14-10-2023
ИРМ в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИРМ «Жук» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Классификация | Машина инженерной разведки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 17,2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Десант, чел. | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | с 1980 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | с 1980 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 8220 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина корпуса, мм | 3150 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2420 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
База, мм | 4300 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея, мм | 2740 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 400 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | противопульная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прицелы | ПАБ-2М, ДСП-30, ПИР-451 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 1 х 7,62-мм ПКТ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 300 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 52,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 12 на плаву | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 500 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,69 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 36 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 0,65 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 2,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | плавает |
ИРМ «Жук» (от Инженерная Разведывательная Машина) — советская военная машина, предназначенная для проведения инженерной разведки местности.
Экипаж машины состоит из трёх человек: механика-водителя, стрелка-радиста и командира[1]. Также имеется десантный отсек для сапёрного отделения, вмещающий до 6 человек[2].
Машина создана на базе боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2. Корпус представляет собой сварную конструкцию из броневой стали. На крыше расположены три люка для выхода экипажа. В днище машины имеется дополнительный люк[3].
В качестве основного вооружения используется 7,62-мм пулемёт ПКТ, боекомплект составляет 1000 патронов[3].
Для связи в ИРМ используется два комплекта радиостанций Р-123[4].
Для наблюдения за местностью и выполнения боевых задач ИРМ оборудована следующими средствами наблюдения[2]:
Для действия на заражённой местности в машине имеется фильтро-вентиляционная установка. Для работы в условиях ядерного заражения в ИРМ «Жук» установлен радиометр-рентгенометр ДП-3Б. При работе в условиях химического заражения используется прибор ВПХР для определения отравляющих веществ[2].
Для разведки с минных полей ИРМ оснащена миноискателем РШМ. Элементы миноискателя расположены перед машиной. Кроме встроенного, имеются два ручных миноискателя ИМП и водолазный миноискатель МИВ[2].
Кроме всего прочего для выполнения боевых задач ИРМ имеет комплекс средств, в состав которых входят[2]:
Машина оборудована дизельным двигателем, мощностью 300 л.с., для самовытаскивания на борту имеется два твёрдотопливных ракетных двигателя от ЗУР 9М39, входящей в состав ПЗРК 9К38 «Игла». Ракетные двигатели способны создавать реактивную тягу в 312 кг[3].
Собственно, это больше громкое название ИРМ, чем действительно новое слово в инженерном деле. С таким же успехом практически весь комплект средств инженерной разведки перевозился на обычном БТР-60 (позднее БТР-70). Все равно каждый прибор сапер берет в руки и шагает работать с ним. К тому же личный состав размещается в БТР с гораздо большим комфортом, скорость у БТР гораздо выше при практически той же проходимости, что и ИРМ. Да и очень уж шумный выхлоп двигателя у ИРМ (мертвого разбудит). Кто ездил на МТ-ЛБ, это хорошо знает. Пользоваться машинным миноискателем РШМ согласится разве только пьяный ежик. Штука эта капризная и до невероятности коварная и неверная. Деревянные и пластмассовые мины не обнаруживает. Уж лучше бы ножевой трал спереди навесили. Машина плохо переносит подрыв на мине — лопается корпус по сварке, разрушается механизм натяжения ленивца, у экипажа тяжелейшая контузия, механик обычно погибает. В то же время БТР из-за довольно большого расстояния от низа колеса до брони при подрыве на американской мине М-19 отделывается потерей колеса, иногда даже колесный редуктор не повреждается. И после подрыва БТР нередко сохраняет способность двигаться. Экипаж после пары сигарет и полкружки водки также способен продолжать выполнять задачу. Так что в батальонах ИРМы обычно мирно дремали в боксах, а оснащение саперы использовали.
— Веремеев Ю.Г.
Карпенко А.В. Обозрение бронетанковой техники 1905—1995. — Санкт-Петербург: Невский бастион, 1996. — С. 471. — 480 с.
Жук (ИРМ).