16-04-2023
Альфред Перси Синнетт | |
Alfred Percy Sinnett | |
Дата рождения: | |
---|---|
Дата смерти: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: |
журналист, писатель, теософ |
Альфред Перси Синнетт (англ. Alfred Percy Sinnett; 18 января 1840 — 26 июня 1921) — журналист, писатель и теософ.
Содержание |
Отец Синнетта, профессиональный журналист, умер в 1845 году. В 1851 году Синнетт поступает в Лондонский университет, живёт со своей матерью Джейн, которая работает в сфере периодической литературы, и старшей сестрой Софией (22 года), работающей учительницей. Сестра матери — Сара, 48 лет от роду, тоже учительница[1]. В 1859 году Синнетт — профессиональный журналист, работает ассистентом помощника редактора лондонской газеты The Globe[2]. В 1865 году он едет в Гонконг, где работает редактором Hong Kong Daily Press. Возвратившись в 1868 году в Англию, становится ведущим автором лондонской газеты Evening Standard[2]. В 1870 году Синнет женится на Пейшнс Иденсор (англ. Patience Edensor). По данным переписи населения 1871 года, он — журналист, возраст — 31 год, родился в Мидлсексе; его жене Пейшнс — 27 лет, и её мать Кларисса Иденсор (англ. Clarissa Edensor), «землевладелец», живёт с ними[3].
В 1872 году Синнетт с семьёй переезжает в Индию в Аллахабад, где он занимает пост редактора ведущей английской ежедневной газеты Индии The Pioneer[4]. В феврале 1879 года в Индию прибывают основатели Теософского Общества Е.П. Блаватская и Г.С. Олкотт. Узнав об этом, Синнетт отправил им письмо, в котором написал, что интересуется оккультизмом гораздо серьёзнее, чем большинство других журналистов, и что он надеется встретиться с ними, если они когда-нибудь пожелают посетить север страны. Благодаря последовавшей за этим письмом оживлённой переписке, основатели уже декабре 1879 года прибыли в Аллахабад, и Синнетты вступили в Теософское Общество[2]. Олкотт вспоминал впоследствии о том, что никакой другой англо-индийский редактор не был настроен к ним более дружественно и не был столь объективным, говоря об их взглядах и идеалах. Синнетт всегда был их истинным другом и добросовестным критиком; но он был ещё и могущественным союзником, поскольку контролировал наиболее влиятельную в Индии газету; кроме того, среди всех журналистов он пользовался наибольшим доверием и уважением со стороны высокопоставленных правительственных чиновников[5].
Блаватская неоднократно бывала в гостях у Синнеттов, прожив в их доме за два года в общей сложности более трёх месяцев. Этого времени было вполне достаточно, чтобы убедиться, что феномены паранормального характера, производимые ею, нельзя не считать реальностью[6].
Благодаря посредничеству Блаватской, Синнетт вступил в переписку[7] с одним из тибетских махатм:
«…Я написал письмо, адресовав его „Неизвестному Брату“, и передал мадам Блаватской, чтобы посмотреть, выйдет ли из этого что-нибудь. Моя идея оказалась необычайно удачной, ибо это робкое начинание вылилось в самую интересную переписку, в которой я когда-либо имел честь состоять...»[6]
Известный теософ Ч. Джинараджадаса пишет:
«Махатмы избрали следующую процедуру пересылки писем. Иногда они доставляли письма оккультным способом в место их пребывания в Тибете, иногда получали и прочитывали их в Индии, независимо от того, где они были написаны. В некоторых случаях Учитель К.Х., получая письмо, снабжал его комментариями и возвращал Е.П. Блаватской для подшивки в архив… Ответы на них присылались преимущественно феноменальным способом, а написаны они были либо синим и красным карандашом, либо чёрными и красными чернилами, а одно — зелёными. Эти письма не писались от руки, но осаждались, то есть материализовались на бумаге с помощью употребляемого адептами[8] процесса, который неизменно влечёт за собой использование четвёртого пространственного измерения»[9].
О способе написания писем махатм, напоминающем современную ксерографию, Дж. Барборка говорит, что письма махатм были осаждены на бумагу, а не написаны от руки, так как в результате их исследования установлено, что каждая буква демонстрирует «попеременно-зернистый» эффект (так был назван результат такого типа осаждения), особенно заметный на подчёркиваниях и перекладинах букв t. Исследование под увеличительным стеклом ясно показывает маленькие горизонтальные линии, или чёрточки, образующие каждую букву. Он считает, что ручкой и чернилами добиться письма такого типа невозможно[10].
В 1881 году в Англии Синнет опубликовал свою первую теософскую книгу «Оккультный мир». Книга посвящена автором его главному корреспонденту по переписке с махатмами — Учителю К.Х.:
«Тому, чьё понимание Природы и Человечества настолько превзошло пределы европейской науки и философии, что лишь те из представителей этих отраслей познания, которые наделены наиболее широким кругозором, способны представить себе существование в Человеке сил, подобных тем, которые постоянно проявляет тот, о ком я говорю, —КУТ ХУМИ ЛАЛ СИНГХУ,
чьё доброе дружеское расположение даёт автору этой книги право притязать на внимание европейской общественности; человеку, чьё согласие автор испросил и получил, с любовью посвящается эта небольшая книжка».
Убеждённый на все сто процентов в том, что оккультизм — не выдумка, не фокусничество и не обман, автор пытается убедить в этом и своих читателей. Книга привела в Теософское Общество многих, ставших впоследствии знаменитыми, его деятелей, например, Ч.У. Ледбитера[11].
В 1883 году Синнетт публикует свою вторую книгу «Эзотерический буддизм», написанную на основании заметок о космологии, полученных ранее от махатмы М., и ответов, данных махатмой К.Х.. Ч. Джинараджадаса считает, что написание «Эзотерического буддизма» на основании столь разнородного материала даваемых Синнетту учений — это «поистине выдающийся подвиг» и высокое проявление его таланта. Он считает, что эта книга является «превосходным, ярким и кратким» изложением доктрины махатм, поэтому её автор заслужил благодарность многих тысяч людей[9].
Синнетт задавал вопросы не только махатмам, но и главному их посреднику и агенту Е.П. Блаватской. Множество вопросов было задано при личных встречах и в письмах, Синнетт не скрывал своего намерения стать её биографом. Впоследствии в своих письмах она продолжала присылать Синнетту дополнительную информацию, то и дело всплывавшую в её памяти, и Синнетту стоило немалого труда сложить из этих фрагментов связный рассказ о её необычайной карьере. В 1886 году книга всё-таки была издана под названием «Эпизоды из жизни мадам Блаватской».
Кроме книг Синнетт написал множество статей по линии теософии, оккультизма и спиритуализма. Знаменитый писатель и спиритуалист А. Конан Дойль, определяя земные войны, как всего лишь видимую сторону «невидимых битв в высочайших сферах», высоко оценил статью Синнетта «Сверхпсихические аспекты войны»[12].
Синнетт написал предисловие к теософской книге У. Скотт-Эллиота «История Атлантиды» (1896) [13].
Неудачи, постигшие Теософское Общество в 1884 году, привели к обострению разногласий между Синнеттом и Блаватской. Учитель К.Х., защищая Блаватскую, писал Синнетту:
«Друг, опасайтесь гордости и эгоизма, двух величайших капканов, уготованных для стремящегося вскарабкаться по крутым тропам Знания и Духовности… К несчастью, как бы ни был велик ваш чисто человеческий интеллект, ваша духовная интуиция слаба и туманна, так как она никогда не развивалась… Правда на её стороне. Ваши обвинения чрезвычайно несправедливы и тем более болезненны мне, что исходят от вас. Если после этого утверждения вы всё же будете придерживаться той же самой позиции, мне придется выразить своё глубокое сожаление по поводу этой новой нашей неудачи и пожелать вам от всего моего сердца успехов у более достойных учителей. Несомненно, ей не хватает милосердия, но, действительно, вам не хватает проницательности»[14].
Синнетт ушёл из Теософского Общества в марте 1909 года, после того, как сформировал своё Элевсинское Общество на основе бывшей Лондонской Ложи[15]. Он возвратился в Теософское Общество в 1911 году, когда Анни Безант предложила ему пост вице-президента. Ч. Джинараджадаса писал о Синнетте:
«Именно эта интеллектуальная гордыня заставляла его часто быть несправедливым, а Учитель говорит „жестоким“, и к Е.П.Б., и к полковнику Oлкотту. Американская демократичность и (для м-ра Синнетта) нехватка рафинированности и „общественных манер“ полковника Oлкотта сильно его раздражала. И точно так же он постоянно заблуждался относительно большей части качеств характера Е.П.Б…. М-р Синнетт не изменил своего отношения до конца. За один год до его смерти, когда я видел его, он был всё ещё полон своих обид, уничижительных для Е.П.Б. и, в особенности, для её вклада в теософию»[16].
В 1890 году постигшие Синнетта финансовые затруднения внесли коренные перемены в его жизнь. Синнеттам пришлось переехать из своей резиденции в Лэдброук Гарденс в Личестер Гарденс, а затем и в ещё более дешевый дом, находящийся в менее престижном квартале на Уэстбурн Террас Роуд[17].
1908 год стал для Синнетта годом тяжелейшей личной утраты. 11 мая его сын Денни Синнетт (1877—1908) умер от туберкулёза после недолгой взрослой жизни, которая и без того представляла собой беспрерывную цепь неудач. Его родители сделали всё, что было в их силах, чтобы устроить Денни на какую-нибудь доходную должность. Им удавалось это несколько раз, но, возможно, по причине своего слабого здоровья он плохо справлялся со своими обязанностями. 9 ноября того же года, когда карьера Синнетта терпела наиболее сокрушительный крах, после продолжительного ракового заболевания скончалась его жена Пэйшнс Синнетт[17] (1844—1908).
Последние годы жизни Синнетта были омрачены вновь вернувшейся бедностью, но ничто не могло поколебать его преданности Учителю, до самого последнего дня он не прекращал своей теософской деятельности. Финансовая поддержка друзей и часто выражавшаяся в той же форме дань уважения к его заслугам со стороны коллег позволяли ему продолжать свою работу. Незадолго до его смерти Анни Безант сама выступила с инициативой создания фонда для его материальной поддержки. Ему были переданы пять тысяч фунтов стерлингов, но он уже не успел порадоваться своему избавлению от нужды[17].
Он был вице-президентом Теософского Общества в 1880—1888, 1895—1907, 1911—1921, исполнял обязанности президента Теософского Общества в течение 4-х месяцев в 1907 году вскоре после смерти Г. Олкотта[2].
«Необычайная жизнеспособность той замечательной философской системы, на которой основывается всё движение, подтвердилась, — писал Синнетт. — Повсеместно распространяется восприятие теософии как единственного удовлетворительного объяснения законов природы и человеческой жизни... те, кто читает теософскую литературу, и те, кто интересуется учением, собрались вокруг небольшого ядра ... и воссоздали Теософское Общество как мощную организацию...»[17]
К. Пол Джонсон (англ.)русск. утверждает, что «Учителя», о которых писали теософы и чьи письма представили, в действительности являются идеализациями людей, которые были менторами Блаватской. Джонсон заявляет, что Кут Хуми — это Такур Сингх Сандханвалиа (Thakur Singh Sandhanwalia), член Сингх Саба, Индийского национально-освободительного движения и реформаторского движения сикхов[18]. Скептически настроенные авторы отмечают, что имеется мало доказательств того, что махатмы Блаватской когда-либо существовали[19][20].
«М. советует м-ру Синнетту взять на себя особые обязанности не допускать, чтобы его маленького сына заставляли есть мясо, даже птичье… Раз уж мать отдала ребёнка под покровительство К.Х., то пусть она не допускает ничего, что загрязняет его естество. Ребёнок в ближайшем будущем может стать мощной движущей силой добра»[21].
М-с Синнетт боялась за здоровье Денни. Зная это, К.Х. прислал локон своих волос:
«Я надеюсь, что вы меня простите, если посоветую вам зашить приложенное в маленькую ладанку — хватит частички его — и повесить на шею ребёнка. Так как я неспособен принести в ваш дом полный магнетизм моей физической личности, то я делаю самое лучшее, что могу, посылая вам локон, как проводник для передачи моей ауры в концентрированном состоянии. Не разрешайте никому другому брать его в руки за исключением м-с Синнетт»[14].
«А.П. Синнетт не является „абсолютно новым изобретением“. Он — дитя и творение своего предшествующего личного „Я“; кармический потомок для всех, кого он знает, Нония Аспрената[22], консула императора Домициана (94 год нашей эры)… и друг фламина диалис в то время (верховного жреца Юпитера и главы фламинов) или самого фламина[23] — чем и объясняется внезапно открывшееся влечение А.П. Синнетта к мистицизму»[14].
Теософия | |
---|---|
Основатели | Елена Блаватская · Генри Стил Олкотт · Уильям Кван Джадж |
Теософы | Анни Безант · Эбнер Даблдей · Джеффри Ходсон · Арчибальд Кейтли · Чарлз Уэбстер Ледбитер · Джордж Роберт Стоу Мид · Изабель Купер-Оукли · Уильям Скотт-Эллиот · Альфред Перси Синнетт · Брайан Стоунхаус · Кэтрин Тингли · Эрнст Эгертон Вуд · Алиса Бейли |
Концепции | Семь лучей · Коренные расы · Окружение · Духовная иерархия |
Организации | Теософское общество · Теософское общество Адьяр · Теософское общество Пасадене · Теософское общество Точка Лома-Ковина · Теософского общества в Америке (Харгроув) · Объединенная Ложа теософов |
Тексты | Разоблачённая Изида (книга) · Ключ к теософии · Письма К.Х. Ч.У. Ледбитеру · Тайная доктрина · Голос Безмолвия |
Учителя | Санат Кумара · Майтрейя · Ману · Джуал Кхул · Махатма Мориа · Кут Хуми · Пол венецианский · Серапис Бей · Учитель Илларион · Учитель Иисус · Учитель Ракоци |
Статьи по теме | Агни Йога · Антропософия · Бенджамин Крем · Эзотеризм · Джидду Кришнамурти |
Оккультизм | |
---|---|
|
Алхимия • Астрология • Герметизм • Гностицизм • Каббала • Карты Таро • Магия • Мистицизм • Неоплатонизм • Пифагореизм • Розенкрейцерство • Теософия • Теургия • Христианская каббала • Христианский мистицизм • Физиогномика • Эзотеризм |
Основные концепции |
Адам Кадмон • Ангелы • Астральная проекция • Астральный план • Бафомет • Великое Делание • Гнозис • Гномы • Голем • Гомункул • Грехопадение • Демоны • Древо Жизни • Духи • Духи воды • Духи огня • Закон синархии • Знаки зодиака • Иерофант • Кадуцей • Крест • Микрокосм • Мировая душа • Одержимость • Падшие ангелы • Пентаграмма • Пентаграмматон • Печать царя Соломона • Пифия • Пять метаэлементов • Саламандры • Святой Грааль • Сильфы • Стихии • Тетраграмматон • Тонкий план • Ундины • Феникс • Философский камень • Флюид • Элементали • Эликсир жизни • Эфир |
|
Синнетт, Альфред Перси.