07-08-2023
Книги и законы
|
Такфир (араб. تكفير) — обвинение в неверии (куфре). В вопросе внешних признаков перехода человека из веры (иман) в неверие (куфр) является предметом спора между различными мусульманскими сектами и течениями, и зачастую эти мнения полностью противоречат друг-другу. Первым отклонением в правилах такфира считаются взгляды первых представителей хариджизма, котрые подняли на этой почве восстание против халифа Али ибн Абу Талиба. Во время Первой фитны, когда столкнулись войска Али и наместника Сирии Муавии ибн Абу Суфьяна, они согласились на третейский суд, чтобы прекратить междоусобицу. Но в итоге этот процесс не привёл к ожидаемому результату и часть войска Али объявили о том, что идея третейского суда противоречит утверждению, что «суд принадлежит только одному Аллаху». Они объявили о своём раскаянии по поводу согласия на этот суд и потребовали того же от Али, на что Али заявил о том, что суд в исламе действительно принадлежит Аллаху, но осуществление этого суда лежит на людях, которые должны выносить вердикты согласно словам Аллаха, что и является «судом Аллаха». В ответ эти сторонники откололись от войска Али и обвинили его и его сторонников в неверии (куфре), осуществив тем самым такфир. Представители этого течения именуются «хариджитами» (букв. «вышедшие»).
Содержание |
Сунниты также отвергаю мурджиитские идеи о том, что грехи не влияют на уровень имана человека, потому что об изменчивости уровня веры у человека и то, что праведный мусульманин не равен грешнику говорится в аятах Корана и многочисленных хадисах.
и др.
Так же, как у постановлении о вероотступничестве и неверии есть обязательные причины, также у этого есть условия и препятствия. Является условием (для такфира) предоставления посланнического довода, который избавляет от неясности. Отсутствие таких препятствий, как неправильное понимание (тауиль), незнание (джахль), ошибка (хата) и принуждение (икрах).Так же необходимо делать разницу между общим такфиром, когда такфир делается в общей форме тому, кто сделал то, что нарушает Ислам и между частным такфиром конкретного лица. Если какое-то убеждение, слово, дело, сомнение, оставление будет куфром, то говорится, что совершивший это является неверным, или сказавший такое является неверным, и так далее, не говоря так о конкретном лице. Что же касается конкретного лица, который скажет или сделает то, что будет неверием, то следует смотреть прежде, чем выносить суждение о неверии, выполнены ли условия и устранены ли препятствия в отношении него. И если условия соблюдены и нет препятствий, то выносится постановление о его неверии. Его призывают к покаянию, а если он отказывается, то его казнят по шариату.
Постановление о неверии не может исходить от любого человека или определенного джамаата. Поистине, это возвращается к ученым, обладающим основательным знанием шариата, о которых засвидетельствовали благом и достоинством!— «Дар' аль-фитна мин ахль ас-сунна» (58-59, 62)
Такфир.