15-10-2023
Книги и законы
|
Наби́ (араб. نبي — пророк, мн. ч. анбийа', набийун) — в исламе — люди, избранные Богом (Аллахом) для передачи откровения (вахй) и Писания[1]. Термин наби употреблён в Коране наряду с расуль («посланник»). Среди упомянутых в Коране пророков: Адам, Нух, Ибрахим, Исмаил, Якуб, Юсуф, Муса, Давуд, Сулейман, Иса и др[2]. Последним пророком — «печать пророков» (хатим ан-набийин) — называется пророк Мухаммад[3].
Биографии пророков получили широкое распространение в исламской литературе и стали предметом специальной категории религиозных сочинений — кисас ал-анбия («историй о пророках»)[1]. Древние пророки проповедовали веру в единого Аллаха и предсказывали появление последнего пророка Мухаммада. В Коране названы имена 28 из более ста тысяч пророков. Девять пророков (Нух, Ибрахим, Давуд, Якуб, Юсуф, Айюб, Муса, Иса, Мухаммад) называются в Коране «стойкими» (улю ль-азм)[4]. Некоторым пророкам ниспосылались священные писания (сахифа): Мусе — Таурат, Давуду — Забур, Исе — Инджиль, Мухаммаду — Коран[5].
Проблема пророчества является одной из главных в исламской догматике. Проводится различие между наби, который получал откровения в виде прямой информации, прорицания и сновидения и т. д., и расулем, которому ангелы приносили Писание. Наби близок к Аллаху и относится к высшей категории людей, после которых идут прорицатели (кахины). В иерархии духовных авторитетов за ними следуют имамы и «святые» (авлия)[5].
Исламские богословы подробно обсуждали вопрос непогрешимости пророков и полной непогрешимости пророка Мухаммада, не совершившего ни одного проступка даже в допророческий период жизни[5].
Шииты особо выделяют наличие у каждого пророка «исполнителя духовного завещания» (васи), который поддерживает и продолжает его миссию. Некоторые «крайние» шииты ставили шиитских имамов, выше всех пророков[5].
Среди главных признаков пророчества: благочестие, умение творить чудеса, проповедь смирения и воздержания, авторитет среди людей и хорошее происхождение. Пророческие чудеса (муджизат) даруются Аллахом как доказательство истинности пророческой проповеди[5].
По представлениям мусульман, необходимо знать о пяти качествах пророков[6]:
У последнего избранника Аллаха, Мухаммада, есть ещё пять качеств[6]:
Сейчас многие пророки и истории других пророков упоминаются в связи с так называемой «исраилией» — некоторыми событиями из жизни пророков Ветхого Завета.
В исламе существует деление пророков на просто «пророков» (наби), «посланников» (расуль) и «твердых духом» (улю ль-азм).
Наби (араб. نبي — приносящий известие), мн. число — «анбийя», Набийу-Ллах (вестник Аллаха) — пророк передававший своему народу предписания (писания) и запреты Аллаха, переданные предыдущему посланнику (расуль).
Расуль (араб. رسول — посланник), мн. число — «русуль», Расулю-Ллах (посланник Аллаха) — пророк (наби), которому было дано новое Писание и принесший новый Закон.
Каждый посланник (расул) является пророком (наби), но не каждый пророк (наби) является посланником (расуль). Например, Мухаммед — расуль[7]. Расуль посылается с знамениями и писаниями для назидания своих народов. Среди них Нух, Ибрахим[8], Муса[9], Худ[10], Лут[11], Исмаил[12], Салих[13], Шуайб[14], Ильяс[15], Юнус[16] и Иса[17]. Также к расулам отнесены ангелы[18], которые пришли сообщить весть об уничтожении Содома и Гоморры[19]. Также расуль посылается к каждому народу (общине-умме)[20].
Также Аллах обращается к Мухаммеду как наби, призывая его бороться с неверными и лицемерами[21]. С пророками Бог заключает завет (мисак)[22]. Печатью пророков (хатам набиин) назван Мухаммед[23]. В числе наби названы также Нух, Ибрахим, Муса[24], Идрис, Иса, Харун, Исмаил, Якуб и Исхак[25].
Улю-ль-Азм (араб. أولو العزم — твердые духом) — данное определение, относится в первую очередь пророкам Адаму, Нуху, Ибрахиму, Мусе, Исе и Мухаммаду из-за их стойкости и непоколебимости при выполнении Божественного послания, противостоя всем трудностям и лишениям. Все пророки проявляли твердость и бесстрашие в деле донесения до людей религии, но шестеро указанных пророков обладают степенью, более высокой, чем другие пророки.
Имена 25 пророков упомянуты непосредственно в Коране. Ещё пять пророков (Шис, Хидр, Юша, Шамун и Ишмаил) дошли из сборников хадисов. Имена Лукмана, Узайра и Зуль-Карнайна не включены в список, так как по некоторым данным они являются не пророками, а праведниками[6].
№ | Имя | араб. | Библейский аналог |
Упоминания в Коране |
Категория | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Адам | آدم | Адам | 25 раз | улю-ль-азм, рассуль | первый человек, первый пророк (расуль) |
2 | Идрис | إدريس | Енох | 2 раза | наби | считается первым, кто писал каламом, шил и носил шитые одежды, умел считать время |
3 | Нух | نوح | Ной | 43 раза | улю-ль-азм, расуль | |
4 | Худ | هود | Евер | 25 раз | наби | послан к адитам |
5 | Салих | صالح | — | 9 раз | наби | послан к самудянам |
6 | Ибрахим | إبراهيم | Авраам | 69 раз | улю-ль-азм, расуль | |
7 | Лут | لوط | Лот | 27 раз | наби | послан к садумитам |
8 | Исмаил | إسماعيل | Измаил | 12 раз | наби | |
9 | Исхак | إسحاق | Исаак | 17 раз | наби | послан к ханаанеянам |
10 | Якуб | يعقوب | Иаков | 16 раз | наби | |
11 | Юсуф | يوسف | Иосиф | 27 раз | наби | послан к египтянам |
12 | Айюб | أيوب | Иов | 4 раза | наби | |
13 | Шуайб | شعيب | Иофор | 10 раз | наби | послан к мадианитянам |
14 | Муса | موسى | Моисей | 136 раз | улю-ль-азм, расуль | послан к египтянам и израильтянам |
15 | Харун | موسى | Аарон | 136 раз | наби | послан к египтянам и израильтянам |
16 | Юша ибн Нун | يوشع بن نون | Иисус Навин | 2 раза | наби | |
17 | Зуль-Кифль | ذو الكفل | Иезекииль | 2 раза | наби | |
18 | Давуд | داود | Давид | 16 раз | наби | |
19 | Сулейман | سليمان | Соломон | 17 раз | наби | |
20 | Ильяс | إلياس | Илия | 2 раза | наби | |
21 | Альяса | اليسع | Елисей | . | наби | |
22 | Юнус | يونس | Иона | 4 раза | наби | |
23 | Шис | شيث | Сиф | — | наби | |
24 | Хидр | الخضر | — | — | наби | |
25 | Шамун | . | — | — | наби | |
26 | Исмаил | . | Самуил | — | наби | |
27 | Закария | زكريا | Захария | 7 раз | наби | |
28 | Иса ибн Марьям | عيسى | Иисус Христос | 25 раз | улю-ль-азм, расуль | послан к израильтянам |
29 | Яхья | يحيى | Иоанн | 5 раз | наби | послан к израильтянам |
30 | Мухаммед | محمد | . | 5 раз | улю-ль-азм, расуль | «печать пророчества», послан ко всему человечеству |
Исламские пророки | |
---|---|
Посланники | |
Пророки |
Идрис (Енох) • Шис (Сиф) • Худ (Евер) • Салих • Лут (Лот) • Исмаил (Измаил) • Исхак (Исаак) • Якуб (Иаков) • Юсуф (Иосиф) • Айюб (Иов) • Шуайб (Иофор) • Харун (Аарон) • Юша ибн Нун (Иисус Навин) • Ильяс (Илия) • Аль-Яса (Елисей) • Зуль-Кифль (Иезекииль) • Ишмаил (Самуил) • Юнус (Иона) • Давуд (Давид) • Сулейман (Соломон) • Закария (Захария) • Яхья (Иоанн) |
Дин | ||
---|---|---|
Столпы ислама | свидетельство веры (шахада) · молитва (намаз) · милостыня (закят) · пост в Рамадане · паломничество (хадж) | |
Столпы имана | Аллах · ангелы (малаика) · Священные Писания · пророки (наби) · Судный день (киямат) · предопределение (кадар) | |
Усуль ад-дин | Единобожие (таухид) · Справедливость (адль) · пророчество (нубувва) · эсхатология (воскресение, киямат, ахират) · Имамат | |
Неверие (куфр) | такфиризм · такфир · неверующий (кафир) · вероотступничество (рида) · лицемерие (нифак) · многобожие (ширк) |
Персонажи Корана | |
---|---|
персонажи | Адам · Азар · Айюб · Аль-Яса · Асхаб аль-Кахф · Давуд · Закария · Зуль-Карнайн · Зуль-Кифль · Иблис · Ибрахим · Идрис · Ильяс · Имран · Иса · Исмаил · Исхак · Ишмаил · Кабиль и Хабиль · Лукман · Лут · Муса · Нух · Салих · Сулейман · Узайр · Фираун · Харун · Хидр · Худ · Шуайб · Юнус · Юсуф · Юша · Якуб · Яхья |
женщины | Асия · Билкис · Зулейха · Марьям · Сара · Хавва · Хаджар |
Мухаммед | Абу Лахаб · Зайнаб · Зейд · Жёны Мухаммада |
народы | Адиты · Айкиты · Асхаб аль-Карья · Асхаб аль-Ухдуд · Асхаб аль-Филь · Асхаб ар-Расс · Бану Исраил · Мадьяниты · Самудяне · Яджудж и Маджудж |
ангелы | Азраил · Джибриль · аз-Забания · Малик · Харут и Марут |
идолы | Аллат · Баал · Вадд · Манат · Наср · Сува · аль-Узза · Ягус · Яук |
Пророк (наби).