Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Тюрки

17-10-2023

Тюрки

Распространение тюркских языков [1].
Современный ареал расселения и численность

Всего: приблизительно 170 млн. человек[4]

* Турция - 55 млн[2]

Религия

В основном ислам (преимущественно суннитского толка), а также христианство, тенгрианство и шаманизм

Тю́рки — этноязыковая общность, сформировавшаяся на территории Алтая и в степях Азии в I тыс. до н. э.[5]

Одним из традиционных занятий тюрок было кочевое скотоводство, а также добыча и обработка железа.

Тюркоязычные народы известны с III в. до н. э., но первые упоминания этнонима тюрк появились в начале VI в. на Монгольском Алтае и относились к небольшому народу, впоследствии ставшему доминирующим в Срединной Азии. Слово тюрк означает сильный, крепкий[6].

Тюрки говорят на языках тюркской группы.

В настоящее время тюркские народы проживают на территориях разных государств — от Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья, Средиземноморья, Южной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России[7]. Тюркские меньшинства имеются также в государствах Западной Европы, Америки и Китая.

Содержание

Общие сведения

В наше время глобализация и усиление процесса интеграции с другими народами привели к широкому распространению тюрок за пределы их исторического ареала. Современные тюрки проживают на разных континентах - в Евразии, Северной Америке, Австралии.

Антропологически современные тюрки относятся к двум большим расам — монголоидной и европеоидной, однако больше распространены переходные формы. Монголоидные черты уменьшаются, а европеоидные усиливаются от востока к западу, наиболее монголоидными являются якуты, хакасы, тувинцы, томские татары, алтайцы и др., европеоидными — азербайджанцы,балкарцы, гагаузы,карачаевцы, кумыки, турки и др.[8][9] Одним из наиболее распространенных антропологических типов тюрок является смешанный тураноидный тип (монголоидные признаки преобладают над европеоидными в пропорции около 60%-40%), наиболее характерный для казахов, ногайцев и каракалпаков[10].

Краткая история

Этническая история прототюркского субстрата отмечена синтезом двух групп населения:

  • сформировавшейся к западу от Волги, в III-II тыс. до н.э., в ходе многовековых миграций в восточном и южном направлениях, стала преобладающим населением Поволжья и Казахстана, Алтая и долины Верхнего Енисея.
  • появившаяся в степях восточнее Енисея позднее, имела внутриазиатское происхождение.

История взаимодействия и слияния обеих групп древнего населения на протяжении двух — двух с половиной тысяч лет и есть процесс, в ходе которого осуществлялась этническая консолидация и сформировались тюркоязычные этнические общности. Именно из среды этих близкородственных племён во II тыс. н.э. выделились современные тюркские народы России и сопредельных территорий [11]

О «скифском» и «хуннском» пластах в формировании древнетюркского культурного комплекса пишет Д.Г. Савинов, по которому они "постепенно модернизируясь и взаимно проникая друг в друга, становились общим достоянием культуры многочисленных групп населения, вошедших в состав Древнетюркского каганата. Идеи преемственности древней и раннесредневековой культуры кочевников также нашли своё отражение в произведениях искусства и ритуальных сооружениях" [12].

С VI века нашей эры область в среднем течении Сырдарьи и реки Чу стала именоваться Туркестаном. В основе топонима лежит этноним «тур», являвшийся общим племенным названием древних кочевых и полукочевых народов Центральной Азии[13]. Кочевой тип государства в течение многих столетий был преобладающей формой организации власти в азиатских степях. Кочевые государства, сменяя друг друга, существовали в Евразии с середины I тыс. до н. э. до XVII века.[14]

В 552745 в Центральной Азии существовал Тюркский каганат, который в 603 году распался на две части: Восточный и Западный каганаты. В состав Западного каганата (603—658) вошла территория Средней Азии, степи современного Казахстана и Восточный Туркестан. Восточный каганат включил в свой состав современные территории Монголии, северного Китая и южную Сибирь. В 658 году Западный каганат пал под ударами объединенных сил китайцев и восточных тюрок. В 698 году вождь племенного союза тюргешей — Учэлик основал новое тюркское государство — Тюргешский каганат (698—766).

В V—VIII веках пришедшие в Европу тюркские кочевые племена булгары основали ряд государств, из которых наиболее долговечными оказались Дунайская Болгария на Балканах и Волжская Булгария в бассейне Волги и Камы. В 650969 гг. на территории Северного Кавказа, Поволжья и северо-восточного Причерноморья существовал Хазарский каганат. В 960-е гг. он был разгромлен киевским князем Святославом. Вытесненные во второй половине IX века хазарами печенеги обосновались в северном Причерноморье и представляли угрозу для Византии и Древнерусского государства. В 1019 году печенеги потерпели поражение от великого князя Ярослава. В XI веке печенегов в южнорусских степях сменяют половцы, которые в XIII веке были разгромлены и покорены монголо-татарами. Западная часть Монгольской империи — Золотая Орда — стала преимущественно тюркским по населению государством. В XV—XVI вв. она распалась на несколько самостоятельных ханств, на основе которых сформировался ряд современных тюркоязычных народов. Тамерлан в конце XIV века создаёт в Средней Азии свою империю, которая, однако, с его смертью (1405 г.) быстро распадается.

Ещё в начале I тысячелетия н. э. отдельные тюркские группы начали проникать в Закавказье. В раннем средневековье на территории Среднеазиатского междуречья сформировалось оседлое и полукочевое тюркоязычное население, находившееся в тесном контакте с ираноязычным согдийским, хорезмийским и бактрийским населением. Активные процессы взаимодействия и взаимовлияния привели к тюрко-согдийскому симбиозу.

Массово переселяться на территорию Передней Азии (Закавказье, Азербайджан, Анатолия) тюрки начали лишь в середине XI н. э. (сельджуки). Нашествие сельджуков сопровождалось опустошениями и разрушением многих закавказских городов[15]. В XI-XIV веках население восточного Закавказья подверглось тюркизации в связи с нашествиями тюрок-огузов и монголо-татар[16]. В результате завоеваний тюрками-османами в XIII-XVI вв. территорий в Европе, Азии и Африке образовалась огромная Османская империя, однако с XVII века она начала клониться к упадку. Ассимилировав большинство местного населения, османы стали этническим большинством в Малой Азии. В XVI-XVIII веках Россия включает в свои пределы большое количество земель бывшей Золотой Орды, на которых существовали тюркские государства (Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство, Крымское ханство. В начале XIX века Россия присоединяет ряд азербайджанских ханств Восточного Закавказья). В то же время Китай аннексирует Центральную Азию (Джунгарское ханство). После присоединения к России территорий Средней Азии и аннексии Казахского ханства и Кокандского ханства, Османская империя наряду с Хивинским ханством и Бухарским эмиратом оставались единственными чисто тюркскими государствами.

Культура и мировоззрение

Шаман из Тывы во время церемонии

Религия древних тюрок основывалась на культе Неба — Тенгри, среди современных её обозначений выделяется условное название — тенгрианство. У тюрок не было представления об облике Тенгри. Согласно древним воззрениям мир разделён на 3 слоя:

  • верхний (небо, мир Тенгри и Умай), изображался внешним крупным кругом;
  • средний (земли и воды), изображался срединным квадратом;
  • нижний (загробный мир), изображался внутренним малым кругом.

Считалось, что первоначально Небо и Земля были слиты, образуя хаос. Потом они разделились: сверху проявилось ясно-чистое Небо, внизу же оказалась бурая земля. Между ними возникли сыны человеческие. Данная версия упоминалась на стелах в честь Кюль-тегина (умер в 732 году) и Бильге-кагана (734).

Другая версия повествует об утке (утках). По хакасской версии

сначала был лишь океан, лишь две утки. Одна, в будущем Тенгри, вечно была задумчива, медленно качалась на водной глади. Вторая же, Ирлик-хан, постоянно ныряла, бороздя просторы моря. Однажды Ирлик сообщил Тенгри, что на дне есть некий песок. Тэнгри велел достать ему его. Утка нырнула и принесла в клюве своём песку. Тогда Тенгри начал его расширять колотушкой и создал землю. Но узнал он, что завистливый Ирлик, мечтавший о господстве, в зобу своём упрятал немного песку, а потом изверг его, и оттого образовались неровности земные: горы и холмы. Обиделся Тенгри, взмыл в поднебесье, Ирлик же спрятался под землёю от стыда.

Эрлик — бог загробного мира. Тюрки видели его пустым, холодным. Эрлика представляли треглазым быкоголовым существом. Один его глаз видел прошлое, второй — настоящее, третий — будущее. В его дворце томились души. Он посылал беды, ненастья, тьму и вестников смерти.

Жена Тенгри — богиня женских ремёсел, матерей и рожениц — Умай. В тюркских языках и по сей день сохранились слова с корнем «умай». Многие из них значат «пуповина», «женские половые органы».

Покровителем земли называли божество Ыдук-Йер-Суб (Священная Земля-Вода).

Существовал и культ волка: многие тюркские народы и сейчас сохранили легенды о том, что ведут происхождение от этого хищника. Культ частично сохранялся даже у тех народов, которые приняли иную веру.[17][18][19]. Изображения волка существовали на символике многих тюркских государств.

Например, у башкир в мифических преданиях, легендах и сказках, а также в поверьях, обычаях, обрядах и народных праздниках волк выступает как тотемический предок-прародитель, покровитель и защитник.[20]

Развит был также культ предков. Существовало многобожие с обожествлением сил природы, что сохранилось в фольклоре всех тюркских народов.

Классификации тюркских народов и государственно-территориальных образований

Исторические тюркские народы

Тюркский мир по Махмуду Кашгари (XI век)

Современные тюркские народы

Расселение тюркоязычных народов в мире на начало XXI века.

Проблемы, связанные с классификацией

Основная проблема в том, что между тюркскими народами различных ветвей нередко наблюдалась языковая конвергенция в процессе их сосуществования на соседних территориях. Из этого вытекает другая проблема — разграничение исконных и контактных изоглосс.

Современные независимые тюркские государства

Современные тюркские национальные автономии

КНР
Россия
Молдавия
Узбекистан

Современные тюркские народы, не имеющие своего государственно-территориального образования

См. также

Примечания

  1. Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская Энциклопедия, 1990. — С. 527—529. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2
  2. 55 milyon kişi 'etnik olarak' Türk. Проверено 18 января 2012.
  3. [1], Looklex Encyclopaedia, Iranian.com, «Ethnologue» Report for Azerbaijani Language, UNPO information on Southern Azerbaijan, Jamestown Foundation, The World Factbook: Ethnic groups by country (CIA)
  4. Encyclopedia of the Peoples of Asia and Oceania. 2008. том 1 стр 826
  5. Тюрки — статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
  6. Л. Н. Гумилёв, «Три исчезнувших народа». 1961 г.
  7. Ахатов Г. Х.. Диалект западносибирских татар. Уфа, 1963, 195 с.
  8. ГЕНЕТИЧЕСKАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Эволюция. В МИРЕ НАУКИ
  9. Генетическая история человечества
  10. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/339378 Большой Энциклопедический словарь, 2000г.
  11. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи Евразии // Санкт-Петербург: Фарн. 1994. 166 с. ISBN 5-900461-027-5
  12. Савинов Д.Г. О «скифском» и «хуннском» пластах в формировании древнетюркского культурного комплекса // Вопросы археологии Казахстана. Вып. 2. Алматы-М.: 1998. С. 130-141
  13. Еремеев Д. Е. «Тюрк» — этноним иранского происхождения? // Советская этнография. 1990. № 1
  14. Крадин Н. Н. Кочевники, мир-империи и социальная эволюция // Альтернативные пути к цивилизации: Кол. монография / Под ред. Н. Н. Крадина, А. В. Коротаева, Д. М. Бондаренко, В. А. Лынши. — М., 2000.
  15. Восток в средние века. V. Закавказье в XI—XV вв
  16. Азербайджан
  17. «Маралом», «Медведем» и «Волком» премируют победителей Фестиваля мировой музыки «Алтай» :: ИА АМИТЕЛ
  18. Тюркология
  19. Происхождение тюркского языка
  20. Культ волка у башкир
  21. Тубалары, южные алтайцы, киргизи и кыпчаки Ферганы, возможно, близки к кыпчакам
  22. Говорят на кондомском наречии шорского языка
  23. Традиционно относятся к северным, но тубаларский идиом близок южноалтайскому
  24. Говорят (или говорили) на нижнечулымском наречии чулымского языка
  25. Говорят на лобнорском языке, совмещающем признаки карлукских и киргизского
  26. Хотонский язык, если существовует, характеризуется смешением в основном карлукских и киргизских особенностей
  27. Халаджи к огузской группе не относятся, они являются потомками племен аргу, откочевавших вместе с огузами (сельджуками) с территории Казахстана и прилегающих на территории нынешних государств Иран и Афганистан. Существует гипотеза, согласно которой халаджский и остальные карлукско-уйгурские языки и карлукско-хорезмийские не составляют специфического единства.
  28. По гипотезе А. В. Дыбо, центрально-восточные тюрки, карлуки (без халаджей и древних карлуков) и кыпчаки составляют единую карлукско-кыпчакскую группу.
  29. Говорят на среднем диалекте крымскотатарского языка.
  30. Караимы — тюркоязычный этнос, исповедующий караизм, называемый иногда особой формой иудаизма. По одной из версий, являются потомками хазар. Говорят на караимском языке, близком к крымскотатарскому, особенно в крымском диалекте.
  31. Крымчаки — тюркизированные крымские евреи. Говорят на крымчакском языке, близком к крымско-татарскому. В отличие от караимов, являются раббанитами, то есть исповедуют ортодоксальный иудаизм, также как караимы предполагают свое этническое происхождение от тюркского населения Хазарии, принявшего иудаизм.
  32. Урумы — тюркизированные черноморские греки, говорящие на диалекте крымскотатарского языка, близком к среднему диалекту.
  33. Говорят на кипчакских диалектах узбекского языка.
  34. Говорят на северном диалекте крымскотатарского языка.
  35. Говорят на диалекте крымскотатарского языка, близком к южнобережному диалекту.
  36. Говорят на южнобережном диалекте крымскотатарского языка.
  37. Говорят на хорезмском и иканско-карабулакском диалектах узбекского языка.
  38. Говорят на среднечулымском наречии чулымского языка.
  39. Говорят на мрасском наречии шорского языка.
  40. CIA — The World Factbook
  41. Агентство Респуюлики Казахстан по статистике. Численность населения Республики Казахстан по областям, городам и районам, полу и отдельным возрастным группам, отдельным этносам. Данные на 1.01.2010.
  42. Предварительные итоги переписи населения Киргизии 2009 г.
  43. CIA — The World Factbook
  44. ↑ Результаты переписи 2002 года
  45. Национального бюро статистики Республики Молдова
  46. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике

Литература

  • Тюрко-татары // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ахатов Г.Х. Об этногенезе западно-сибирских татар // Вопросы диалектологии тюркских языков. — Казань: Издательство Казанского университета, 1960.
  • Ганиев Р. Т. Восточно-тюркское государство в VI - VIII вв. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2006. — С. 152. — ISBN 5-7525-1611-0
  • Л. Н. Гумилёв. История народа хунну
  • Л. Н. Гумилёв. Древние тюрки
  • Шамиль Мингазов. Доисторические тюрки
  • Рафаэль Безертинов. Древнетюркское мировоззрение «Тэнгрианство»
  • Рафаэль Безертинов. Тюрко-татарские имена
  • Файзрахманов Г. Л. Древние тюрки в Сибири и Центральной Азии
  • Мирфатых Закиев Происхождение тюрок и татар

Ссылки

  • Древнетюркский словарь

Тюрки.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15