-го Ману, Вайвасваты:
- Брахма
- Маричи — один из десяти Праджапати, созданных Брахмой.
- Кашьяпа — сын Маричи и Калы, считается отцом человечества.
- Вивасван или Сурья — сын Кашьяпы и Адити.
- Вайвасвата Ману, изначально Сатьяврата — сын Вивасвана и Самгьи.
- Икшваку, Набхага, Наришьянта, Каруша, Пришадхра, Дхришта, Шарьяти, Прамшу и Набханедишта — девять сыновей Вайвасваты Ману, у которого также была дочь Ила.[2]
Тексты, приписываемые Ману
В традиции индуизма Сваямбхуву Ману принято считать автором таких текстов, как «Манава-грихьясутры», «Манава-шулбасутры» и «Ману-смрити». «Ману-смрити» принимается многими индуистами как сборник законов для последователей индуизма и рассматривается как наиболее древний и наиболее важный текст из всех Дхарма-шастр.[3]
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Matsya Purana, Ch.IV, 24-42
- ↑ Misra, V.S. (2007). Ancient Indian Dynasties, Mumbai: Bharatiya Vidya Bhavan, ISBN 81-7276-413-8, p.48
- ↑ See Flood 1996: 56 and Olivelle 2005.
Литература