22-10-2023
Кут Хуми (иногда Кутхуми, реже Кут Хуми Лал Сингх, Учитель К.Х., или просто К.Х.), в теософии — один из Учителей Вневременной Мудрости. Теософы также считают Кут Хуми одним из членов Духовной иерархии, которая следит за развитием человеческой расы этой планеты к более высокому уровню сознания.
Согласно представлениям теософии, Кут Хуми принадлежит группе высоко развитых людей, известной как Великое Белое Братство. Кут Хуми известен также как Махатма и считается Учителем Второго Луча[1]. Ч. Джинараджадаса пишет, что имя Кут Хуми не является личным именем Учителя, а происходит от названия секты тибетского буддизма Кутхумпа[2]. Возможно, его настоящее имя — Ниси Канта Чаттопадхьяя, поскольку, похоже, что под этим именем он обучался, по крайней мере, в одном европейском университете[3].
Содержание |
Е.П. Блаватская утверждала, что К.Х. и Учитель Мориа тесно сотрудничали с ней в работе над её двумя трудами «Разоблачённая Изида» и «Тайная Доктрина». А.П. Синнетт, А.О. Хьюм (англ.)русск. и другие также опубликовали материалы, которые они считают полученными от Кут Хуми. Некоторые из этих писем послужили основой для нескольких книг Синнетта[4][5]. Они составляют также основу «Писем махатм», сборника писем Синнетту от К.Х. и Мории.
А. Бейли также написала, что она встретила Кут Хуми 30 июня 1895 года. Бейли утверждала, что он появился перед нею, как мужчина не европейской национальности в тюрбане, но одетый в европейский костюм[6]. Согласно сведениям, содержащимся в книгах Ч. Ледбитера и А. Бейли, Кут Хуми считается Учителем «Второго Луча Мудрости».[7][8]
Мэри К. Нэф пишет, что в 70-х годах XIX века махатма Кут Хуми был студентом в Европе, молодым человеком, получавшим западное образование. Доктор Гуго Вернекке и профессор Фехнер рассказывали о его присутствии в 1875 году в Лейпцигском университете и о последующем посещении им Цюриха[9]. Она утверждает также, что многие известные теософы считали, что Учитель К.Х. был студентом Дублинского университета и во время учёбы там написал книгу «Сон Раваны», опубликованную в четырёх номерах Дублинского университетского журнала[10].
Ученик К.Х. Дамодар К. Маваланкар свидетельствовал:
«Позже, в Джамму... мне выпала редкая удача быть посланным и получить позволение посетить священный ашрам, где я провёл несколько дней в благословенном окружении, состоявшем из гималайских Махатм и их учеников, в существовании которых так сильно сомневаются. Там я встретился не только с моим любимым Гуру Кут Хуми и Учителем полковника Олкотта Морией, но и с несколькими другими Братьями, в том числе с одним из Высших... То есть я не только увидел своего Гуру как живого человека, очень молодого по сравнению с некоторыми другими из этой благословенной компании, но и более того: временами они снисходили даже до бесед со мной. Так, на второй день моего пребывания мне было позволено более часа беседовать с моим Учителем. Когда он с улыбкой спросил меня, почему я так недоуменно смотрю на него, я, в свою очередь, задал ему вопрос: „Как вышло, Учитель, что некоторые члены нашего Общества полагают, что вы совсем старик и что будто они с помощью ясновидения обнаруживали, что вам по внешнему виду далеко за шестьдесят?“ В ответ он по-доброму рассмеялся...»[11].
Ч. Ледбитер в 1925 году писал, как выглядит Кут Хуми, о ложбине в Тибете, где находится дом Учителя, и немного о доме:
«Учитель Кут Хуми носит тело кашмирского брахмана, и цвет кожи его так же светел, как у обыкновенного англичанина. И у него волнистые волосы, а глаза его голубые и полные радости и любви. Волосы и борода у него каштановые, а когда попадает на них солнце, они блестят золотыми искорками. Его лицо довольно трудно описать, потому что улыбка постоянно меняет его выражение; нос его изящен, а большие глаза удивительно живого голубого цвета…
По словам Ледбитера, Учителя Морья и Кут Хуми занимают дома на противоположных сторонах узкой ложбины, склоны которой покрыты соснами, а на дне протекает маленький ручей. Время от времени Учитель Кут Хуми выезжает верхом на лошади, а когда у них есть совместная работа, его сопровождает Учитель Морья, который всегда ездит на белом коне. Учитель К.Х. регулярно посещает некоторые монастыри. Поездки по делам являются как будто его главным физическим упражнением, но иногда он встречается с Учителем Джуал Кхулом, живущим невдалеке. Библиотека в доме К.Х. — это большая комната, содержащая тысячи томов. Многие из них — современные европейские произведения. Наверху же — открытые полки для манускриптов. Учитель — подготовленный лингвист и, помимо большой английской учёности, основательно знает французский и немецкий языки. В библиотеке есть пишущая машинка, подаренная одним из учеников[12].
Ч. Ледбитер писал, что в сравнительно недавние времена многие из махатм были известными историческими персонажами. Например, К.Х. появлялся в Европе как философ Пифагор. До этого он был египетским жрецом Сартоном, а ещё в одном рождении — главным жрецом храма в Агаде, в Малой Азии, где был убит варварами, напавшими с холмов. Тогда он вернул жизнь телу утонувшего рыбака, и в этом теле отправился в Персию, где оказал значительную помощь последнему из Зороастров в основании современной формы маздеанской религии. Позднее он был фламином — жрецом Юпитера в Риме, а ещё позже Нагарджуной, великим буддийским философом. Ледбитер утверждает, что почти всегда К.Х. был или жрецом, или учителем[13].
В октябре 1882 года Синнетт послал махатмам вопрос о своём предыдущем воплощении. К.Х. ответил:
«А.П. Синнетт не является „абсолютно новым изобретением“. Он — дитя и творение своего предшествующего личного „Я“; кармический потомок для всех, кого он знает, Нония Аспрената[14], консула императора Домициана (94 год нашей эры)… и друг фламина диалис в то время (верховного жреца Юпитера и главы фламинов) или самого фламина — чем и объясняется внезапно открывшееся влечение А.П. Синнетта к мистицизму»[15].
Данный ответ подтверждает информацию Ледбитера об одном из прошлых воплощений Кут Хуми.
А. Синнетт пишет, что К.Х. телепортировал брошь м-с Синнетт из их дома внутрь подушки, которую они захватили с собой на прогулку в окрестностях Симлы. Далее он объясняет, что
«сила мысли человека, находящегося где-то в Кашмире, подняла со стола в Симле материальный предмет и, разложив его на частицы при помощи некоего процесса, о постижении которого наука Запада не может пока даже мечтать, пронесла сквозь другую материю, а затем восстановила его в первоначальной целостности, так, что каждая из рассеявшихся частиц заняла своё прежнее место, и материальный объект был воссоздан в прежнем виде, вплоть до мельчайшей чёрточки и царапинки на его поверхности»[4].
Блаватская писала Синнету о том, как К.Х. в течение 2-х месяцев передавал ей своё знание английского языка, ежедневно прикладывая на несколько секунд руку к её лбу[16]. Ч. Ледбитер пишет, как он наблюдал в Лондоне материализацию письма К.Х. в руке Блаватской[17]. Он также описал, как Блаватская получила письмо от К.Х. в вагоне идущего поезда. Из этого письма Ледбитер понял, что К.Х. был невидимым свидетелем их разговора[17]. Ч. Ледбитер пишет, что К.Х. помог ему в Лондоне уклониться от огромной трубы, упавшей перед ним на тротуар (сам К.Х. в это время в Лондоне не присутствовал)[18]. Анни Безант пишет об оккультном восстановлении разбитого блюдца, которое было сопровождено пояснительной запиской К.Х., материализовавшейся одновременно с «ремонтом» предмета[19]. Л. Халловэй пишет, что К.Х. «помогал» Герману Шмихену в работе над своим портретом, о чём художник, похоже, не подозревал[20]. Вирджиния Хансон пишет о встрече м-ра Эглинтона с К.Х. на пароходе, плывущем из Индии в Англию. После этого в Индию были телепортированы: письмо Эглинтона, подтверждающее факт встречи, и письмо К.Х., написанное на карточке Эглинтона[21].
К. Пол Джонсон (англ.)русск. утверждает, что «Учителя», о которых писала Е. П. Блаватская и чьи письма представила, в действительности являются идеализациями тех людей, которые были её менторами. Джонсон заявляет, что Кут Хуми — это Такур Сингх Сандханвалиа (Thakur Singh Sandhanwalia), член Сингх Саба, Индийского национально-освободительного движения и реформаторского движения сикхов[22]. Скептически настроенные авторы отмечают, что имеется мало доказательств того, что махатмы Блаватской когда-либо существовали[23][24].
Оккультизм | |
---|---|
|
Алхимия • Астрология • Герметизм • Гностицизм • Каббала • Карты Таро • Магия • Мистицизм • Неоплатонизм • Пифагореизм • Розенкрейцерство • Теософия • Теургия • Христианская каббала • Христианский мистицизм • Физиогномика • Эзотеризм |
Основные концепции |
Адам Кадмон • Ангелы • Астральная проекция • Астральный план • Бафомет • Великое Делание • Гнозис • Гномы • Голем • Гомункул • Грехопадение • Демоны • Древо Жизни • Духи • Духи воды • Духи огня • Закон синархии • Знаки зодиака • Иерофант • Кадуцей • Крест • Микрокосм • Мировая душа • Одержимость • Падшие ангелы • Пентаграмма • Пентаграмматон • Печать царя Соломона • Пифия • Пять метаэлементов • Саламандры • Святой Грааль • Сильфы • Стихии • Тетраграмматон • Тонкий план • Ундины • Феникс • Философский камень • Флюид • Элементали • Эликсир жизни • Эфир |
|
Кут Хуми.