Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Таджики

22-10-2023

Таджики

Таджикские дети
Самоназвание

Тоҷик, تاجیک

Современный ареал расселения и численность

Всего: свыше 15 млн. человек
 Афганистан: 8 000 000 (оценка)[1]
 Таджикистан: 4 758 400 (пер. 2000 г.)[2][3]
или 5 500 000 (оценка)
 Узбекистан: 1 165 713 (оценка 2000 г.)[4]
или более 6 000 000 (неофиц. оценка)[5]
 Пакистан: 1 000 000 (оценка)[6]
 Россия: 200 303 (пер. 2010 г.)[7].
 Киргизия:   46 105 (пер. 2009 г.)[8]
 Казахстан:   36 277 (пер. 2009 г.)[9]
 Украина: 4 255 (пер. 2001 г.)[10]
 Белоруссия:    871 (пер. 2009 г.)[11]
 Латвия:    123 (оценка 2010)[12]

Язык

Таджикский, Дари

Религия

Ислам (преимущ. суннитского толка)

Родственные народы

Персы, Иранские народы

Таджи́ки (тадж. Тоҷик, перс. تاجیک‎, дари تاجک [tɔː'd͡ʒɪk]) — иранский народ, говорящий на различных диалектах персо-таджикского континуума и населяющий регионы к востоку и северо-востоку от современного государства Иран, расположенные в современном Афганистане, Таджикистане, Узбекистане и Пакистане. Традиционные земли таджиков охватывают Ферганскую долину, Чач, долину р. Зеравшан, бассейн верховий Амударьи (Пянджа), Мургаба и Кабула, а также бассейны Гильменда и Аргандаба. В Афганистане к таджикам также обычно относят персоязычное население бассейнов Герируда и озера Хамун. Для Афганистана характерны также другие варианты названия этой группы населения: фарсиваны (персоязычные), дехкане (оседлые земледельцы, то есть те, кто не ведёт кочевой образ жизни). В Таджикистане (и других странах Средней Азии) и Афганистане (вместе с Пакистаном) приняты две различные формы литературного языка таджиков: таджикский язык и дари соответственно. Общая численность таджиков по разным оценкам составляет от 14 до 22 млн чел.

Содержание

Этноним

Происхождение термина. Этногенез таджиков

Согласно наиболее обоснованной версии, этноним تاجيک tāǰīk связан происхождением со среднеперсидским tāzīg «араб» (ранн. tāčīk от названия ближайшего к Ирану древнего арабского племени Ṭāʾī), совр. перс. تازی‎ [tɒːzi] или соответствующим согдийским словом (*tāžīk), как на востоке иранского мира называли вторгшиеся под знаменем джихада в VIII веке арабские армии[13]. В мусульманском завоевании Средней Азии рядом с собственно арабами массово участвовали и персоязычные новообращённые мусульмане из Фарса, Загроса и Хорасана[14]. Персидский язык, родственный распространённым здесь согдийскому и бактрийскому, оказался не только языком господствующего слоя расселявшихся персоязычных завоевателей, но и языком исламской проповеди и стал вытеснять местные языки, положив начало персоязычной мусульманской общности современных таджиков[15].

Контактировавшие с мусульманским миром тюрки усвоили иранское название этой общности («арабы», то есть мусульмане) в виде täžik и использовали его для обозначения земледельческого ираноязычного населения, обращённого в ислам[13]. В словаре Махмуда Кашгари слово тежик трактуется уже как «перс» (الفارسي al-fārisī)[16]. В таком значении оно вошло в тибетский и китайский язык ( кит. упр. 大食, пиньинь: Dàshí[17]). Захватившие Среднюю Азию тюрки Караханиды широко использовали слово тежик для обозначения подвластного оседлого иранского населения, противопоставленного тюркам как носителям кочевых традиций. Примечательно, что аналогичное употребление сложилось на другом конце иранского мира, где то же по происхождению слово tačik стало обозначать всех мусульман в армянском языке.

Приложение этнонима «таджик» к оседлому персоязычному населения в Средние века было известно также на западе, на территории современного Ирана, но к Новому времени оно в целом было забыто, в ряде областей севера страны не выдержав конкуренции с синонимичным тюркским термином «тат», распространённому прежде всего у огузских народов. Тем не менее до сих пор оседлое население Фарса зовётся «таджиками» в устах не только кашкайцев, но и луров.

До эпохи Тимуридов в персидском языке широко употреблялся вариант tāžīk [taːʒiːk]. Изменение в tāǰīk обязано, по всей видимости, влиянию чагатайского языка, предка современного узбекского, где персидскому ž регулярно соответствует ǰ[13].

В средневековой литературе. История таджиков

Держава Саманидов в расцвете могущества

Распространению ислама, персизации и развитию новоперсидского языка (darī) и литературы на нём, изначально поэтической, оказывали широкую поддержку правившие Средней Азией в IXX веках из Бухары Саманиды — династия иранского происхождения, держава которых в современном Таджикистане рассматривается как первое «таджикское государство». Новоперсидский язык (фарси) распространяется на всём пространстве востока иранского мира и быстро вытесняет восточноиранские языки, сохранившиеся (за исключением земель отдалённых раннепуштунских племён) только в изолированных горных областях у ягнобцев и памирских народов[15]. Поскольку для термина таджик изначально была более значима отрицательная коннотация («не-тюрк»), к восточноиранскому оседлому населению Памира также широко применялся этот этноним, наследие чего наблюдается и по сию пору. Для уточнения, памирцев называют «горными таджиками», а в Китае под «таджиками» до сих пор понимают сарыкольцев Синьцзяна.

Постепенно при правлении тюркских династий (Караханиды, Газневиды, Сельджукиды), изначально тюркский внешний этноним входит в оборот и как самоназвание иранцев[13], прежде всего на Востоке, где контакты с тюркским миром были особенно интенсивны, и где широко разворачивались процессы тюркизации оседлого населения и образования новой тюркоязычной общности, ставшей основой этногенеза узбеков (тюркоязычных сартов), противопоставленных персоязычным таджикам.

В классической персидской литературе термин таджик чаще упоминается именно как противопоставление тюрку. Например, Саади пишет:

'شاید که به پادشه بگویند
'
ترک تو بریخت خون تاجیک

Šāyad ki ba pādšāh bigōyand
Turk-i tu birēxt xūn-i Tāǰīk

Следует сказать шаху:
«Твой тюрк пролил кровь таджика».

Современное употребление

Официальное закрепление широко употреблявшегося термина таджик в качестве «национальности» произошло в XX веке при осуществлении советского «национального строительства» и проведении национального размежевания.

В 1924 году была образована Таджикская АССР со столицей в новом городе Душанбе в составе Узбекской ССР, в которой таджики, из которых памирские народы не выделялись, объявлялись титульной нацией. В 1929 году Таджикистан был выделен в отдельную советскую республику — прямую предшественницу современного независимого Таджикистана.

В виду отсутствия целенаправленного построения отдельных наций, национальное самоопределение таджиков Афганистана не отличается такой чёткостью, и основывается прежде всего на противопоставлении себя пуштунам и другим народам как персоязычных носителей оседлой культуры. По объективным причинам термин "таджики" для афганского персоязычного населения имеет условный характер. С целью внести ясность в данный вопрос, некоторые этнологи предложили термин "фарсиваны" ( перс. فارسیوان‎ [fɒrsivɒ'n], пушту فارسیوان [fɑrsiwɑ'n]) происходит от *fārsī(za)bān «персоязычный», переоформленного в пушту по типу имён с суффиксом -wān) для обозначения афганских персов.

В Китайском Синьцзяне «таджиками» называют сарыкольцев — один из памирских народов, представители которого обычно не знают персидского (таджикского) языка.

Представители таджикской национальной интеллигенции традиционно отвергают академическую «арабскую» версию происхождения этнонима таджик и берут на вооружение распространённую c XIX века народную этимологию, связывающую его со словом تاج [tɔːd͡ʒ] «корона» (арабизир. от пехл. tāg)[18]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, называл таджиков племенем арийского происхождения, составляющим ядро населения Бухары, Афганистана, Балха, Сегестана, Хивы. Об этнониме «таджик» ЭСБЭ писал:

Слово таджик означает «увенчанный»; это показывает, что в прежнее время им принадлежала власть в тех местах. Во многих странах Арало-Каспийской покатости таджики называют себя «парсиван», то есть персиянами; они действительно являются остатками первоначального персидского населения Средней Азии[19].

Царская корона попала даже на флаг независимого Таджикистана. Однако, с точки зрения семантики, таджикской морфологии и исторического употребления, трактовка таджиков как «коронованных» сомнительна[13], и связь этнонима с короной остаётся лишь красивым созвучием.

Расселение

Этническая карта Таджикистана. Памирцы и ягнобцы из таджиков не выделены.
Пожилой таджик.

Области расселения таджиков в Средней Азии и Афганистане не образуют цельного ареала. С одной стороны это связано с тем, что оседлое таджикское население издавна привязано к земледельческим оазисам и долинам, разделённым пустынями и горными хребтами. С другой стороны таджикские поселения часто отделены между собой порой значительными массивами узбекской (на севере) и пуштунской (на юге) этнической территории, что отражает исторические процессы вытеснения персоязычия из Средней Азии динамичными тюркской (преимущественно карлукоязычной) и пуштунской общностями, начавшиеся соответственно в XI и XIV веках. Население многих таджикских областей является смешанным, в ряде местностей таджикские селения представляют собой островки среди иноязычного окружения, являясь по сути реликтами древнего сплошного таджикского ареала.

Таджикоязычные города

Таджики составляют около 45 % населения Кабула, приближающегося к 3 миллионам человек[20]. Другими крупными (более 100 тыс. чел.) городами, где преобладает таджикский язык, являются:

Из них особое положение занимает Душанбе — столица Республики Таджикистан, созданная в отличие от остальных городов, ведущих свою историю со Средневековья или со времён Античности, в советский период. Из 679,4 тыс. населения Душанбе 83,4 % (566 тыс.) составляют таджики.

Северные таджики (Таджикистан и Узбекистан)

Таджикская женщина. Душанбе

Носители северотаджикских говоров таджикского языка населяют области к северу от Памиро-Алайских гор и некоторые прилегающие районы к югу от него: Ферганскую долину, бассейн Сырдарьи, Зеравшана, Кашкадарьи, Сурхандарьи, Варзоба, — расположенные в Согдийской области, Варзобском и Гиссарском районах Таджикистана, Бухарской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Джизакской, Ташкентской, Наманганской, Ферганской областях Узбекистана, а также прилегающих районах Киргизстана. Традиционно в этих областях таджикское население живёт чересполосно с узбекским. Основные таджикские ареалы на севере: Бухарский оазис (Бухара, Гиждуван, Ромитан и др.), Самаркандский оазис (Самарканд и окрестности), Чуст, Касансай, Байсун, Дербент, Верхний Чирчик (Брич-Мулла) — в Узбекистане; Худжанд, Канибадам, Исфара, Истаравшан, Ашт, Пенджикент, Варзоб — в Таджикистане.

Доля этнических таджиков в указанных областях:

Проблема таджиков в Узбекистане. Тюркизация Средней Азии

Таджикская женщина.

Официальная статистика оценивает долю таджиков в населении Узбекистана ок. 5 % (1,6 млн чел.). Между тем таджикский язык является родным для многих из числа жителей страны. При этом многие таджикоязычные граждане Узбекистана по паспорту записаны узбеками и сами идентифицируют себя с узбеками, что особенно характерно для больших городов, таких как Бухара и Самарканд, где до сих пор таджикский язык остаётся основным языком коренного населения старого города. Данный феномен объясняется, во-первых, особенностями советского национального строительства, когда при создании Узбекской ССР таджикоязычное население массово записывалось «узбеками», и последующей политикой «узбекизации», продолженной и в независимом Узбекистане. С другой стороны, это отражает нечёткость таджикской самоидентификации вне соответствующего национального государственного образования и прагматичный подход к определению своей национальности[4].

Советская и постсоветская «узбекизация» таджиков Узбекистана является продолжением давнего исторического процесса тюркизации оседлого населения оазисов Средней Азии и вытеснения персоязычия в пределы городов или отдалённые горные области. Вытеснение персо-таджикского языка происходило и со стороны других тюркских языков, например, древний персидский город Мерв (Мары) перешёл на туркменский язык в XVII веке. Этот процесс особенно усилился в XIX веке, и был остановлен только созданием Таджикской ССР с персоязычной элитой.

На сегодняшний день таджикский язык не обладает никаким статусом на территории Узбекистана и имеется устойчивая тенденция к его вытеснению. Поскольку узбекское население, сформированное на значительном иранском субстрате, культурно практически идентично таджикам, интеграция последних в узбекскую общность происходит без существенных трудностей[4]. Общее количество таджикоязычного населения Узбекистана не подсчитывалось и может быть оценено лишь приблизительно.[21].

Южные таджики (Таджикистан)

Южные таджики занимают районы Таджикистана к югу от Душанбе в долинах Кафирнигана, Вахша и Пянджа: Гиссар, Каратегин, Хатлон (Куляб, Курган-Тюбе), Дарваз, Ванч и др. Отдельные таджикоязычные кишлаки располагаются также на Памире в ГБАО. В Гиссарской долине и Хатлоне таджикские кишлаки также сильно перемешаны с узбекскими.

Доля этнических таджиков в указанных областях:

Таджики Афганистана

Определение доли таджиков в населении Афганистана наталкивается на значительные трудности, как и сам подсчёт его. Связаны они не только с отсутствием полноценного учёта населения, но и с нечёткостью национальной самоидентификации, наличием разных региональных и племенных персоязычных групп и массовой эмиграцией в период гражданских войн. Разные источники приводят разные оценки: от 27 % населения страны[22] до 38 %[23]. Это может составлять от 8 до 11 млн чел.

Таджики составляют большинство в северо-восточных и западных провинциях Афганистана: Балх, Тахар, Бадахшан, Парван, Панджшер, Каписа, Баглан, Гор, Бадгис, Герат. Значительные группы таджиков населяют также другие провинции страны (за исключением провинций Нуристан, Нангархар, Хост, Забуль). Как и в Средней Азии, таджикские этнические области сильно разобщены как пустынными областями, так и этнической территорией узбеков, туркменов, пуштунов, хазарейцев, чараймаков и др.

Таджиков Афганистана можно разделить на следующие группы:

Таджики Пакистана

В Пакистане насчитывается около миллиона персоязычных жителей, сосредоточенных прежде всего в больших городах (Пешавар, Равалпинди, Лахор, Карачи). Проживает также более 200 тыс. таджикских беженцев из Афганистана[6]. Интересное явление представляет архаичная персоязычная община Читрала, населяющая деревню Мадаклашти к юго-востоку от административного центра округа и насчитывающая ок. 1,5 тыс. чел. — потомки таджикоязычных кузнецов из Афганистана, переселившихся в Читрал в начале XVIII века.[24]

Таджики в России

По оценке представителя Международной организации по миграции, данной в 2002 году, ежегодно в России на заработках находилось до 650 тысяч таджикских граждан, большинство — нелегально[25]. По другим оценкам, в период с января 2000 г. по январь 2003 г. в России работали 530 тысяч таджикских мигрантов, а в 2007 г. в РФ жило и работало 450-500 тысяч граждан Таджикистана[26].

Язык

Литературный язык таджиков до XX века был единым с языком персов в Иране и назывался فارسی fārsī «персидский» или دری darī «придворный», язык двора. «Таджикскими» (تاجیکی tāǰīkī) иногда называли многочисленные разговорные формы этого языка (язык «таджиков», то есть персоязычного простонародья в противоположность языку аристократии и образованного класса)[13], но в целом этот термин имел слабое распространение.

Советское строительство «таджикской нации» неотделимо от создания новой литературной формы, для названия которой был задействован неологизм таджикский язык. В основу таджикского языка СССР были положены северотаджикские говоры, наиболее сильно отошедшие от разговорной речи жителей Афганистана, Иранского Хорасана и особенно диалектов Западного Ирана, получившие литературную обработку в произведениях советских таджикских писателей во главе с Садриддином Айни, уроженцем Бухарского оазиса. При этом сами центры северотаджикской культуры, Самарканд и Бухара, оказались в Узбекской ССР. Важным шагом стал перевод с традиционной арабской письменности на латиницу, а затем и кириллицу1940), применяемую для таджикского языка по сей день. Некоторые представители новой таджикской интеллигенции воспринимают данный шаг как целенаправленный отрыв таджикской общности СССР от остального персоязычного мира.

Несмотря на модернизацию и демократизацию таджикского языка, литературный язык (тадж. забони адабӣ) в целом продолжает традиции фарси-дари, классические произведения на котором таджики традиционно считают не только персидскими, но и своими тоже, и чётко противопоставляется разговорной речи (тадж. забони куча «язык улицы», тадж. забони бозор «язык базара»), существенно отошедшей от классического прототипа и подвергшейся некоторому влиянию узбекского и русского языков.

Вариант персидского, используемый в Афганистане, во многом сближается с таджикским языком, и образует с ним единый «восточноперсидский континуум» (в противоположность «западному» фарси Ирана). В 1964 году ему было официально присвоено древнее название «дари».

Религия

Традиционно, начиная со времён арабского завоевания, основной религией таджикского населения Средней Азии является ислам суннитского толка. С востока Большого Ирана происходят такие выдающиеся суннитские деятели как аль-Бухари и Абу Ханифа. Важную роль издавна играли суфийские тарикаты (ордена), наиболее известным из которых является Накшбанди, основанный в XIV веке в Бухаре. В настоящее время большинство таджиков являются суннитами ханафитского мазхаба. Немногочисленные шиитские общины Средней Азии (потомки населения Ирана, угнанного Бухарскими эмирами) традиционно называются «иранцами» (тадж. эронӣ, см. самаркандские иранцы)

Особые группы составляют фарсиваны запада Афганистана — преимущественно шииты и таджики Памира, вслед за памирскими народами исповедующие исмаилизм.

В традиционных верованиях таджиков широко проявляется и наследие древнеиранских верований и прежде всего зороастризма. Особую роль в мифологии таджиков играет Бобо-Дехкон (тадж. Бобо-Деҳқон) «Дед-Земледелец» — культурный герой и прародитель таджикского народа, научивший их пахать землю и сеять хлеб[27].

Физические особенности

Антропологически таджики (в особенности горные) относятся к памиро-ферганской расе большой европеоидной расы. У равнинных таджиков отмечается примесь монголоидных элементов[28]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, давал следующее описание таджиков:

В наружных физиономических особенностях таджиков ясно замечаются главные черты иранского типа: они обыкновенно среднего роста, с широкими, крепкими костями; лицо их продолговатее, чем у турок, но по широкому лбу, толстым скулам, толстому носу и большому рту можно заключить о значительной примеси туранской крови. У таджиков высокий лоб, выразительные глаза, чёрные ресницы, густые тёмно-русые волосы, густая борода[19].

Таджика характеризуют тёмные волосы и глаза, и от среднего по смуглости до светлого цвета кожи. Светлые волосы и глаза встречаются у «горных таджиков» Бадахшана. Часть таджиков Центральной Азии с примесью этнических черт тюрков, тогда как в отдалённых горных областях таджики несколько лучше сохранили черты восточных иранцев дотюркского и домонгольского периодов. Небольшой группе таджиков Афганистана также присущи черты тюрко-монгольских этносов (вероятно, влияние хазарейцев и/или узбеков). Кроме того, несмотря на общие этнические корни, таджиков-суннитов часто отличают от других иранцев-шиитов по религиозному направлению. На этом фоне таджики в целом выглядят как эклектичный этнос с широким диапазоном фенотипов.

Известные представители

Здесь приведены известные таджики по месту рождения.

Таджикистан

Афганистан

Узбекистан

Россия

Примечания

  1. The World Factbook. Central Intelligence Agency
  2. Итоги переписи населения Таджикистана 2000 года: национальный, возрастной, половой, семейный и образовательный составы
  3. там же)
  4. ↑ Этнический атлас Узбекистана
  5. Lena Jonson, «Tajikistan in the New Central Asia», Published by I.B.Tauris, 2006. pg 108
  6. ↑ Ethnologue.com’s entry for Languages of Pakistan. В источнике приведено число лиц, говорящих на восточном фарси, при этом национальность не учитывалась.
  7. Всероссийская перепись населения 2010 г. Национальный состав населения Российской Федерации. «Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
  8. Национальный состав населения Киргизии по переписям 1999 и 2009 и по оценке на начало 2010 и 2011
  9. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения.rar)
  10. &n_page=4 Всеукраинская перепись населения 2001 года. Распределение населения по национальности и родному языку. Государственный комитет статистики Украины.
  11. Перепись населения Республики Беларусь 2009 года. НАСЕЛЕНИЕ ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ И РОДНОМУ ЯЗЫКУ. belstat.gov.by. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  12. Распределение населения Латвии по национальному составу и государственной принадлежности на 01.07.2010  (латыш.)
  13. ↑ John Perry. TAJIK i. THE ETHNONYM: ORIGINS AND APPLICATION
  14. В. В. Бартольд. Таджики. Исторический очерк. М., 1963, стр. 451-68
  15. ↑ John Perry. TAJIK ii. TAJIKI PERSIAN
  16. Махмуд Кашгарский. Диван Лугат ат-турк. 1, 324
  17. 塔吉克族的族称族源 (Происхождение названия «таджики» и народности таджиков)
  18. Айнӣ С. Маънои калимаҳои тоҷик. Душанбе, 1942.
  19. 1 2 Таджики // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  20. Kabul under Curfew after Anti-US, anti-Karzai Riots. San Francisco Bay Area Indymedia (30 мая 2006). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 27 ноября 2007.
  21. Richard Foltz, «The Tajiks of Uzbekistan», Central Asian Survey, 15(2), 213—216 (1996).
  22. Central Intelligence Agency (May 10, 2010). Проверено 26 мая 2010.
  23. PDF
  24. Chitral
  25. Из Подмосковья на военном самолете высланы 115 таджиков… Демоскоп Weekly
  26. Таджики в московском социуме в книге: Иммигранты в Москве / Институт Кеннана; Под ред. Ж. А. Зайончковской. - М.: "Три квадрата", 2009. с. 176-208
  27. Anna Krasnowolska. BĀBĀ-YE DEHQĀN на iranica.com
  28. Средняя Азия. БСЭ. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
  29. Акрамов Наби Махмаджанович  (рус.), Герои страны.
  30. Ахмедов Фатулла  (рус.), Герои страны.
  31. Ашуров Мухридин Ашурович  (рус.), Герои страны.
  32. Тимур Зульфикаров — Биография
  33. Исмаилов Карим  (рус.), Герои страны.
  34. Карабаев Намат  (рус.), Герои страны.
  35. Касимов Хайдар  (рус.), Герои страны.
  36. Кинжаев Ходи Исабаевич  (рус.), Герои страны.
  37. Самые закрытые люди: энциклопедия биографий. — Olma Media Group, 2002. — С. 347. — ISBN 5948500357, 9785948500355
  38. Мусоев Абдулло  (рус.), Герои страны.
  39. Сабирова Малика Абдурахимовна // Большая Советская Энциклопедия (БСЭ). — М.: Сов. энциклопедия, 1975
  40. Турдыев Саидкул Алиевич  (рус.), Герои страны.
  41. Хамзалиев Исмаил  (рус.), Герои страны.
  42. Шарипов Иргаш Касымович  (рус.), Герои страны.
  43. http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/asia/afghanistan/6018945/Afghan-election-Hamid-Karzais-rival-Abdullah-Abdullah-crosses-ethnic-divide.html
  44. Poll shows Afghan vote headed for second round, Reuters (14 августа 2009). Проверено 15 августа 2009.
  45. ↑ Народно-демократическая партия Афганистана у власти. Время Тараки-Амина (1978-1979 гг.) (1999.).
  46. БИСМИЛЛА ХАН Мохаммади  (рус.), База персоналий "Кто есть кто в Центральной Азии".
  47. ЗАРИФИ Абдул Джамиль  (рус.), База персоналий "Кто есть кто в Центральной Азии".
  48. МОХАММАД АЗИЗ  (рус.), База персоналий "Кто есть кто в Центральной Азии".
  49. Afghanistan. The Soviet Invasion and the Afghan Response, 1979-1982. — Berkeley: University of California Press, 1995.
  50. ХАЛЕКЬЯР Фазлульхак  (рус.), База персоналий "Кто есть кто в Центральной Азии".
  51. ХОДЖАТ Абдул Вали  (рус.), База персоналий "Кто есть кто в Центральной Азии".
  52. ШАХБАЗ Гулам Мохауддин (Мохаммад)  (рус.), База персоналий "Кто есть кто в Центральной Азии".
  53. ЯФТАЛИ Абдулла  (рус.), База персоналий "Кто есть кто в Центральной Азии".
  54. Джамалов Абдулхамит  (рус.), Герои страны.
  55. КАРИМОВ Ислам Абдуганиевич - БД "Лабиринт"  (рус.), База данных "Лабиринт.
  56. Мирзаев Тохтасин  (рус.), Герои страны.
  57. Саидбеков Амирали  (рус.), Герои страны.
  58. Хабиев Вильдан Саидович  (рус.), Герои страны.
  59. ДЕЛОВАЯ ПРЕССА

Литература

  1. Андреев М. С. По этнографии таджиков // Таджикистан. Таш., 1925;
  2. Бартольд В. В. Таджики. Исторический очерк // Соч., Т. 2, ч. 1, М., 1963;
  3. Богоутдинов А. М. Очерки по истории таджикской философии. Душанбе, 1961.
  4. Гафуров Б. Г. История таджикского народа. М., 1952.
  5. Гафуров Б. Г. Таджики. М., 1972;
  6. История таджикского народа. Т. 1—3, М., 1963—65;
  7. Кисляков Н. А. К вопросу об этногенезе таджиков // Советская этнография. Т. 6—7, М., 1947;
  8. Литвинский Б. А. Древние кочевники «Крыши мира». М., 1972;
  9. Мандельштам А. М. О некоторых вопросах сложения таджикской народности в среднеазиатском междуречье // в сборнике: Советская археология. Т. 20, М., 1954;
  10. Народы Средней Азии и Казахстана. Т. 1, М., 1962;
  11. Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества "Общественная Польза", 3 декабря 1877, ст. 552
  12. Таджикская ССР. Душ., 1974.
  13. Gorshunova O.V. Tajik shamanism (Central Asia) //Shamanism. An Encyclopedia of World Beliefs, Practices, and Culture, vol.1.Edited by Eva Jane Neumann Fridman and Mariko Namba Walter. Santa Barbara, CA.: ABC-CLIO, 2004. pp. 629–633.

Ссылки

  • Б. Г. Гафуров. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история
  • История таджикского народа
  • Таджики на сайте «Народы России»
  • Tajikam.com — A Worldwide Online Community for Tajiks

Таджики.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15