Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Пентатоника

16-04-2023

Пентато́ника (от греч. πέντε — пять и греч. τόνος — напряжение, натяжение; тон) — пятиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам (см. Квинтовый круг):

Содержание

Общая характеристика

В отличие от диатонического пентатонический звукоряд не содержит полутонов, отсюда его другое название — «ангемитонный» (от греческой отрицательной приставки ἀν и ἡμιτόνιον — полутон). Ангемитонный звукоряд представляют пятью разными способами:

Пентатоника — самодостаточная и полная интервальная система; ангемитонный пятиступенный звукоряд не следует трактовать как диатонический с «пропущенными» ступенями. По той причине, что пентатонический звукоряд не посекундовый (не состоит из тонов и полутонов), применение школьной терминологии для обозначения ступенной величины интервалов («секунда», «терция», «кварта» и т. д.)[1] составляет проблему. Например, назвать вторую ступень звукоряда № 3 (в нотном примере вверху) «секундой» (ввиду того, что это вторая ступень) означало бы запутать читателя, поскольку в данном звукоряде вторая ступень выше первой на малую терцию. Вместо «ступенной» терминологии предпочтительны термины, обозначающие «абсолютную» величину (интервальный объём) — по образцу древнегреческой гармоники, например, вместо «терция» — полудитон (или «гемидитон») и т. п.

Ангемитонная пентатоника может быть неполной, или «олиготонной»[2], главным образом, в виде трёх- или четырёхзвучных звукорядов[3]. Ангемитонные олиготоники относят к пентатонике условно, так как они не образуют пятиступенных систем и, таким образом, противоречат определению.

Опора на первичные (кварто-квинтовые) отношения звуков свидетельствует о древности пентатоники. Она лежит в основе традиционной («народной») музыки китайцев, вьетнамцев, монголов, тюркских народов (татар, башкиров, чувашей и др.). Пентатоника встречается в музыкальном фольклоре Европы и в древнейших пластах русской народной песни (особенно в так называемых календарных обрядовых песнях).

Академические композиторы начиная с XIX века применяли пентатонику как особую краску (модализм) для придания музыке аромата архаики (например, А. П. Бородин в песне «Спящая княжна»), ориентального колорита (Колыбельная слонов из «Детского уголка» Клода Дебюсси), естественной красоты и чистоты (пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига).

Другие значения термина

Пентатоникой также называют любые пятиступенные звукоряды, которые представляют собой законченные интервальные системы (в отличие от пентахордов неполных диатоник). Среди них:

  • полутоновая пентатоника (например, a-h-c'-e'-f'); распространена в японской традиционной музыке для кото;
  • темперированная пентатоника (октавный звукоряд делится на 5 относительно равных частей, как, например, индонезийский слендро)[4];
  • смешанная (например, a-h-d'-e'-f).

Примечания

  1. Эти латинские термины (порядковые числительные) сформировались в европейском Средневековье для обозначения ступеней диатонического тоно-полутонового звукоряда, обычно подразумевался отсчёт снизу вверх, например, secunda [vox] означал второй снизу звук, вторая снизу ступень диатонического звукоряда.
  2. От греческого слова ὀλίγος — недостаточный, малочисленный.
  3. Иногда трёхзвучные интервальные системы называют «тритоникой», четырёхзвуные «тетратоникой».
  4. Традиционной европейской нотацией выразить этот звукоряд невозможно.

Ссылки

Японская народная мелодия «Сакура» (пример полутоновой пентатоники)

Литература

  • Гиршман Я. М. Пентатоника и ее развитие в татарской музыке. Москва, 1960;
  • Квитка К. В. Избранные труды, тт.1-2. Москва, 1971-73;
  • Старостина Т. А. Ладовая систематика русской народной песни // Гармония: Проблемы науки и методики. Сб. статей. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 2002, сс. 85-105.
  • Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М., 2003;
  • Холопов Ю. Н. Гармония. Практический курс. Части 1, 2. М., 2003, 2005.


Пентатоника.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15