Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Квинтовый круг

08-08-2023

Квинтовый круг мажорных тональностей
Квинтовый круг Николая Дилецкого

Квинтовый круг (или кварто-квинтовый круг) — замкнутая двусторонняя последовательность тональностей, отражающая степень их родства. Наглядно изображается в виде окружности, откуда и получила своё название.

В последовательности располагаются мажорные тональности в паре со своими параллельными минорными. При движении по часовой стрелке по квинтовому кругу тоника каждой последующей мажорной тональности отстоит от предыдущей (вверх) на чистую квинту, а в записи при ключе добавляется один диез. При движении против часовой стрелки интервал (восходящий) составляет чистую кварту, а в записи добавляются бемоли.

Так как октава состоит из 12 полутонов, кварта — из 5, а квинта — из 7, то 12 кварт или 12 квинт составляют несколько октав и следовательно тринадцатые тональности, если считать в любую сторону по квинтовому кругу, совпадают с до мажор[1]. Так как 12 взаимно просто с 5 и 7, то все тональности можно получить, рассмотрев любые 12 подряд идущих в кругу. Из этого также следует, что тональности в конце концов совпадут, если двигаться в противоположные стороны (например, Ges=Fis). Поэтому обычно используют только 5-7 шагов в каждом направлении, оставляя тональности с большим количеством знаков альтерации только в теории.

Впервые квинтовый круг был описан Иоганном Давидом Хайнихеном в 1728 году.

Во всех тональностях кварто-квинтового круга написаны такие произведения, как циклы из 24-х прелюдий Шопена и Шостаковича. И. С. Бах показал равноправность всех тональностей, написав знаменитый «Хорошо темперированный клавир».

Квинтовый круг
Знаки альтерации: 6

+Ces
5

+Ges
4

+Des
3

+As
2

+Es
1

B
0 /

 
1

+Fis
2

+Cis
3

+Gis
4

+Dis
5

+Ais
6

+Eis
Мажорные тональности: Ges-dur Des-dur As-dur Es-dur B-dur F-dur C-dur G-dur D-dur A-dur E-dur H-dur Fis-dur
Минорные тональности: es-moll b-moll f-moll c-moll g-moll d-moll a-moll e-moll h-moll fis-moll cis-moll gis-moll dis-moll


Знаки добавляются по одному. Бемоли идут по порядку: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Диезы: Фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Примечания

  1. На самом деле точное совпадение есть только в равномерно-темперированном строе, в других музыкальных строях (например, в пифагоровом) накапливается небольшое отличие, которое выливается в мелкие интервалы типа коммы

Ссылки



Квинтовый круг.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15