29-06-2023
Шанхайский метрополитен 上海地铁 |
|
Информация | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Длина линий |
434 км |
Количество станций |
278 |
Количество линий |
12, в т.ч. 1 - маглев |
Пассажиропоток за день |
7,087 млн (30 сентября 2010)[1] |
Пассажиропоток за год |
1,3 млрд (2009)[2] |
Схема линий | |
www.shmetro.com | |
Шанхайский метрополитен на Викискладе |
Шанха́йский метрополите́н ( кит. упр. 上海地铁, пиньинь: Shànghǎi Dìtiě, палл.: Шанхай дите) — система метро города Шанхая (Китай), самый большой по протяжённости линий метрополитен в мире (434 км) с 5-м в мире (после Токио, Сеула, Москвы, Пекина) ежедневным пассажиропотоком до 7 млн человек. Шанхай — третий город в Китае после Пекина и Тяньцзиня, в котором было начато строительство метро, которое открылось в 1995 году. Одна из самых молодых, система метро является наиболее быстро развивающейся, уже насчитывая 12 действующих линий (в том числе 1 — маглева) и ещё 5 строящихся, включая продолжения действующих. К концу 2014 года, как предполагается, система будет иметь 560 километров линий и 355 станций, в 2020 году — 780 км и 480 станций[3]. Согласно долгосрочным планам, до 2025 года в Шанхае планируется построить ещё 11 линий метро и 10 линий легкорельсового транспорта (лёгкого метро).
Содержание |
Метро Шанхая современное, быстрое и недорогое, на станциях поддерживается чистота. Плазменные панели отображают время прибытия следующих двух поездов. На жидкокристаллических мониторах внутри вагонов поездов, идущих под землёй, показываются реклама и название следующей станции, а на наземных линиях информация о следующей станции отображается на светодиодном табло. В поездах также проигрывается запись с названием следующей станции на китайском и английском языках и с информацией о достопримечательностях и магазинах рядом со следующей станцией — только на китайском. Метро оборудовано для передвижения инвалидов. На линии 4 платформа отделена от путей прозрачной стеной с раздвигающимися дверьми, ими также планируется оборудовать другие линии, открытые ранее.
Среди недостатков системы можно отметить сильную перегруженность в часы пик (особенно линий 1 и 2) и недостаточное покрытие городской территории, что, впрочем, постепенно решается быстрым строительством и введением в эксплуатацию новых участков. Многие также отмечают не очень удобные длинные переходы между пересадочными станциями.
В шанхайском метро действует система оплаты в зависимости от расстояния. 15 сентября 2005 г. после повышения стоимость составляла от 3 юаней (чуть более 14 рублей) за 3 км пути до 8 юаней (немногим более 38 рублей) за 46 км.
В конце 2005 г. в шанхайском метро была введена единая система оплаты (до этого при пересадке с линии 5 и обратно пассажирам приходилось платить дополнительно, поскольку линии принадлежат разным компаниям).
В отличие от многих других систем метро в мире, в шанхайском метро применяется верхний токосъём, возможно, вследствие используемого напряжения 1500 В — вдвое больше, чем на большинстве систем с нижним токосъёмом. Ширина колеи — европейская 1435 мм, что позволяет транспортировать вагоны, используя железнодорожную сеть страны. Применяется система автоведения. В Шанхае эксплуатируются современные вагоны метро производства германской компании Siemens AG.
Станция «Народная площадь» (кит. 人民广场, англ. People's Square; линии 1, 2, 8) — самая загруженная станция шанхайского метро, это пересадочная станция между линиями 1, 2 и 8. На ней наблюдается большой пассажиропоток даже во внепиковые часы, поскольку она расположена рядом с туристическими достопримечательностями и торговыми районами, такими как Нанкинская улица, Шанхайский музей, Народный парк, Большой шанхайский театр и др.
Станция «Сюйцзяхуэй» (кит. 徐家汇, англ. Xujiahui; линия 1) — расположена рядом с большим одноимённым коммерческим центром Шанхая. Рядом со станцией находятся шесть крупных торговых центров и восемь больших офисных башен, она обладает наибольшим числом выходов в шанхайском метро — четырнадцать.
Станция «Луцзяцзуй» (кит. 陆家嘴, англ. Lujiazui; линия 2) — основная станция района Пудун. Она расположена в сердце финансового района Луцзяцзуй — быстро развивающегося делового центра Шанхая. Рядом со станцией расположены новый символ города телебашня «Восточная жемчужина», а также самые высокие небоскребы в континентальном Китае — Цзинь Мао и Шанхайский всемирный финансовый центр. По сравнению со станциями «Народная площадь» и «Сюйцзяхуэй» «Луцзяцзуй» не очень загружена во внепиковое время и по выходным, поскольку ей, в основном, пользуются те, кто работает в деловом центре.
Станция «Шанхайский вокзал» (кит. 上海火车站, англ. Shanghai Railway Station; линии 1, 3, 4) — основной транспортный узел Шанхая, в него входят вокзал, две станции метро, городская и междугородняя автобусные станции. Последние в скором времени планируется перенести в новое строящееся здание автовокзала за железнодорожным вокзалом.
Станция «Лунъян Лу» (кит. 龙阳路, англ. Longyang Road; линия 2) — пересадочная станция на конечную станцию линии магнитоплана, ведущей в аэропорт Пудун (см. шанхайский маглев).
Шанхайский метрополитен находится в управлении 4 компаний, являющихся подразделениями Shanghai Metro Operation Co., Ltd.:
Метрополитены Китая | ||
---|---|---|
Действующие |
|
|
Строящиеся |
|
|
Планируемые |
|
Шанхайский метрополитен.