22-10-2023
Карпулинг (от англ. car — машина + pool — объединение) или райдшеринг (от англ. ride — поездка + share — делиться) — это совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков. При этом расходы на топливо распределяются пропорционально и выбирается оптимальный для всех участников поездки маршрут без значительных отклонений от основного маршрута водителя (владельца автомобиля), в отличие от такси, при использовании которого расходы оплачивает пассажир, а направление поездки не ограничивается водителем, и автостопа, где по факту платит только водитель, который следует строго по своему маршруту. Теоретически при райдшеринге возможно передавать управление автомобилем одному из пассажиров, но на практике это применяется достаточно редко.
В зависимости от способа планирования совместной поездки выделяют следующие виды карпулинга:
Правительство Москвы одобрило такие остановки на территории города. США — вокруг станций метро и крупных автобусных остановок размещены таблички с указаниями направлений для совместной поездки. Также организуются выделенные Carpool полосы движения, для водителей с пассажирами.
Использование данного способа передвижения стало возможным благодаря достижениям техники:
Карпулинг позволяет использовать свободные места частных легковых автомобилей, что снижает суммарное потребление топлива и транспортные расходы участников поездки. Кроме того, регулярное использование совместных поездок гарантированно снижает трафик, помогает разгрузить дороги в часы пик и уменьшает пагубное воздействие автомобильных выбросов на окружающую среду. Пассажиры и водители могут использовать карпулинг как единожды, так и регулярно. Сервис особенно эффективен в районах, слабо охваченных системой общественного транспорта. Одним из возможных недостатков может быть экономический ущерб, причиняемый автомобильной промышленности, поэтому частные и государственные таксомоторные компании выступают противниками данного сервиса[1](Такси в РФ). Некоторые автомобильные концерны, в частности, Даймлер, благосклонно относятся к карпулингу[2].
Согласно исследованию, проведенному в Калифорнийском университете Беркли в 2010 году[3], около 20 % респондентов готовы использовать райдшеринг по крайней мере, один раз в неделю. Кроме того, карпулинг пользуется бо́льшим спросом у тех, кто ежедневно передвигается в одном и том же направлении (30 %), чем у тех, кто совершают случайные поездки. Основными препятствиями, замедляющими развитие карпулинга, являются короткие поездки и увеличение времени, проводимого в пути.
Первые проекты, напоминающие карпулинг, появились в 1990-х годах, но сразу же встретили на своем пути такие препятствия, как необходимость развития сообщества пользователей и удобного способа взаимодействия друг с другом.[4] Постепенно, телефоны, посредством которых организовывались поездки, были заменены интернетом, электронной почтой и смартфонами, а крупные компании разработали специальные сообщества для пользователей. По состоянию на 2006, такси подобного рода, оказывало негативное влияние на автомобильную промышленность.[5]
На данный момент[уточнить] карпулинг все ещё находится в своей начальной стадии развития. Несмотря на то, что многие успешные пилотные проекты уже реализованы, ни одна компания, занимающаяся карпулингом, не может похвастаться достаточным количеством пользователей .
В 2011 году два райдшеринг-проекта, реализованных в Норвегии, получили государственную поддержку в виде денежных средств от Transnova. По одному из проектов в Бергене, услугой райдшеринга за день воспользовался 31 пассажир. А в период с 30 июня по 15 сентября, в роли водителей и пассажиров побывало тридцать девять человек. В качестве телефонных приложений использовались Geocar, которая фокусируется на коммутирующем рынке и использует кластерную модель и алгоритмы. В настоящий момент, нереализованными остаются многие из предложенных современных функций. К примеру, количество длительных поездок, можно сократить за счет «многократных» пересадок пассажиров, а подбирать попутчиков исходя из их социальных интересов. Однако, это только в планах, а пока, количество совместно перемещающихся пользователей данного сервиса медленно, но неуклонно растет во всем мире.
1. Федеральный Закон Российской Федерации № 69-ФЗ от 21 апреля 2011 г.
2. Конференция Ecosummit (ECO11) — Раздел «Молодые будущие мобильные лидеры»
3. 3.0 3.1 Элизабет Дикин, Карен Трапенберг Фрик, и Кевин Шивели, eng, 2012. «Динамический Райдшеринг.» Выпуск, 40: 23-28 стр.
4. Dynamicridesharing.org
5. Чан, Нельсон и Сюзан Шахэн. «Райдшеринг в Северной Америке: Прошлое, Настоящее и Будущее» Транспортное исследование", eng, 2010.
Карпулинг.