Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Зуль-Карнайн

25-08-2023

Зуль-Карнайн (араб. ذو القرنين‎‎)
Толкование имени: Двурогий
Пол: Муж.
Категория: царь, праведник
Местность: Ближний Восток
Род деятельности: Царь, проповедник.
Упоминания в Коране: Сура аль-Кахф («Пещера»), аяты с 83 по 102
Связанные события: Строительство стены отделяющей от племён Яджудж и Маджудж
Связанные персонажи: Ибрахим, Яджудж и Маджудж
Дополнительная информация: Прототипом Зуль-Карнайна считались: Александр Македонский, Дарий, Кир II Великий, Гильгамеш и др.

Зуль-Карнайн (араб. ذو القرنين‎‎ — обладатель двух рог) — праведник, великий царь упомянутый в Коране.

Содержание

Имя и прототип

Памятник Киру Великому, возможному прототипу Зуль-Карнайна (Сидней, Австралия)

Зуль-Карнайн в переводе с арабского означает «обладающий двумя рогами». Точное толкование имени Зуль-Карнайна неизвестно. Одни называют «рогами солнца» восток и запад, другие объясняют это тем, что он владел Румом и Персией, третьи наличием на его лбу рожек или шишек.[1]

Согласно некоторым преданиям, имя Зуль-Карнайна было Искандар, из-за чего некоторые люди отождествляли его с Александром Македонским, который к тому же был изображён на монетах как воплощения рогатого бога Юпитера-Амона. Все комментаторы сходятся в том, что он был великим царём, предполагая, что им мог быть персидский царь Дарий, нихлахмидский царь аль-Мунзир, йеменский царь аль-Акран («рогатый») или другие. Некоторые историки Куртуби, ат-Табари, Ибн Асир утверждали, что Зуль-Карнайн жил во времена пророка Ибрахима (Авраама)и даже совершил вместе с ним паломничество в Мекку.

Завоевания Зуль-Карнайна

Зуль-Карнайн проповедовал веру в единого Бога и призывал другие народы следовать законам Аллаха. Он воевал против язычников и завоевал большие территории в Европе и Азии. В то же время, Коран приписывает Зуль-Карнайну подвиги, которых не было у Александра (например, войны с Яджудж и Маджудж).


В Коране

Имя Зу-ль-Карнайна упомянуто в восемьнадцатой суре Корана:

Они станут спрашивать тебя о Зу-л-карнайне. Отвечай: «Я поведаю вам рассказ о нём».
Воистину, Мы поддержали его на земле и даровали ему пути достижения всего [желаемого], и он выбрал один из путей.
[Он шел] и прибыл, наконец, к [месту, где] закат солнца, и обнаружил, что оно заходит в мутный и горячий источник. Около него он нашел [неверных] людей. Мы сказали: «О Зу-л-карнайн! Либо ты их подвергнешь наказанию, либо окажешь милость».
Он ответил: «Того, кто грешен, мы накажем, а потом он предстанет пред Господом своим, и Он подвергнет его суровому наказанию.
Тому же, кто уверовал и творил добро, — прекрасное воздаяние, и мы велим ему [исполнять] то, что легко».
И он последовал далее своим путем, и прибыл, наконец, в [место, где] восходит солнце, и обнаружил, что оно восходит над людьми, которым Мы не даровали от него никакого прикрытия.
Так [оно было], и Мы объяли знанием все, что с ним случилось.
Затем он последовал своим путем и прибыл, наконец, в то место, где были две [горные] преграды, по сторонам которых обитал народ, который лишь немного понимал речь [Зу-л-карнайна].
Они воззвали: «О Зу-л-карнайн! Воистину, [народы] Йа’джудж и Ма’джудж чинят на земле нечестие. Быть может, мы уплатим тебе дань, чтобы ты воздвиг между нами и ими преграду?»
Он ответил: «То, чем наделил меня Господь, лучше [вашей дани]. Помогите же мне [людской] силой, чтобы я воздвиг, между вами и ими преграду.
Возите ко мне железные балки»… Когда он заполнил ими пространство между двумя склонами, он приказал: «Раздувайте». Когда же [балки расплавились] и превратились в огонь, он распорядился: «Несите мне расплавленную медь, я вылью её на расплавленное железо».
[С тех пор племена Йа'джудж и Ма'джудж] не могли ни перебраться через преграду, ни пробить в ней брешь.
[Зу-л-карнайн] сказал: «Это — милость моего Господа. А когда настанет обещанное моим Господом, он сровняет преграду [с землей], ибо обещанное моим Господом — истина».
И тогда (в Судный день) по Нашей воле одни из них смешаются с другими вповалку, [потом] затрубят в трубу, и Мы соберем их всех без остатка.
И тогда Мы предоставим ад неверным, на глазах которых пелена, чтобы они не вспоминали Меня и не могли слышать [истину].
Неужели же неверные собирались взять себе в покровители Моих рабов, минуя Меня? Воистину, Мы уготовили пристанищем для неверных ад.
18:83-102(Османов)


в России

Зуль-Карнайн особенно почитается группой русских мусульман «Бану Зуль-Карнайн», которые считают его пророком индоевропейских племен, к которым относятся и русские. В июне 2004 года джамаат русских мусульман «Бану Зулькарнайн» совместно с группами «Давгат аль-Ислами» (Омск), Царевококшайская община русских мусульман (Йошкар-Ола) и Культурным центром русских мусульман «Ихлас» (Алма-Ата) объявили об объединении в единую Национальную Организацию Русских Мусульман (НОРМ)[2].

Примечания

  1. Iskandar // Encyclopédie de l’Islam. 1960—1998.
  2. Интервью Амира Хамдани порталу IslamOnline.net // Norm-Info.Ru

Литература

  • Ислам: Энциклопедический словарь. — М.: Наука, 1991. — С. — (С.78-79)
  • Зулькарнайн // Исламский энциклопедический словарь. — М.: Ансар, 2007.
  • Абу аль-Калям Азад. Личность Зуль-Карнейна стала известна // «Арабский журнал». — 2011. — № 184.
  • Е. Э. Бертельс. Роман об Александре и его главные версии на Востоке. М.— Л., 1948.
  • W. M. Watt. Iskandar // The Encyclopaedia of Islam. New ed. Leiden-London. — (4/133).
  • Th. Nöldeke. Beitrage zur Geschichte des Alexanderromans. Wien, 3890.  (нем.)

Зуль-Карнайн.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15