Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Такфир

07-08-2023

                         

Такфир (араб. تكفير‎‎) — обвинение в неверии (куфре). В вопросе внешних признаков перехода человека из веры (иман) в неверие (куфр) является предметом спора между различными мусульманскими сектами и течениями, и зачастую эти мнения полностью противоречат друг-другу. Первым отклонением в правилах такфира считаются взгляды первых представителей хариджизма, котрые подняли на этой почве восстание против халифа Али ибн Абу Талиба. Во время Первой фитны, когда столкнулись войска Али и наместника Сирии Муавии ибн Абу Суфьяна, они согласились на третейский суд, чтобы прекратить междоусобицу. Но в итоге этот процесс не привёл к ожидаемому результату и часть войска Али объявили о том, что идея третейского суда противоречит утверждению, что «суд принадлежит только одному Аллаху». Они объявили о своём раскаянии по поводу согласия на этот суд и потребовали того же от Али, на что Али заявил о том, что суд в исламе действительно принадлежит Аллаху, но осуществление этого суда лежит на людях, которые должны выносить вердикты согласно словам Аллаха, что и является «судом Аллаха». В ответ эти сторонники откололись от войска Али и обвинили его и его сторонников в неверии (куфре), осуществив тем самым такфир. Представители этого течения именуются «хариджитами» (букв. «вышедшие»).

Содержание

Идеологические различия между разными течениями в вопросе такфира

  • Хариджиты делают такфир людей совершивших большие (или «смертные») грехи и считают, что они попадут навечно в Ад. Но со временем хариджиты разделились на более мелкие течения и их взгляды на такфир тоже изменились. Так азракиты считают мусульман совершивших большие грехи неверующими (кафир) и многобожниками (мушрик), в то время как ибадиты считают таких людей мусульманами, но не «праведниками». Надждиты же считают кафиром только тех людей, которые упорствуют в своём грехе.
  • Мутазилиты не считают совершившего большие грехи мусульманина ни мусульманином, ни кафиром, таким образом ставя его в промежуточное положение между этими категориями людей («манзила бейна манзилятайн»).
  • Мурджииты же считают такого человека мусульманином, утверждая, что греховные дела вообще не влияют на веру человека.
  • Согласно суннитской интерпретации такфира, человек совершивший большие грехи не становится неверующим, но становится грешным мусульманином (фасик). Сам по себе грех согласно суннитским источникам не выводит человека из лона религии, но если человек считает этот грех дозволенным то он становится кафиром. Сунниты отвергают мутазилитские доктрины о «промежуточном пространстве» говоря о том, что человек может быть либо мусульманином, либо неверующим.

Сунниты также отвергаю мурджиитские идеи о том, что грехи не влияют на уровень имана человека, потому что об изменчивости уровня веры у человека и то, что праведный мусульманин не равен грешнику говорится в аятах Корана и многочисленных хадисах.

Обоснования для такфира у суннитов

  • Отрицание существования Аллаха, его достойности на поклонение от людей и т.п.
  • Признание других божеств или объектов поклонения помимо Аллаха.
  • Признание воплощения Аллаха в чём-то материальном.
  • Понимание имён Аллаха в том смысле, котрый противоречит их внешнему смыслу.
  • Отрицание исламской доктрины о пророчестве.
  • Отрицание хотя бы одного из пророков, котрые были упомянуты в Коране и хадисах.
  • Обожествление пророков,
  • Оскорбление пророков.
  • Убеждения о том, что святые и праведники выше положением, чем пророки.
  • Отрицание Корана и какой-нибудь из его частей.

и др.

Цитаты

Бакр Абу Зейд[ar]:

Так же, как у постановлении о вероотступничестве и неверии есть обязательные причины, также у этого есть условия и препятствия. Является условием (для такфира) предоставления посланнического довода, который избавляет от неясности. Отсутствие таких препятствий, как неправильное понимание (тауиль), незнание (джахль), ошибка (хата) и принуждение (икрах).

Так же необходимо делать разницу между общим такфиром, когда такфир делается в общей форме тому, кто сделал то, что нарушает Ислам и между частным такфиром конкретного лица. Если какое-то убеждение, слово, дело, сомнение, оставление будет куфром, то говорится, что совершивший это является неверным, или сказавший такое является неверным, и так далее, не говоря так о конкретном лице. Что же касается конкретного лица, который скажет или сделает то, что будет неверием, то следует смотреть прежде, чем выносить суждение о неверии, выполнены ли условия и устранены ли препятствия в отношении него. И если условия соблюдены и нет препятствий, то выносится постановление о его неверии. Его призывают к покаянию, а если он отказывается, то его казнят по шариату.

Постановление о неверии не может исходить от любого человека или определенного джамаата. Поистине, это возвращается к ученым, обладающим основательным знанием шариата, о которых засвидетельствовали благом и достоинством!

— «Дар' аль-фитна мин ахль ас-сунна» (58-59, 62)

Литература

  • Такфир // Исламский энциклопедический словарь. — Ансар, 2007.

См. также

Такфир.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15