17-05-2023
|
|
Микеланджело | |
Лоренцо II Медичи, 1526—1534 | |
итал. Lorenzo de' Medici duca di Urbino | |
мрамор. Высота: 175 см | |
Капелла Медичи, Флоренция |
«Лоренцо II Медичи» (итал. Lorenzo de' Medici duca di Urbino) — мраморная статуя, изображающая Лоренцо II Медичи, герцога Урбинского, созданная Микеланджело в течение 1526—1534 гг. Статуя входит в композицию надгробия Лоренцо II Медичи в капелле Медичи.
Ещё при жизни Микеланджело статую назвали «il pensieroso» — «созерцательной»[1].
Содержание |
Новая сакристия (ризница) была задумана как мемориальная капелла Джулиано Медичи, брата римского папы Льва, и Лоренцо, его племянника, которые умерли молодыми. Это был замысел Льва X, но заказчиком стал папа Климент VII, другой член семьи Медичи, который активно поддерживал этот проект.
Микеланджело работал над статуей в 1524—1534 гг. По Эрпелю, статуя была почти готова в марте 1526[2], а окончательно статуя была доработана в 1534. По Вазари, Микеланджело установил в нишах статуи военачальников («Лоренцо» и «Джулиано») еще до отъезда в Рим[а].
Скульптура не является портретом, а выступает идеализацией, которая придает «величия»[3]. «Лоренцо» изображен в глубокой задумчивости. Его поза очень расслаблена и ленива — левая рука подпирает голову, а правая — небрежно опирается на правое бедро, ладонью наружу. Левый локоть военачальника опирается на копилку, украшенную головой фантастического зверя, а в руке зажат кошелек[б]. На голове у «Лоренцо» — зооморфологический шлем, который затеняет его лицо, и, как отмечает Гиббард, это может намекать на то, что герцог умер сумасшедшим[4]. Лазарев трактовал эту тень как подчеркивание тяжести размышлений герцога[5]. Статуя, в частности голова, несколько менее завершена, чем «Джулиано». Глаза скульптуры не имеют зрачков, как и остальные статуи капеллы[6].
Вазари эту статую описывал так:
(…) задумчивый — это герцог Лоренцо, с умным лицом и такими красивыми ногами, что лучших и не увидишь[7] |
По Либману, «Лоренцо» «находится в состоянии глубокого оцепенения. Он далёк от мирской суеты и живет себе своей жизнью»[1]. Лазарев подчеркивал чрезвычайное благородство фигуры «Лоренцо» и писал, что указательный палец левой руки, приподнятый к губам «символизирует молчание»[5].
В биографическом романе Ирвинга Стоуна «Муки и радости» (1961) написано, что Микеланджело вырезал: «(…) статую молодого „Лоренцо“ для ниши над „Утром“ и „Вечером“, мысля архитектонически, делая эту созерцательную фигуру статичной, скованной, замкнутой, полностью погруженной в собственный мир»[8][9].
Скульптура Лоренцо Медичи.