Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Ханака

04-06-2023

Ханака, Завия, Теккие (перс. خانگاه‎ — хангах, араб. زاوية‎‎ — завийа, тур. tekke, крымскотат. tekiye, босн. tekija) — суфийский «странноприемный дом» мусульманских стран, изначально ханаки были скромными приютами дервишей, но затем превратиились в целые комплексы, детально продуманные и богато украшенные. По своей функции центра религиозного аскетизма ханака схожа с христианским монастырем, но в отличие от монастыря, процесс входа и выхода в ханаку был предельно облегчен, дабы не мешать дервишам в их странствиях. Ханака выполняла также благотворительную функцию (раздача милостыни) и исполняла роль гостиницы — зачастую в ханаках останавливались паломники, поэты и учёные, иногда даже и правители.

Известны случаи, когда ханака строилась каким-нибудь правителем или просто очень состоятельным человеком из желания совершить богоугодный поступок, прославив тем самым своё имя в истории страны. Например, ханака Диван-Беги в Бухаре.

Содержание

Планировка

Обычно ханака представляет собой прямоугольное сооружение со внутренним двором либо большим купольным залом, этот зал называется зикрахана (дарсхана) или сума’а и используется для молитв, собраний и дервишских практик таких как зикр и сама. Вокруг зикрханы располагаются келии-худжры. В ханаке обязательно находилась мечеть, зачастую поблизости строился и хауз, также в ханаке мог находится мавзолей основателя, другого духовного лица или правителя.

Проживание

В отличие от христианских монастырей процедура поселения и выхода из ханаки была предельно упрощена из-за чего ханаку иногда сравнивают с гостиницей. Почти в каждой ханаке имелись правила кратковременных или долгосрочных посещений. Сам шейх мог жить с семьей в одном из помещений комплекса (поэтому в ханаках иногда могли быть гаремы) и в специально отведенное время видеться со своими учениками, чтобы руководить их духовным развитием. Обычно он предстоял на пяти молитвах братства.

Финансирование

Некоторые ханаки существовали благодаря футух — нерегулярным дарам и пожертвованиям, — тогда как другие получали регулярные вспомоществования. Ордены, подобные Чишти в Индии, были необыкновенно гостеприимны, в них постоянно гостили иноземцы; в других орденах действовали строгие правила относительно времени посещения и категорий посетителей, которым дозволялось видеть наставника.

В Боснии, со средних веков по наши дни, в основном здании ханаки или текке могла находиться ремесленная мастерская, мельница или магазин. Это делает техническое и административное поддержание ханаки независимым от пожертвований верующих. Подобное можно встретить и в Турции, где возле одного из текке города Конья построен небольшой продуктовый магазин. Это позволяет на вырученные средства обслуживать и поддерживать комплекс зданий данного текке.

См. также

Литература

  • Воронина В. Л. Средневековый город арабских стран. — 1-е изд. — М: ВНИИТАГ Госкомархитектуры, 1991. — С. 74 — 75. — 103 с.
  • Стародуб Т.Х. Средневековая архитектура, связанная с суфизмом: ханака, завия, такия. // ред. Пригарина Н. И. Суфизм в контексте мусульманской культуры : сб. — М: «Наука», 1989. — С. 268 — 280.

Ссылки

  • Суфийские ордены и братства // Шиммель Аннемари Мир исламского мистицизма / пер. с англ. Н.И. Пригариной, А.С. Раппопорта.. — М.: Алетейа, Энигма, 2001.
  • Смагулов Е. Из истории архитектурного комплекса ходжи Ахмеда Ясави // Смагулов Е. Туркестан. Штрихи к историческому портрету.

Ханака.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15