БМ-21В (9П125) |
Классификация |
реактивная система залпового огня |
Шасси |
ГАЗ-66Б |
История |
Страна-разработчик |
|
Год(ы) производства |
с 1967 |
Год(ы) эксплуатации |
с 1967 |
Размеры |
Масса без снарядов и расчета, кг |
не более 5200 |
Масса в боевом положении, кг |
не более 6000 |
Длина в походном положении, мм |
5655 |
Ширина в походном положении, мм |
2400 |
Высота в походном положении, мм |
2440 |
Клиренс, мм |
315 |
Вооружение |
Калибр, мм |
122,4 |
Длина ствола, мм |
3000 |
Количество направляющих |
12 |
Дальность стрельбы минимальная, м |
5000 |
Дальность стрельбы максимальная, м |
20 100 |
Максимальный угол возвышения, град |
54 |
Прицел |
9Ш118, ПГ-1М, К-1 |
Расчёт БМ, чел. |
2 |
Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин. |
не более 3,5 |
Время залпа, с |
6 |
Время срочного оставления огневой позиции после залпа не более, мин. |
не более 3,5 |
Подвижность |
Тип двигателя |
ЗМЗ-66 |
Мощность двигателя, л.с. |
115 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
85 |
Запас хода по шоссе, км |
875 |
Колёсная формула |
4×4 |
9К54 «Град-В» — советская десантируемая реактивная система залпового огня. Создана на базе РСЗО 9К51 «Град».
История создания
Разработки системы М-21В были начаты в середине 1960-х под руководством НПО «Сплав». Разработка боевой машины была поручена Государственному конструкторскому бюро компрессорного машиностроения[1]. Полигонно-войсковые испытания проходили на территории в/ч 33941, в/ч 07264 и Стругокрасненском полигоне. После завершения испытаний, 20 сентября 1967 года приказом Министерства обороны СССР №0220 система была официально принята на вооружение Советской армии[2].
Описание конструкции
Основным предназначением 9К54 является оснащение подразделений ВДВ для усиления их огневой мощи и подавления вражеской боевой техники и живой силы. В качестве основного, используется осколочно-фугасный снаряд М-21ОФ, способный поражать цели на дальности до 20 км. В состав системы М-21В входят[1]:
- Боевая машина 9П125;
- Транспортная машина 9Ф87В с комплектом унифицированных стеллажей 9Ф37 для перевозки боеприпасов;
- Неуправляемые реактивные снаряды.
Боевая машина 9П125
Боевая машина 9П125 представляет собой облегчённую версию БМ-21. Первоначально в качестве базы использовался грузовой армейский автомобиль ГАЗ-66-02 (ГАЗ-66А). Отличающийся от ГАЗ-66 наличием лебёдки и системы регулирования давления в шинах. Позднее, оборудование размещалось на базе автомобиля ГАЗ-66Б с брезентовой складной кабиной. На грузовой платформе автомобиля установлен станок с пакетом из 12 направляющих. В задней части платформы находятся два амортизатора, для поглощения отдачи при ведении огня[1][2].
В номенклатуру боеприпасов входят следующие типы снарядов[1]:
- 3М16 — реактивный снаряд с кассетной головной частью, в составе головной части находятся 5 противопехотных мин ПОМ-2;
- 9М28К — реактивный снаряд с кассетной головной частью, в составе головной части находятся 3 противотанковые мины ПТМ-3;
- 9М28С — реактивный снаряд с отделяемой зажигательной головной частью;
- 9М28Ф — реактивный снаряд с отделяемой фугасной головной частью;
- 9М42 — реактивный осветительный снаряд;
- 9М43 — реактивный снаряд с дымовой головной частью.
Заряжание машины производится в ручную, либо с грунта, либо из транспортной машины 9Ф37В. Пуск может осуществляться как одиночными выстрелами, так и залпом с выносного пульта 9В366. Для ведения боевых действий ночью, имеется прибор ночного видения ПНВ-57. Наведение пакета осуществляется с использованием прицела 9Ш118, а также панорамы ПГ-1М и коллиматора К-1. Механизмы наведения ручные. Станок может наводиться в горизонтальной плоскости без перестановки шасси в диапазоне углов от -70° до +70°, а в вертикальной — от +15° до +54° в горизонтальном секторе до ±30° и от 0° до 54° в горизонтальном секторе свыше ±30°[1].
Для десантирования используется парашютная система МКС5-128М, при этом машина размещается на специальной платформе ПП-128-5000. В целях уменьшения высоты машины при транспортировке в самолёте Ан-12, артиллерийская часть складывается, а брезентовая крыша снимается. Авиатранспортировка к месту десантирования может осуществляться и самолётами типа Ан-22 или Ил-76, при этом ограничения по высоте машины уже не существенны[1].
Радиосвязь машины осуществляется через радиостанцию Р-123М[1].
Транспортная машина 9Ф37В
9Ф37В
Общие данные
Класс: |
транспортная машина |
ЗМЗ-66 |
|
Производитель: |
ЗМЗ |
Марка: |
ЗМЗ-66 |
Тип: |
Бензиновый карбюраторный |
Максимальная мощность: |
115 л.с. |
Конфигурация: |
V8 |
Цилиндров: |
8 |
Характеристики
Массово-габаритные
Динамические
Другое
Грузоподъёмность: |
2000 кг |
Для перевозки боеприпасов, используется транспортная машина 9Ф37В с комплектом стеллажей, выполненная также на базе ГАЗ-66Б. Машина 9В37В тоже может десантироваться на платформе ПП-128-5000 с использованием парашютной системы МКС5-128М. Для ведения ночных боевых действий машина оснащается прибором ночного видения ПНВ-57В. Радиосвязь обеспечивается с помощью радиостанции Р-105М с дополнительной антенной от радиостанции Р-123[1].
Операторы
Оценка системы
Система 9К54 создавалась для ВДВ в качестве замены буксируемых систем РПУ-14. При сравнении с РПУ-14 система М-12В имеет более чем в два раза большую дальность (20 км против 9,8 км), повышенное в 1,5 раза осколочное действие основного снаряда М-21ОФ и возможность десантирования в заряженном состоянии, что повышает манёвренность и уменьшает время приведения в боевую готовность[2].
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Карпенко А. В., Современные реактивные системы залпового огня, стр. 22—24
- ↑ Полевая реактивная система М-21В (рус.). Ракетная техника. Архивировано из первоисточника 18 мая 2012. Проверено 8 января 2012.
Литература
- Карпенко А. В. Полевая десантируемая реактивная система М-21В «Град-В» с боевой машиной БМ-21В (9П125) // Современные реактивные системы залпового огня. — С. 22—24. — 76 с.
См. также
Ссылки
- Гуров С. В. Полевая реактивная система М-21В (рус.). Ракетная техника. Архивировано из первоисточника 18 мая 2012. Проверено 8 января 2012.