20-06-2024
|
Микеланджело |
«Юлий II», ок. 1507 -1508 гг. |
итал. Giulio II benedicente |
мрамор. Высота: 292 см[а] |
Церковь Сан-Петронио, Болонья, Италия |
«Юлий II» (итал. Giulio II benedicente) — утраченная бронзовая скульптура Микеланджело, созданная им в Болонье по заказу папы римского Юлия II ок. 1507−1508 гг.
Содержание |
Юлий II завоевал Болонью в 1508 году, и заказал бронзовую статую Микеланджело, чтобы отметить возвращение Болоньи под свою эгиду[1]. Скульптура должна была изображать сидящего на коне понтифика. За эту работу Микеланджело должен был получить 1000 дукатов[2]. Микеланджело не любил портретов и считал, что литье бронзы — не его искусство[б], но был вынужден покориться[3]. Первая попытка была неудачной, и нижнюю часть статуи пришлось доплавлять[4].
Скульптура была завершена 15 февраля[5], а установлена 21 февраля 1508 на фронтоне церкви Сан-Петронио[6] в Болонье, а сам Микеланджело вернулся сначала в Флоренцию, где пробыл меньше месяца[7], а затем — в Рим[8]. Уже 30 декабря 1511 года статуя была уничтожена[9]. По Вазари, ее «уничтожили Бентивольо[в], а бронзу продали Альфонсо Феррарскому[г], который сделал из неё большую пушку под названием „Юлия“, сохранив только голову статуи»[6].
На месте статуи была установлена скульптура Бога-Отца с надписью: «Знай, что Бог сам является Господином» (лат. Scitote quoniam Deus ipse est Dominus).
По описанию Вазари, Микеланджело придал позе статуи «(…) величественный, торжественный вид, в роскошном пышном одеянии, с лицом, исполненным отваги, силы, энергии и строгости»[10]. Глиняная модель будущей статуи была завершена еще до отъезда папы из Болоньи. Правая рука ниспосылала благословение, а в левой руке «Юлия II» по замыслу скульптора должна была быть книга, но папа сказал: «Дай лучше шпагу, я не разбираюсь в литературе»[6].
Проект Баччо Бандинелли гробницы Климента VII был создан под влиянием от этой статуи Микеланджело[1]. Сам проект был отклонен, но сохранился эскиз Бандинелли. На нём папа изображен сидящим, в левой руке у него книга, а правая очень резко поднята вверх; весь корпус развернут, словно для замаха. По Айнману, эта потерянная статуя нашла свое продолжение в пророке Данииле из фресок потолка Сикстинской капеллы[1]. Он также проводит параллель с другими работами Микеланджело, изображающими сидящую фигуру — «Джулиано Медичи», «Лоренцо II Медичи» и «Моисеем»[11].
Статуя упоминается в биографическом романе Ирвинга Стоуна «Муки и радости» (1961). В левой руке бронзового понтифика должны быть ключи к новому собору Святого Петра[12].
Юлий цезарь два дела одновременно, юрий iii 1303-1325.
Баюканский, Анатолий Борисович, Категория:Поэтессы Таджикистана.