Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Гумилёв, Лев Николаевич

20-10-2023

Лев Гумилёв
Имя при рождении:

Лев Николаевич Гумилёв

Дата рождения:

1 октября 1912(1912-10-01)

Место рождения:

Царское Село, Российская империя

Дата смерти:

15 июня 1992(1992-06-15) (79 лет)

Место смерти:

Санкт-Петербург, Россия

Гражданство:

 Российская империя
 СССР
Россия

Род деятельности:

историк-этнолог, поэт, переводчик с персидского языка; основоположник пассионарной теории этногенеза

Направление:

этнология, история, география

Жанр:

историческая публицистика, историография

Премии:

Премия Государственной думы «Вехи»

Награды:

2 благодарности Верховного Главнокомандующего за взятие Штаргарда и Берлина.

Лев Никола́евич Гумилёв (14 октября (1 октября по ст. стилю) 1912, Царское Село15 июня 1992, Санкт-Петербург) — советский и российский учёный, историк-этнолог, доктор исторических наук и доктор географических наук (степень не утверждена ВАК), поэт, переводчик с персидского языка. Основоположник пассионарной теории этногенеза.

Содержание

Биография

Родился в Царском селе 1 октября 1912 года. Сын поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой[1][2]. В детстве воспитывался у бабушки в имении Слепнёво Бежецкого уезда Тверской губернии.

Лев Гумилёв с родителями — Н. С. Гумилёвым и А. А. Ахматовой.

С 1917 до 1929 года жил в Бежецке. Учился в школе № 1 г. Бежецка с 1926 года по 1929 год. С 1930 года в Ленинграде. В 1930—1934 годах работал в экспедициях в Саянах, на Памире и в Крыму. С 1934 г. начал учиться на историческом факультете Ленинградского университета.

В 1935 году был исключён из университета и арестован, но через некоторое время освобождён по просьбе матери. В 1937 году был восстановлен в ЛГУ.

В марте 1938 года был снова арестован, будучи студентом ЛГУ, и осуждён на пять лет. Он проходил по одному делу с двумя другими студентами ЛГУ — Николаем Ереховичем и Теодором Шумовским. Срок отбывал в Норильлаге. 21 сентября 1939 года Гумилев попадает в 4-е лаготделение Норильлага. За весь срок заключения он успел поработать землекопом, горняком меднорудной шахты, книгохранителем библиотеки на руднике 3/6, техником, геологом (в геотехнической, а затем в геофизической группе горного управления), а к концу срока стал даже лаборантом-химиком[3]. По отбытии срока был оставлен работать в Норильске без права выезда, просился на фронт[4].

Осенью 1944 года добровольно вступил в Красную армию (призван 13. 10. 1944 г. Туруханским РВК Красноярского края), воевал орудийным номером зенитной батареи в 1386-м зенитно-артиллерийском полку 31-й зенитно-артиллерийской дивизии РВГК на 1-м Белорусском фронте, участвовал в Восточно-Померанской и Висло-Одерской наступательных операциях, в штурме Берлина[4].

Из-за неблагожелательного отношения начальства, несмотря на боевые эпизоды, дававшие основания к награждению, был награждён только медалями «За победу над Германией» и «За взятие Берлина»[4]. Из воспоминаний Льва Гумилёва:

К сожалению, я попал не в самую лучшую из батарей. Командир этой батареи старший лейтенант Фильштейн невзлюбил меня и поэтому лишал всех наград и поощрений. И даже когда под городом Тойпицем я поднял батарею по тревоге, чтобы отразить немецкую контратаку, был сделан вид, что я тут ни при чём и контратаки никакой не было, и за это я не получил ни малейшей награды.[5]

Мемориальная доска на доме, где жил Л. Н. Гумилёв (Санкт-Петербург, Коломенская ул., 1/15)

На фронте писал стихи на военную тему[6].

25 сентября 1945 года был демобилизован, восстановлен в ЛГУ, который окончил в начале 1946 года и поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, откуда после постановления ЦК ВКП (б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» от 14. 08. 1946 г., содержавшем критику Анны Ахматовой,[5] был исключён с формулировкой «в связи с несоответствием филологической подготовки избранной специальности».

28 декабря 1948 года защитил в ЛГУ диссертацию на степень кандидата исторических наук по теме «Подробная политическая история первого тюркского каганата», принят научным сотрудником в Музей этнографии народов СССР.

7 ноября 1949 года был вновь арестован, осуждён Особым совещанием на 10 лет, которые отбывал сначала в лагере особого назначения в Шерубай-Нура около Караганды, затем в лагере у Междуреченска в Кемеровской области, в Саянах. 11 мая 1956 года реабилитирован по причине отсутствия состава преступления.

памятник Л.Гумилёву в Казани в начале ул. Петербургская, у пл. Тукая

C 1956 г. работал библиотекарем в Эрмитаже. В 1961 году защитил докторскую диссертацию по истории («Древние тюрки VI—VIII вв.»), а в 1974 году — докторскую диссертацию по географии («Этногенез и биосфера Земли»). 21 мая 1976 года ему было отказано в присуждении второй степени доктора географических наук.

В 1967 году женился на художнице Наталье Викторовне Симоновской (09.02.1920 — 04.09.2004).

15 мая 1990 года на заседании Секции синергетики географических систем РГО, посвящённом 25-летию пассионарной теории этногенеза, Л. Г. Колотило выступил с предложением о выдвижении Л. Н. Гумилёва в действительные члены АН СССР. В этот же день данное предложение огласили участники круглого стола на Ленинградском телевидении в программе «Зеркало», где участвовали Л. Н. Гумилёв, А. М. Панченко, К. П. Иванов и Л. Г. Колотило. В конечном итоге академиком АН СССР Л. Н. Гумилёв избран не был[7]. В 1991 году избран академиком Российской академии естественных наук (РАЕН). До выхода на пенсию в 1986 году работал в Научно-исследовательском институте географии при Ленинградском государственном университете.

Умер 15 июня 1992 года в Санкт-Петербурге. Отпет в церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры[8] .

Гумилёв и историческая наука

Лев Гумилёв предложил комплекс оригинальных методов изучения этногенеза, заключающихся в параллельном изучении исторических сведений о климате, геологии и географии вмещающего ландшафта и археологических и культурных источников. Основу его исследования составила оригинальная пассионарная теория этногенеза, с помощью которой он пытался объяснить закономерности исторического процесса[9]

Один из теоретиков евразийства П. Н. Савицкий состоял с Л. Н. Гумилёвым в многолетней переписке. Например, масштабы монголо-татарского ига Л. Н. Гумилёв и П. Н. Савицкий считали сильно преувеличенными. В своей переписке они сошлись во мнении, что для русско-монгольских отношений был характерен скорее симбиоз, а серьёзные столкновения были связаны, в основном, с ордынскими мусульманами, более радикальными, чем остальные монголы[10]. Китай у него предстаёт не мирным оплотом цивилизации, борющимся с захватчиками, а хищным агрессором[11]. То же самое он говорит о Европе: критика европоцентризма занимает в его трудах большое место. Древних (до XIV века) и современных русских он считает разными этносами, причем первых отличает и от предшествующего этноса — славян[12].

Теория Гумилёва не является общепризнанной, и ряд авторов подвергает её жёсткой критике. Одной из основных претензий к ней является её несоответствие критериям научности эмпирической теории. Некоторые авторы причисляют теорию Гумилева к т. н. фолк-хистори[13][14]. Как пишет Яков Лурье, проверка историографического построения Гумилева «на материале источников по истории древней Руси обнаруживает, что перед нами — не попытка обобщить реальный эмпирический материал, а плод предвзятых идей и авторской фантазии»[15]. Сергей Иванов оценивает научный вклад Гумилёва «как близкий к нулю» и ставит его в один ряд с Анатолием Фоменко[16].

Некоторые аналитики полагают, что Лев Гумилёв несёт ответственность за придание доктрине русских националистов ореола научности[17], а Виктор Шнирельман и Александр Янов прямо обвинили Гумилёва в антисемитизме[13][18].

При этом журнал «Скепсис» открыто называет Гумилёва лжеучёным[19]. Представление о том, что деятельность Льва Гумилёва следует отнести к лженаучной, получило определённое распространение в среде учёных-историков. Так, российский и американский историк, политолог и публицист Александр Львович Янов в своей статье «Учение Льва Гумилёва», опубликованной в журнале «Свободная мысль» в 1992 году[13], называя Гумилёва «одним из самых талантливых и, без сомнения, самым эрудированным представителем молчаливого большинства советской интеллигенции», в то же время высказал мнение о том, что отсутствие объективного и верифицируемого критерия новизны этноса не только делает гипотезу Гумилева несовместимой с требованиями естествознания, но и вообще выводит её за пределы науки. По его утверждению, это было вызвано с занятой Гумилёвым позицией изображения лояльности Советской власти, которая в условиях посттоталитарного общества делает сохранение человеческого достоинства весьма сомнительным. В результате, по мнению Янова, Гумилёв и ему подобные «до такой степени привыкли к эзоповскому языку, что он постепенно стал для них родным». В доказательство этого Янов приводит тот факт, что Гумилёв называл диалектический материализм методологической основой своей теории. Также, по его мнению, сыграла свою пагубную роль оторванность советского общества от «мировой культуры», в результате чего, будучи «погребённым под глыбами вездесущей цензуры», Гумилёв не имел возможности ознакомиться с достижениями находящейся на магистральном пути науки современной ему западной исторической мысли, а также ситуация, в которой «идеи рождались, старились и умирали, так и не успев реализоваться, …гипотезы провозглашались, но навсегда оставались непроверенными».

На схожей точке зрения по вопросу отнесения теории Гумилёва к лженауке стояли советский литературовед и историк Яков Соломонович Лурье[20], а также российский археолог, культур-антрополог, филолог, и историк науки, один из виднейших современных российских норманистов Лев Самуилович Клейн[21].

В то же время многие оппоненты Гумилёва, например главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук Виктор Шнирельман и заведующий отделом стран СНГ Института востоковедения РАН, главный редактор журнала «Вестник Евразии» Сергей Панарин не подвергают сомнению тот факт, что Гумилёв в своей теории оставался в рамках исторической науки[22] и избегают в отношении его деятельности терминов «лженаука» и даже т. н. «фолк-хистори».

Подвергались критике в научном сообществе теории «химер» и «антисистем» Гумилёва[23][24][25].

В частности, историк и этнограф Виктор Шнирельман обвинял Гумилёва в антисемитизме:

Хотя примеры «химерных образований» рассыпаны по всему тексту… он выбрал лишь один сюжет, связанный с так называемым «хазарским эпизодом». Однако в силу явной антисемитской направленности публикацию его пришлось отложить, и автор посвятил этому сюжету добрую половину своей выпущенной позднее специальной монографии по истории Древней Руси[26].

Владимир Янов также считал, что Гумилёву не чужды антисемитские взгляды. Он также утверждал, что «учение Гумилева может стать идеальным фундаментом российской „коричневой“ идеологии»[13].

Основные работы

  • «Этногенез и биосфера Земли». — АСТ, Астрель, 2005. ISBN 5-17-031811-1, 5-271-12025-2
  • «Конец и вновь начало». — М.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель. — 2007 г. ISBN 978-5-17-044877-7, 978-5-9713-5990-6, 978-5-9762-3829-9
  • «В поисках вымышленного царства». — Товарищество «Клышников — Комаров и К», 1992. ISBN 5-87495-006-0
  • «Древняя Русь и Великая степь». — Астрель, АСТ, 2004. ISBN 5-17-026279-5, 5-271-09769-2
  • Древние тюрки. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 560 с. — (Библиотека истории и культуры). ISBN 978-5-8112-3199-7
  • «История народа хунну». — АСТ, Люкс, 2004. ISBN 5-17-026629-4, 5-9660-0501-X
  • «Тысячелетие вокруг Каспия». -М.: АСТ, АСТ Москва, Харвест, 2008. ISBN 978-5-17-051463-2, 978-5-9713-9145-6, 978-985-16-6196-7
  • Чёрная легенда. — М.: Айрис-пресс, 2008. — (Библиотека истории и культуры). ISBN 978-5-8112-3377-9
  • «Древний Тибет». — ДИ-ДИК, 1996. ISBN 5-87583-022-0
  • «Открытие Хазарии». — ДИ-ДИК, 1996. ISBN 5-87583-023-9
  • Хунну. Троецарствие в Китае. Хунны в Китае. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 624 с. — (Библиотека истории и культуры). ISBN 978-5-8112-3115-7
  • Волшебные папиросы: (Зимняя сказка): Пьеса в стихах //Сов. литература. — 1990. — N 1. — С. 61-72. Написал в Норильском лагере в 1942 году.
  • Осенняя сказка. «Посещение Асмодея». Написал в Норильском лагере в 1942 году.
  • От Руси до России. М.: Айрис-пресс, 2008. — 320 c.: ил. — (Библиотека истории и культуры).

Интервью

  • «Искать то, что верно» // Советская литература. 1990. № 1. С. 72-76.
  • «Скажу вам по секрету, что если Россия будет спасена, то только как евразийская держава» // Социум. 1992. № 5.
  • Интервью Ленинградскому ТВ. 1991.
  • «Я не был одинок…» // Ленинградская правда. 30. 12. 1990; Неделя. 1991. № 6
Могила Л. Н. Гумилёва на Никольском кладбище Санкт-Петербурга

Память о Льве Николаевиче Гумилёве

  • Имя Л. Н. Гумилёва носит средняя школа № 5 г. Бежецка Тверской области.
  • Памятник в Казани.

В августе 2005 года в Казани «в связи с днями Санкт-Петербурга и празднованием тысячелетия города Казань» Льву Гумилёву был поставлен памятник, на постаменте которого выбиты слова: «Русскому человеку, всю жизнь защищавшему татар от клеветы».

Один из корпусов Евразийского национального университета им. Л.Гумилёва в г. Астане

По инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в 1996 году в столице Казахстана Астане именем Гумилёва был назван один из вузов страны, Евразийский Национальный университет имени Л. Н. Гумилёва[27]. В 2002 году в стенах университета был создан музей-кабинет Л.Н. Гумилева.

Примечания

  1. Родословная
  2. О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГУМИЛЁВА // Литературная газета. — № 28. — 13.07.2001
  3. ФЕНОМЕН ЛЬВА ГУМИЛЕВА, или Как открытия рождаются под нарами//Красноярский рабочий, 04.09.2001 г.
  4. ↑ О. Г. Новикова. «Я — русский солдат». Рядовой Л. Н. Гумилёв на фронте Великой Отечественной войны.
  5. ↑ Дёмин В. Н. Лев Гумилёв. Серия: Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия, 2008.
  6. Слава вам, победители, освободители, защитники! // Советская Россия. — № 18 (13235). — 21 февраля 2009
  7. Станет ли Гумилёв академиком? Интервью Л. Г. Колотило // Вечерний Ленинград, 25 мая 1990.
  8. Могила Л. Н. Гумилёва в Александро-Невской Лавре
  9. Л. Н. Гумилёв. Этногнез и биосфера Земли.
  10. Л. Н Гумилёв. Чёрная легенда. М.: Айрис-пресс, 2004 г. В приложении статья П. Н. Савицкого «Степь и оседлость»
  11. Л. Н. Гумилёв. История народа хунну. М.: Институт Ди-дик. 1997 г.
  12. Л. Н. Гумилёв. Древняя Русь и Великая Степь. — М.: Мишель и Ко, 1993
  13. ↑ Учение Льва Гумилёва // Свободная мысль. — 1992. — № 17. — С. 104-116.
  14. Современные воззрения на взаимоотношения кочевников и оседлых народов расписаны в труде Н. Н. Крадина. Империя Хунну. — М.: Логос, 2002
  15. Древняя Русь в сочинениях Льва Гумилёва // Нева. — 1994. — № 10. — С. 167 – 177.
  16. Лев Гумилёв как феномен пассионарности // Неприкосновенный запас. — 1998. — № 1.
  17. См.: Moskovich Wolf. Terminology of Modern Russian: Ultranationalism and Antisemitism // Language and Society in Post-communist Europe / Ed. by J. A. Dunn (London: Macmillan, 1999). P. 94-95
  18. Евразийцы и евреи // Вестник Евразии. — 2000. — № 1.
  19. Лжеучёный Гумилёв. Архивировано из первоисточника 23 июня 2012. Проверено 24 марта 2012.
  20. Древняя Русь в сочинениях Льва Гумилёва. Научно-просветительский журнал «Скепсис». Опубликовано в журнале «Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 24 марта 2012.
  21. Клейн Л. С. Горькие мысли «привередливого рецензента» об учении Л. Н. Гумилёва
  22. Лев Николаевич Гумилёв: основатель этнологии? // Вестник Евразии. — 2000. — № 3 (10). — С. 32—33.
  23. По поводу одного «автонекролога»
  24. Л. Гумилёв от «пассионарного напряжения» до «несовместимости культур»
  25. В. А. Тишков. Реквием по этносу
  26. Древняя Русь и Великая СтепьДревняя Русь и Великая Степь. Товарищество Клышников, Комаров и К. М.: 1992 стр. 61
  27. Сапаралы Б. Т. 16 мая 1996 подарил Президенту Республики Казахстан Н. А. Назарбаеву свою книгу «Олжастың балалық шағы», в которой подробно описываются трагические судьбы родного отца Олжаса — Омархана Сулейменова и Льва Николаевича Гумилева. Л. Н. Гумилев исследовал закрытую тогда тему истории кочевой цивилизации в Евразии. Н. А. Назарбаев достойно оценил подвиг Л. Н. Гумилева, присвоив 23 мая 1996 года Евразийскому национальному университету имя Л. Н. Гумилева.
    Сапаралы Б.Т. Раббымыз бiр – күншығыс, күнбатыста. Восток и Запад – один мир II-том. — Алматы: Қағанат, 2008. — С. 624. — 632 с. — ISBN 9965-430-76-4

Литература

  • А. Г. Каримуллин, О. Г. Новикова. Лев Николаевич Гумилев. Библиографический указатель. — Казань: Респ. науч. б-ка им. Ленина, 1990.
  • Г. М. Дегтярёв, Л. Г. Колотило. Этногенез — явление космическое. К 25-летию пассионарной теории этногенеза // Ленинградский университет. — 11 мая 1990.
  • А. Г. Иванов-Ростовцев, Л. Г. Колотило. Все мы сопричастны Вселенной… // Санкт-Петербургский университет. — 2 октября 1991.
  • Демин В. Н. Лев Гумилев. — М. «Молодая гвардия», 2007. — 308, [2] с. — (ЖЗЛ; Вып. 1055). — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-02992-7

См. также

Ссылки

  • Центр Льва Гумилева: Библография, аналитика
  • Полная библиография Л. Н. Гумилева
  • Гумилёв, Лев Николаевич (1912—1992) в Биобиблиографическом словаре репрессированных востоковедов «Люди и судьбы»
  • Гумилев Л. Н. История народа хунну. М.: Институт Ди-дик, 1997
  • Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.: Мысль, 1992
  • Гумилёв Л. Н. Древние тюрки. М.: Наука, 1967. — 560с
  • Гумилёв Л. Н. в Новейшем философском словаре
  • Гумилёв, Лев Николаевич — Биография. Библиография. Высказывания
  • Л. Н. Гумилёв. Может ли произведение изящной словесности быть историческим источником? (Опубликовано // Рус. литература. — 1972. — N 1. — С. 73-82.)
  • Ты сын и ужас мой. Анна Ахматова и Лев Гумилев. Телевизионный цикл (2005)

Критика работ Гумилёва

  • «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе» Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1991. — 480 с.
  • Древняя Русь в сочинениях Льва Гумилёва
  • Горькие мысли «привередливого рецензента» об учении Л. Н. Гумилёва. // Нева. — 1992. — № 4. — с. 228—246
  • О преодолении самообмана
  • Учение Льва Гумилёва
  • Пропеллер пассионарности
  • «По поводу одного „автонекролога“»
  • По поводу статьи Ю. М. Бородая «Этнические контакты и окружающая среда»
  • Потапов Л. Д. Новый виток в развитии исторической науки или«виртуальная реальность»?. «Самиздат» (1999). Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 4 июля 2012.
  • Rossman V. Еv Gumilev, Eurasianism and Khazaria // East European Jewish Affairs. Volume 32, Issue 1 Summer 2002. — pages 30-51.

Гумилёв, Лев Николаевич.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15