16-08-2023
|
Шайтан (араб. شيطان, абджадия — 370) — в исламе злой дух, демон, дьявол, неверный из числа джиннов.
Содержание |
Шайтан (араб. شيطان) — произошло от древнесемитского «сатан» — «противник». Его имя Иблис (араб. إبليس) может быть производным от арабского произношения корня balasa بَلَسَ, означающего «он безнадёжный»; поэтому лингвистическим значением слова Иблис может быть «тот, кто причиняет безысходность/отчаяние».[1] Другие источники утверждают, что слово происходит от греческого «Διαβολος» — «лукавый», «клеветник».[2] Есть и другие имена у шайтана:[3]
Из С.15, ст.29 Корана, отчетливо следует - Аллах (Бог) возвысил человека над всеми творениями, включая ангелов и джинов, т.к. :
Но человек смертен. Смертен его мозг. Вечен лишь Дух, вдохнутый Богом.
Из С.14, ст.22 Корана, отчетливо следует - Сатана (Шайтан) не имеет власти над Духом человека. Дух всецело в ведении Бога, вдохнувшего его от Себя.
Только игнорируя своё духовное начало, руководствуясь разумом (который не может постичь духовное), и таким образом поддавшийся на аргументы Сатаны, т.е. отозвавшийся на зов Сатаны человек становится на путь грехопадения, что влечет за собой и всё прочее Зло.
В то же время человеку, который избавился от диктата телесного мозга, который не разумом, а Духом постигает Духовное, Сатана (Шайтан) не страшен и не опасен.
В отличие от христианских традиций, кораническое наименование Иблиса в значении «джинн» предпочтительней, чем «ангел». Этот джинн создан из огня и в исламской традиции имеет свободную волю. В исламе ангелы являются как посыльные, не обладающие свободой воли (точнее будет: существа без страстей).
Иблис обладал силой, близкой к ангельской по исламской концепции Бога, будучи когда-то набожным и скромным джинном. Когда Бог приказал всем ангелам преклониться перед Адамом, Иблис, наполненный гордости, ревниво отказался повиноваться приказу Бога ввиду того, что считал Адама низшим созданием.
«Сказал же Бог: „О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, что Я создал Своими руками?“... Он сказал: „Я лучше него: Ты создал меня из огня, а его создал из глины“» (Коран(смысловой перевод), сура Сад 38:75-76) |
Иблис попросил Всевышнего Аллаха, чтобы Он позволил ему жить свободно до дня Суда. Бог принял просьбу Иблиса и гарантировал наказание Иблису и его последователям в виде адского огня. Бог, чтобы испытать человечество и джиннов, позволил Иблису бродить по земле и пытаться совращать других.
«Сказал же Бог: „Так уходи же из рая, будь побиваем камнями, и, воистину, над тобой [будет тяготеть] проклятие до Судного Дня“. Сказал [Иблис]: „Господи! Так дай мне отсрочку до того дня, когда люди будут воскрешены“. Бог ответил: „Воистину, тебе дана отсрочка до дня, наступления которого определено“. [Иблис] сказал: „Господи! За то, что ты свел меня с пути истины, я [исхитрюсь] приукрасить [все дурное] на земле и непременно совращу всех Твоих рабов“» (Коран (смысловой перевод), сура Аль-Хиджр, 15:34-39) |
Христианские источники истории с «Иблисом». Это так называемое «Евангелие от Варфоломея».
«И Варфоломей поднялся и сказал сатане: Иди в своё место вместе со своими ангелами, Господь имеет жалость ко всему своему миру. |
Иблис пытается развратить людей через искушение и через лживые предложения. Во время судного дня Иблис будет послан в Джаханнам (Ад) вместе с «Соратниками огня». Мусульмане уверены в том, что через Ислам те, кто успешно следует по праведному пути, будут вознаграждены и отправлены в Джаннат (Рай).
Коран не изображает Иблиса как врага Бога, поскольку Бог является высшим над всеми своими созданиями, а Иблис — лишь одно из них. Обычно одинаковая вера и в исламе, и в христианстве — это то, что существование зла в личных жизнях людей в итоге вызвано проделками дьявола.[4]
Иблис чаще упоминается в Коране как «Шайтан» — общий термин, который также используется при обращении ко всему духовному в связи с Иблисом. Иблис упомянут по имени 11 раз, тогда как Шайтан упомянут 87 раз.
Шайтан.