03-07-2023
Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 414 рус. • англ. • фр. |
Теотиуакан (аст. Teōtīhuacān — город, где люди становятся богами) — заброшенный город, расположенный в 50 километрах к северо-востоку от города Мехико в муниципалитете Сан-Хуан-Теотиуакан. Современные исследователи считают, что площадь этого древнего поселения составляла 26-28 кв. км, а население — около 100 тыс. человек. Это первый крупный город западного полушария, его возраст — около 2 тыс. лет. Теотиуакан — более позднее название.
Теотиуакан стал региональным центром во 2 в. н. э. в результате того, что прежний центр, Куикуилько, был заброшен после извержения вулкана, а его жители переселились в Теотиуакан.
Теотиуакан был заброшен в середине VII в.. В период расцвета Теотиуакана здесь жили более 150 тыс. человек, но пришедшие сюда намного позже ацтеки застали лишь величественные руины. Одни из главных (и самых старых) построек Теотиуакана — пирамида Солнца и пирамида Луны (высота — 42 метра).
В глубине пирамиды Луны археологи нашли погребальную камеру с останками 12 человеческих тел. У всех них были связаны руки за спиной, однако 10 из них были обезглавлены и брошены в беспорядке посередине камеры. Согласно одной из версий, это были враги обитателей Теотиуакана. Две другие жертвы, по-видимому, относились к местной элите, так как были аккуратно посажены, на них были украшения из нефрита, ожерелья из изделий, имитирующих человеческие челюсти и другие знаки высокого положения.
Пирамида Луны находится у северного конца Дороги Мёртвых. Пока невыяснено кем были принесённые в жертву, но известно, что ритуал был совершён во время существенной перестройки этой древней постройки. Видимо, он символизировал растущее религиозное и политическое влияние города-государства. Об этом же говорит и центр камеры, в котором установлена большая мозаика из нефрита, окруженная 18 обсидиановыми ножами. Ничего подобного в Месоамерике не было найдено прежде. Также в камере были найдены скелеты пяти волков (или койотов), три скелета пумы или ягуара и 13 останков орлов. Возможно, эти животные были символами воинов (воинских союзов).
Пирамида Солнца, построенная около 150 г. до н. э., представляет собой 5-ярусное сооружение с плоской вершиной, на которой стоял когда-то небольшой храм. Высота этого колосса — почти 64,5 метра, длина сторон основания 211, 207, 217 и 209 метров, общий объём — 993 тыс. кубометров. Подсчитано, что для строительства пирамиды потребовался труд не менее 20 тыс. человек в течение 20 лет.
Пирамида Солнца выполнена из булыжника, глины и земли, облицована камнем и увенчана деревянным храмом. Пирамида была обнаружена и впервые исследована Леопольдо Батресом в первом десятилетии XX в. Следующие раскопки проводились в 1992—1993 гг. под эгидой мексиканского Национального института антропологии и истории под руководством Эдуарда Матоса Моктесумы.
В центре города расположено место, известное под названием «Цитадель». Внутренняя площадь, которая вмещала до ста тысяч человек (половину населения города), ограничена четырьмя массивными пирамидами на платформах. Центральная часть комплекса — Пирамида Пернатого змея (Кецалькоатля). К ней примыкают два помещения: Северный и Южный дворцы, использовавшиеся не только в качестве административных центров, но также для жилья и работы.
Правильная сеть улиц, пересекающихся под прямым углом с центральным проспектом города, свидетельствует о том, что Теотиуакан развивался по тщательно продуманному плану. Вокруг центра находились близко расположенные друг к другу глинобитные жилища простых горожан, образующие отдельные городские кварталы, с узкими улицами и глухими стенами домов. Все дома были одноэтажными, с плоскими крышами и без окон. Единственным источником воздуха и света служили двери, обязательно выходившие во внутренний открытый дворик. По расчетам исследователей, в городе жило от 150 до 200 тыс. человек. В эпоху своего наивысшего расцвета (250—600 гг. н. э.) Теотиуакан оказал значительное культурное влияние на многие области Месоамерики. Теотиуаканские глиняные сосуды и статуэтки встречаются от северных районов Мексики до гор Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. В эпоху расцвета своего могущества Теотиуакан контролировал центральные нагорья Мексики и поддерживал контакты с центрами соседних цивилизаций — Оахакой, Монте-Альбаном и городами-государствами майя (Тикаль).
В период своего расцвета это был город с четко организованным укладом, во главе которого стояли жесткие правители. Священнослужители, обладавшие познаниями в астрономии, следили за социальной жизнью и оказывали значительное влияние на сознание жителей. Религия глубоко проникала в жизнь каждой семьи. Домашние алтари были обнаружены даже в самых бедных домах. Искусство и мифология Теотиуакана, отразившие богатый духовный мир своих создателей, были сконцентрированы вокруг пантеона божеств. Важнейшее место в мифологии племени занимал Кецалькоатль, бог с телом змеи, покрытым птичьими перьями. Обитатели города поклонялись ему как верховному божеству природы. Позднее у ацтеков Пернатый змей стал покровителем культуры, его часто отождествляли с планетой Венера.
Развитие цивилизации Теотиуакана по времени совпадает с расцветом Древнего Рима, но история месоамериканского города оказалась более продолжительной. Город был основным объектом паломничества. Путешествующие по долине Мехико посещали Теотиуакан, чтобы заключить торговые сделки, найти работу или поклониться религиозным святыням. Тысячи предгорных деревень в определённые дни оставались практически пустыми, а их жители устремлялись на площади Теотиуакана, чтобы принять участие в религиозных церемониях и мистических праздниках, призванных обеспечить будущее процветание города и всех обитателей долины.
Существуют две основные гипотезы гибели города: иноземное нашествие и восстание угнетенных низов против правящей касты знати и жрецов. Город был разрушен почти до основания: все тайники с ритуальными дарами и гробницы разграблены, а священные статуи обезображены и разбиты. Кроме того, гибель Теотиуакана произошла в эпоху его наибольшего расцвета. Однако, против обеих гипотез говорит то, что не обнаружено следов насилия или восстания.
Мраморная маска, 3 - 7 вв. н.э., Лувр
Serpentine маска, 3 - 6 вв. н.э.
Пирамида Солнца, вид спереди
Ещё один вид на Пирамиду Солнца
Модель Теотиуакана, Национальный музей антропологии, Мехико.
Доколумбовы культуры Месоамерики | ||
---|---|---|
Перечень культур | Ацтеки — Веракрус — Гуаябо — Исапа — Капача — Кокле — Куикуилько — Кускатлан — Майя — Миштеки — Монте-Альто — Ольмека-шикаланка — Ольмеки — Сапотеки — Тараски — Теотиуакан — Тлатилько — Тольтеки — Тотонаки — Уастеки — Чичимеки — Чолула — Шахтовые могилы и Теучитлан — Шочипала — Эпиольмеки | |
Разное | Месоамериканская хронология — Доколумбовы руины Мексики — Каменные шары — Месоамериканская игра в мяч — Месоамериканская пирамида — Месоамериканские системы письма — Чинампы — Языки Месоамерики | |
См. также | Доколумбовы цивилизации — Аридоамерика — Конкиста | |
Портал «Индейцы» |
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Мексике | ||
---|---|---|
Культурное наследие |
Мехико и Сочимилько · Оахака и Монте-Альбан · Пуэбла · Паленке · Теотиуакан · Гуанахуато · Чичен-Ица · Морелия · Эль-Тахин · Сакатекас · Наскальная живопись в горах Сьерра-де-Сан-Франсиско · Монастыри на склонах вулкана Попокатепетль · Керетаро · Ушмаль · Госпиталь Кабаньяс · Пакиме · Тлакотальпан · Шочикалько · Сан-Франсиско-де-Кампече · Калакмуль · Францисканские миссии в Сьерра-Горда · Дом и студия Луиса Баррагана · Места выращивания агавы в Текиле · Университетский городок Национального автономного университета в Мехико · Сан-Мигель-де-Альенде и святилище Хесус-де-Назарено · Камино Реал-де-Тьерра Адентро | |
Природное наследие |
Заповедник Сиан-Каан · Резерват китов Эль-Вискаино · Острова и охраняемые зоны Калифорнийского залива · Биосферный заповедник бабочки-монарха |
Теотиуакан.