Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Смычок

11-07-2023

В Викисловаре есть статья «смычок»

Смычо́к — приспособление для игры на струнно-смычковых инструментах.

Содержание

Виолончельный смычок

Состав смычка:

  • Деревянная трость (древко), переходящая в головку с одной стороны, с другой прикрепляется колодка;
    • Для изготовления трости используется дерево фернамбук (Pernambuco) или Бразильское дерево (Brazilwood).
    • Колодка делается из чёрного дерева со вставками из перламутра. В колодку с внутренней стороны, прилегающей к трости, ввернута небольшая медная гайка, а в основание трости вставлен восьмигранный винт с длинной резьбой, с помощью которого можно регулировать натяжение волоса.
  • Волос конского хвоста (искусственного или натурального) идет от головки к колодке и образует ленту с помощью кольца на колодке. Конский волос, особенно толстый, имеет большие чешуйки, между которыми находится натирочная канифоль, что благоприятно сказывается на звуке[1].

Для каждого струнного смычкового инструмента предусмотрен свой тип смычка, соответственно смычки бывают скрипичными, альтовыми, виолончельными и контрабасовыми. А для каждого размера инструмента соответствующий размер смычка, так, например, смычок для скрипки 3/4 для соответствующего инструмента.
Также существует так называемый барочный смычок, применяющийся для исполнения музыки в стиле Барокко. Его отличает форма головки, напоминающая стручок гороха. Традиционно в смычок вставляют конский волос белого цвета, но иногда можно встретить и смычки с чёрным волосом, который более грубый по структуре, что способствует большему его трению со струной, но менее ровному и гладкому звуку. Чёрный волос используется для контрабасовых и иногда виолончельных смычков, а также для дешевых скрипичных смычков, предназначенных для использования в музыкальных школах и дворцах культуры.[2]

Современная школа игры на смычковых инструментах предусматривает следующее положение руки на смычке: смычок держится правой рукой, при этом кисть находится над колодкой, большой палец придерживает колодку снизу, остальные пальцы лежат на трости сверху. В то же время, при игре на контрабасе сохраняется, наравне с вышеуказанным, и старый способ, при котором кисть руки находится под колодкой, а сама колодка удерживается хваткой большого, указательного и среднего пальцев.

Качество волоса и канифоли имеют огромное влияние на извлекаемый звук. Канифоль используется для натирки волоса смычка, чтобы повысить силу сцепления его со струной. Обычно это производится перед каждой игрой. Основные показатели качества волоса и канифоли заключаются в хорошей сцепляемости между ними и малой распыляемости последней при игре на инструменте.

Параметры смычка

  • Масса смычка определяет его динамические качества при игре на инструменте. Необходимо учитывать соотношение веса смычка с отзывчивостью инструмента, жёсткостью струн и другие моменты. Так, отзывчивость скрипки гораздо больше, чем альта, а альта — чем виолончели, виолончели — чем контрабаса. Масса и жёсткость смычка для виолончели значительно больше, чем скрипичного, за счёт немного меньшего размера и значительно большей толщины древка.
  • «Положение центра тяжести смычка и собственная его масса влияют на скорость поворота смычка при переходе с одной струны на другую. Приближая центр тяжести смычка к колодочке (и к руке) для уменьшения момента инерции (ощущения более лёгкого по весу смычка), нельзя забывать о влиянии массы смычка на удобство извлечения равномерного звука в любой его части. Это замечание в большей степени относится к смычкам с облегченным концом, когда для полноценного звука в верхней части смычка потребуется излишняя сила нажима от правой руки.»
  • Правильность соотношений изгиба и толщины древка определяется при перетягивании волос; в смычке он должен принять прямую форму, без волн и изгибов.
  • Жёсткость и однородность древка определяется ударом об ребро ладони выпуклой части при взятии на определённом расстоянии от колодки смычка. Для скрипки 4/4 смычок берётся на 15 см и издаёт ноту Фа(43..44Гц) не менее 1 сек.

К регулируемым параметрам относятся:

  • Упругость волоса зависит от его силы натяжения, массы, равномерности укладки в процессе монтировки смычка и упругости самой трости смычка.
    • Сила натяжения волоса в смычке регулируется поворотом винта в колодке смычка скрипачом;
    • Масса (количество и тип) и равномерности укладки волоса регулирует мастер, в зависимости от жёсткости смычка;
    • Упругость трости регулируется заменой таковой.
  • Жесткость смычка (в смычок вставлено количество волос, на которое он не рассчитан):
    • Если жесткость меньше требуемого, то перелом волоса в месте контакта со струной образует угол больший, чем требуется, что приводит к задеванию при игре соседних струн. Увеличения натяжения волоса приводит к выгибу в другую сторону смычка. Для исправления необходимо уменьшить количество волос в смычке.
    • Если жесткость больше требуемого, то при игре практически отсутствующий угол перегиба волоса в точке соприкосновения его со струной, что заметно сказывается на качестве звукоизвлечения, особенно при игре на piano. Для исправления необходимо увеличить количество волос в смычке.[3]

Скрипичный смычок

Имеет размеры: 1/16, 1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 4/4

  • 4/4 — 55-65 г., длина около 730 мм, центр тяжести ~18 см от колодки.

Альтовый смычок

  • 4/4 — 68-74 г., длина и центр тяжести те же, что и у скрипичного смычка.

Виолончельный смычок

Имеет размеры: 1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 4/4

  • 4/4 — 78-88 г.

Контрабасовый смычок

Имеет размеры: 3/4 и 4/4 и различается двумя типами:

  • Французская система
  • Немецкая система
  • 4/4 — 130—170 г.

Исследования

Полную теорию смычка разработал французский математик Дюгамель.

Технология игры смычком [3]

Расположение смычка на струне, сила его давления и скорость движения

Место положение контакта струны с волосом смычка называется игровой точкой. В зависимости от скорости движения, силы давления и игровой точки на струне определяет характер звучания: громкость и тембр. В таблице приведены основные зависимости [3]: Шаблон:Якорь 1

Соотношение игровой точки, давления на струну и скорости движения смычка
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
p v-p v-p v-p v-p v-p v-p v-p v-p v-p v-p v-p v-p v-p
sul ponticello
pp 1
7-1
6-1
5-1
4-1
3-1
2-1
1-1 2-1 3-1 4-1 5-1 6-1 7-1
p 2
6-2
5-2
4-2
3-2
2-2
1-2 2-2 3-2 4-2 5-2 6-2 7-2
6-2
mp 3
5-3
4-3
3-3
2-3
1-3 2-3 3-3 4-3 5-3 6-3 7-3
6-3
5-3
mf 4
4-4
3-4
2-4
1-4 2-4 3-4 4-4 5-4 6-4 7-4
6-4
5-4
4-4
f 5
3-5
2-5
1-5 2-5 3-5 4-5 5-5 6-5 7-5
6-5
5-5
4-5
3-5
ff 6
2-6
1-6 2-6 3-6 4-6 5-6 6-6 7-6
6-6
5-6
4-6
3-6
2-6
fff 7 1-7 2-7 3-7 4-7 5-7 6-7 7-7
6-7
5-7
4-7
3-7
2-7
1-7
sul tasto
Гобой Кларнет Флейта

Обозначения в таблице:

  • В первом столбце обозначена сила звука (pianissimo, piano, mezzo piano, mezzo forte, forte, fortissimo, forte fortissimo).
  • В первой строчке номера игровых точек, если струну разметить на 14 равных частей, с 1-ой, что соответствует ближайшей точке к подставке, по 13-ую — самой дальней, находящейся подгрифника при открытой струны, или у пальца при зажатой.
  • Во второй строке показаны соотношения v и p, означающие соотношения скорости движения смычка и силы его давления на струну соответственно. Соотношения, изображённые чёрным цветом, соответствуют наиболее качественному звучанию, а серым соответствуют звучанию с полностью или частично потерянным качеством тона, в нотной записи обозначается sul ponticello (для левой части таблицы) или sul tasto (для правой части таблицы). Параметры v и p представлены по 7-ми бальной системе, так:
    • p=1 и p=7 соответствуют минимальному и максимальному давлению, при котором музыкант может произвести устойчивый звук;
    • v=1 и v=7 соответствует минимальной и максимальной скорости, при которой музыкант может удерживать постоянное давление и скорость.
  • Во втором столбце показано давление по семибалльной системе, при котором получается соответствующая сила звука.
  • Заполненные цифрами клетки обозначают на такой игровой точке, при каком давлении и скорости производится качественное звукоизвлечение.
  • Последняя строчка обозначает «возможные тембровые характеристики, предложенные К.Флешем.» Это связанно с тем, что тембр в зависимости от расположения игровой точки меняется:
    • Чем ближе к центру струны (игровая точка № 7, выделенная серым) тем больше энергии передаётся основному тону (высшей гармоники), и тем меньше энергии отдаётся обертонам (1-ой и более высоким гармоникам);
    • Чем дальше от подставки инструмента, тем больше резонансная частота у инструмента в данной точке. Это связанно с тем, что гриф сужаясь увеличивает частоту собственных свободных колебаний, способных резонировать с вынужденными колебаниями струны.

Использование струн

В выше приведённой таблице значения приведены относительные, и необходимо вносить поправки в зависимости от:

  • жёсткости струны,
  • толщины струны,
  • игрового пространства струны.

Жёсткость струны

Более жёсткая струна

  • Даёт возможность «дальше от подставки можно извлечь благозвучные ноты, так как она оказывает достаточное сопротивление смычку и не зажимается до хрипоты и скрипа.»
  • Уменьшает возможность извлечении нежных и тихих звуков, «способствуют срыву звукоизвлечения, что ограничивает художественную палитру музыканта.»

Наклон смычка

Наклон смычка в сторону грифа делают для:

  • Изменения ширины ленты волоса, что способствует проявлению более высоких гармоник; используется чаще всего при игре ближе к грифу на нюансе piano или при исполнении флажолетов.
  • Регулировки направления силы пружины трости смычка, что необходимо для различных артикуляционных эффектов, например: смягчения атаки звука, уменьшение прыгучести смычка и др.

Возможны два случая:

    • Плоскость пружины смычка перпендикулярна плоскости струны, то упругие свойства смычка используются в максимальной степени (sin(90)=100 %). Направление силы руки всегда перпендикулярна. От сюда геометрическое воздействие упругих качеств смычка относительно давления на струну руки равно Sin(смычка^струны)/Sin(руки^струны)=Sin(90)/Sin(90)=100 %/100%=100 %.
    • При наклоне смычка к грифу, эти две плоскости составляют между собой некоторый острый угол, тогда Sin этого угла меньше 100 %. Тогда упругие качества смычка реализуются в меньшей степени при неизменном давлении на струну рукой.
  • Уравновешивает напряжения в струне по обе стороны от смычка (используется при игре на forte).

Примечания

  1. http://offtop.ru/uzhegov/view.php?part=8&t=571088 Смычок и волос. Скрипка для профессионала.
  2. Смычок
  3. ↑ Смычок и артикуляция. Муратов Сергей Витальевич.

Ссылки

  • Секреты высококачественного смычка. Сергей Муратов. Музыканты о классической музыке и джазе. Джаз и классика.
  • Смычок и артикуляция. Муратов Сергей Витальевич.

См. также

Смычок.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15