Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Экземпляризм

14-04-2023

Статья является частью цикла о
Схоластике

Источники
Библия | Евангелие
Античные ученые:
Аристотель | Евклид | Птолемей | Платон
Отцы Церкви:
Августин Аврелий | Дионисий Ареопагит | Иоанн Дамаскин | Боэций

Течения
Томизм | Скотизм | Концептуализм | Номинализм | Реализм | Августинианство | Аверроизм

Схоластики
Ранняя схоластика:
Рабан Мавр | Ноткер Немецкий | Гуго Сен-Викторский | Алкуин | Иоанн Скот Эриугена | Аделард из Бата | Иоанн Росцелин | Пьер Абеляр | Гильберт Порретанский | Иоанн Солсберийский | Бернард Шартрский | Амальрик из Бена | Пётр Дамиани | Ансельм Кентерберийский | Бонавентура | Беренгар Турский | Гийом из Шампо | Давид Динанский | Пётр Ломбардский
Средняя схоластика:
Альберт Великий | Фома Аквинский | Дунс Скот | Аверроэс | Витело | Дитрих Фрейбергский | Ульрих Энгельберт | Винсент из Бове | Иоанн Жандунский | Роджер Бэкон | Роберт Гроссетест | Александр Гэльсский | Эгидий Римский | Роберт Кильвордби | Раймунд Луллий | Марсилий Падуанский
Поздняя схоластика:
Альберт Саксонский | Уолтер Берли | Николай Кузанский | Жан Буридан | Николай Орезмский | Пётр д’Альи | Уильям Оккам | Данте | Марсилий Ингенский | Лерэ, Франсуа

Проблематика
Проблема Всемогущества | Проблема существования | Спор об универсалиях | Логика | Пресуществление | Проблема истины | (Учение о двойственной истине) | Проблема единства и множества (Экземпляризм) | Проблема предопределенности | Догматическое богословие | Проблема познания (Метод Бэкона | Принцип бритвы Оккама) | Проблема мышления

Школы
Шартрская школа | Саламанкская школа | Оксфордская школа

Неосхоластика

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить

Экземпляризм (лат. exemplar — подлинник, прообраз), термин схоластической философии, используемый Бонавентурой и Фомой Аквинским в учении о сотворении мира Богом по изначальному образу и подобию, возникновение «многого из единого» (индивидуация), подобие Бога твари.

Принцип индивидуации или экземпляризм в учении Бонавентуры

Для Бонавентуры центральной в его учении является проблема индивидуации; возникновение «многого из единого». Бог сам-в-себе есть познающий субъект и познаваемый объект, при этом знание, которое он имеет о себе, полностью адекватно и тождественно представляемому, являясь подобием всего, что есть Бог, а это подобие есть Слово, выступающее как полнота идей, по образцу которых Бог творит мир. Бонавентура различает два типа подобий: имитация (подобие твари Богу) и экземплярность (индивидуация, подобие Бога твари). С этими двумя типами подобия связаны два типа знания: знание первого типа, то есть восходящее от каждой твари к Богу, является множественностью в познающем тварном разуме, а знание, основывающееся на подобии твари Богу, есть Единая порождающая причина вещей, заключающая божественные идеи обо всём существующем (подобия, образцы — exemplaries). Идеи эти не отличны от божественной субстанции, по сути это и есть Бог.

Фома Аквинский

Литература

  • Gilson E. La philosophie de Saint Bonaventure. — Paris: Vrin,1943


Экземпляризм.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15