14-10-2023
Иерото́пия (др.-греч. ἱερός — священный и др.-греч. τόπος — место, пространство) — это создание сакральных пространств, рассматриваемое как особый вид духовного и художественного творчества, а также специальная область историко-культурных исследований, в которой выявляются и анализируются конкретные примеры данного творчества. Концепция иеротопии и сам термин были предложены Алексеем Лидовым в 2001 году. Иеротопия как раздел гуманитарного знания находится на стыках традиционных дисциплин истории искусства, археологии, культурной антропологии, этнологии, религиоведения, однако не совпадает ни с одной из них и имеет собственный предмет и методологию. Речь идет не о феноменологии священного, хорошо изученной в работах Мирча Элиаде, Рудольфа Отто, Павла Флоренского и других, а об исторически конкретной деятельности людей по созданию среды общения с высшим миром. Иеротопия может включать и мистическую компоненту, но прежде всего это процесс осознанного творчества, формирования сакрального пространства при помощи архитектуры, изображений, обрядов, света, запахов и иных медиа.
В рамках иеротопического подхода иконы и другие произведения сакрального искусства рассматриваются не как изолированные предметы, а как компоненты иеротопических проектов в их художественной и концептуальной целостности и временном развитии. Фигура автора, создателя сакрального пространства, получает должную оценку. Он рассматривается как художник, деятельность которого подобна творчеству современных кинорежиссеров, организующих работу самых разных мастеров[1]. Например, авторами крупнейших иеротопических проектов своего времени были византийский император Юстиниан, создатель Св. Софии Константинопольской, и аббат Сугерий, автор замысла первого готического собора Сен Дени в Париже. Результатом иеротопического творчества могли быть не только церкви и святилища, но и ландшафты[2], архитектурные комплексы[3], и даже города[4] и страны[5]. Темы иеротопических исследований разнообразны и могут включать столь различные предметы, как роль света в церковной архитектуре[6], религиозные церемонии и праздники[7], народные традиции[8], сопоставление иеротопических моделей разных культур[9][10]. Иеротопия интересуется также образами пространства в малых формах искусства и в литературе.
Иеротопии было посвящено 4 международных симпозиумa.
Содержание |
Пространственная икона — одно из основных понятий иеротопии. Пространственные иконы — это образы, возникающие в пространстве храма или святилища и формирующие его сакральную среду[11]. Иеротопическое творчество — это род искусства, которое можно описать как создание пространственных икон. Это понятие применимо и к восприятию интерьера храма, включая архитектуру, изображения, драматургию света и богослужение в их единстве, и к изучению «сакральных ландшафтов» подобных подмосковному Новому Иерусалиму, и к исследованию обрядов, создающих иконическую среду, таких как «Шествие на осляти» в средневековой Москве[12]. Важнейшие особенности пространственных икон — их принципиальная подвижность, перформативность, а также отсутствие формальной границы между образом и зрителем, который включается в действие и в некоторой степени становится создателем пространственной иконы[13].
Перенесение сакральных пространств является важнейшей формой иеротопического творчества. Во многих случаях первоначальное сакральное пространство возникало в результате иерофании, то есть воспринималось как освященное божественным знамением или чудом. Это первичное сакральное пространство осознанно воспроизводилось в процессе иеротопического творчества и присутствовало во вновь созданном святилище или храме в виде пространственной иконы. Например, в библейской истории строительство первого Храма можно рассматривать как воспроизведение сакрального пространства Скинии Завета. С другой стороны, первый Храм может рассматриваться как первообраз в иеротопии христианских храмов. В христианской традиции и Востока и Запада известны многочисленные воспроизведения «новых иерусалимов», призванные установить связь с пространством Святой Земли, особенно с местом, где произошли спасительные страдания и чудесное воскресение Иисуса Христа[14]. Сакральное пространство Гроба Господня сознательно воспроизводится в алтаре любой христианской церкви.
А. М. Лидов анализирует создание и восприятие сакральных пространств при помощи введенного им понятия образа-парадигмы[15]. Образ-парадигма — это образ-видение, который создавался при помощи разных средств с намерением вызвать тот же образ в сознании наблюдателя-участника пространственной иконы. Образ-парадигма, принципиально не иллюстративный и не плоский, являлся средством коммуникации между творцами сакральных пространств и их зрителями, своего рода смысловым стержнем всего иеротопического проекта. Одним из наиболее важных образов-парадигм в христианской традиции является образ Небесного Иерусалима, который присутствовал в любой византийской церкви, хотя и не был изображен в виде отдельной картины[16].
Сакральное пространство.