20-10-2023
|
|
Микеланджело | |
Святой Павел, ок. 1501—04 гг. | |
итал. San Paolo | |
мрамор. Высота: 124 см | |
Сиенский собор, Сиена |
«Святой Павел» (итал. San Paolo) — одна из четырех мраморных статуй, созданных Микеланджело ок. 1501 −1504 гг для алтаря Пикколомини Сиенского собора [а]. По мнению Герберта фон Айнема, эта статуя — возможный автопортрет самого скульптора в молодости, тогда как Павел на фреске «Обращение Павла» — его портрет в старости[1].
Содержание |
Договор на создание пятнадцати статуй для украшения капеллы Пикколомини в Сиенском соборе Микеланджело заключил с кардиналом Франческо Пикколомини за несколько месяцев до договора на «Давида»[2]. По условиям договора Микеланджело должен был сваять статуи за три года и получить за это 500 дукатов[3]. К 1504 году были готовы четыре статуи алтаря[4].
Лоуренс Дженкенс, профессор Новоорлеанского университета[5], отметил, что это было достаточно крупный заказ на то время, однако он не получил достаточного внимания искусствоведов[3]. Ни Вазари, ни Кондиви не упоминают об этих работах Микеланджело. Дженкенс считает, что Микеланджело сам мог относиться к этим работам как результатам юности и спешки[3].
Статуя изображает апостола Павла, правая рука которого лежит свободно вдоль тела, а левая согнута в локте и придерживает намотанную на неё одежду. Правое плечо святого чуть опущено, а левая нога выставлена вперед. Брови Павла нахмурены, будто он смотрит на солнце. У апостола вьющиеся волосы и длинная кудрявая борода.
Уильям Уоллес писал, что «экспрессионистические поза и драпировка» статуи «Святого Павла» нашли свое дальнейшее продолжение в скульптуре «Святой Матфей»[6].
Скульптура расположена на нижнем ярусе алтаря, справа.
Это заказ вскользь упоминается в биографическом романе Карела Шульца «Камень и боль» (1943)[7]. В произведении Ирвинга Стоуна «Муки и радости» (1961) скульптуры алтаря описаны как «полностью одетые фигуры … размещенные в темных нишах, где они будут как застывшие картины»[8].
Святой Павел (Микеланджело).