Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Польско-литовские татары

18-10-2023

Польско-литовские татары
Современный ареал расселения и численность

Всего: 26 тыс. чел
 Белоруссия — 10 тыс. чел
 Польша — 5 тыс. чел
 Литва — 4 тыс. чел

Религия

Ислам, православие, католики, протестанты

Родственные народы

татары, крымские татары

Юбилейная монета 50 литов в честь 600-летия поселения татар и караимов в Литве, выпущенная в 1997 году.

Польско-литовские татары (белорусские татары, липки) — самостоятельная этнотерриториальная общность татар.

Общая численность свыше 26 000 человек (1993), из них в Белоруссии свыше 10 тыс., Литве около 4 тыс. и Польше свыше 5 тыс. человек. Отдельные представители проживают также в Латвии, Молдове, Украине, России и других странах. Письменность на основе кириллицы и латинской графики. Верующие — в основном мусульмане-сунниты, есть также христиане (православные, католики и протестанты).

Содержание

История

В качестве самостоятельной этнической группы татарского народа сформировались в конце XIV — начале XV веков[1] на территории Великого княжества литовского из поступивших на службу к литовским князьям выходцев из Золотой Орды, позже из Большой и Ногайской Орд, Крымского ханства, в том числе потомков Мамая и его воинов (см. князья Глинские). В первой половине XV века образовали вассальные Литве княжества — Джаголдаева тьма и княжество Мансура.

В XVIII веке в войске Речи Посполитой насчитывалось несколько татарских полков. В Российской империи в 1797 году был создан Литовско-татарский конный полк. В 1812 году в гвардии Наполеона был сформирован эскадрон литовских татар.

В современной Литве татары компактно проживают в Вильнюсском и Алитусском районах, разрозненно — по всей республике.

Культурная жизнь

Особые политические и социально-экономические условия, в которых оказалось татарское население Великого княжества Литовского, сыграло основную роль в формировании специфических черт в культуре и языке польско-литовских татар. Уже к концу XVI века перешли на старобелорусский язык, позднее часть перешла на польский язык. Для религиозной литературы использовался модифицированный арабский алфавит.

Религиозные и общественно-культурные центры находились в Вильно, Варшаве, где издавались бюллетень «Рочник татарски» («Татарский ежегодник»), журнал «Жиче татарске» («Татарская жизнь»), действовали Мусульманский религиозный союз Речи Посполитой, Культурно-просветительский союз татар Речи Посполитой, муфтиат. После Второй мировой войны общественно-культурную жизнь полностью восстановить не удалось, лишь в 1947 году был восстановлен Мусульманский религиозный союз.

В Литовской Республике действует [1]. Сохранились и действуют 4 мечети: в Каунасе, Немежисе (lt:Nemėžis, 1909 года постройки), деревнях Сорок татар (lt:Keturiasdešimt Totorių — Вильнюсского района, 1815 года постройки) и Райжяй (lt:Raižiai — Алитусского района, 1889 года постройки).

В Белоруссии действует Национально-культурное объединение белорусских татар «Зикр-уль-Китаб» («Память книги»).

Сохранились и действуют деревянные мечети постройки XIX века в Белоруссии (в городах Ивье и Новогрудок Гродненской области) и Польше.

Известные представители

Иллюстрации

Примечания

  1. Polish heirs of Tokhtamysh 6 декабря 2009 года  (англ.)

Литература

Ссылки

  • Канапацкая З. И. Мечети татар Беларуси, Литвы и Польши: история и современность
  • Керимова Г. Польские татары: традиции, религия, судьба
  • Мишакинене Г. Литовские татары: Историко-этнографический очерк
  • Татарские кладбища в Белоруссии
  • Титовец Е. И. На стыке двух культур: рукописные книги белорусских татар
  • Церемония бракосочетания у польско-литовских татар
  • Фотографии татарской мечети в Сокольке (Польша)
  • Рукапісы татараў Беларусі канца XVII–пачатку XX ст. : виртуальная выставка на сайте Центральной научной библиотеки им. Я.Коласа НАН Беларуси

Польско-литовские татары.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15