29-09-2023
Русский мир — международное трансконтинентальное сообщество, объединённое причастностью к России и лояльностью к русской культуре[1]. Слово «русский» в названии указывает прежде всего на исторические корни общности, берущей своё начало в древней Руси, а не на её этнический состав[2], а в слово «мир» вкладывается значение «весь свет», «все люди»[3].
Известна также более широкая трактовка «Русского мира»: «Русский мир — это глобальный культурно-цивилизационный феномен, состоящий из России как материнского государства и русского зарубежья, объединяющий людей, которые независимо от национальности ощущают себя русскими, являются носителями русской культуры и русского языка, духовно связаны с Россией и неравнодушны к её делам и судьбе»[4].
По мнению Шалимовой Н. А. русский драматург Островский А. Н. трактует понятие русский мир как «человеческое сообщество православных христиан, живущих в единстве веры, обрядности и обычаев»[3].
Известны следующие примеры подобных объединений: Британское содружество наций, содружества франкоязычных и португалоязычных стран, ибероамериканский мир[5].
Содержание |
Существует мнение[6], что впервые сформулировал определение «Русского мира» президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук граф Уваров[7].
В середине XIX века писатель Пантелеймон Кулиш писал:
Судя по сходству древних обычаев у Великороссов и Малороссиян, надобно думать, что в глубокую старину вся Русь говорила одним и тем же языком, или очень сходными между собою наречиями… Тем не менее, однакож, язык земли Киевской должен был служить образцом для всего первобытного русского Мира.— Об отношении Малороссийской словесности к обще-русской // Эпилог к роману "Черная рада"
В наше время концепцию Русского мира развивает патриарх Московский и всея Руси Кирилл[5]. Считается также, что автором идеи русского мира является П. Г. Щедровицкий, который определил время возникновение понятия следующим периодом: 1993—1997 годы[8].
Считается, что русский мир является общим «цивилизационным пространством» на пространстве исторической Руси[5], возведённом на трёх следующих столпах[9]:
Президент Путин в конце 2006 года, выступая на встрече с творческой интеллигенцией в Доме Державина в Санкт-Петербурге, в преддверии Года русского языка в качестве составляющих Русского мира выделил «русское слово» и «русскую культуру»:
Русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за её пределами. Почаще употребляйте это словосочетание — «русский мир».[10]
«Россия, Украина и Беларусь — это и есть Святая Русь!» — эти слова в качестве слогана неоднократно использовались на мероприятиях и собраниях, связанных с популяризацией концепции русского мира. В частности, их скандировал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на концерте в Киеве в июле 2008 года[11][12]. Автором данного лозунга считают преподобного Лаврентия Черниговского[9].
К русскому миру, помимо России, Украины и Белоруссии, причисляют также Молдавию. Так, патриарх Кирилл на встрече с иерархами Кишинёвско-Молдавской митрополии отметил следующее:
Нас иногда спрашивают: «А почему вы причисляете Молдову к Святой Руси, ведь молдаване говорят на ином, неславянском языке?» И я отвечаю, что Святая Русь — это понятие не этническое, не политическое, не языковое; это духовное понятие. Когда мы молимся вместе с нашими братьями и сёстрами из Молдовы, мы не чувствуем никакой разницы — мы один народ пред Богом. Эта общность ценностей, общность духовной ориентации и формирует наше духовное единство, которое превыше всяких политических границ.
— [13]
Тем не менее, для такой духовной общности выделяется совершенно чёткий физический центр: «Современная Россия […] становится центром огромной цивилизационной общности — русского мира, выходящего далеко за пределы одной страны»[14][15].
1 сентября 2010 года на торжественном приёме по случаю празднования Дня православного казачества патриарх Кирилл указал на то, что к пространству Святой Руси, а значит, и русского мира следует относить также Казахстан:
Сегодня очень важно, чтобы укреплялась казачья солидарность и развивалось казачество Святой Руси — в Российской Федерации, Украине, Белоруссии, Казахстане — везде, где посеяны семена казачьей доблести и казачьего мужества. Вот почему нам нужен единый праздник, который бы объединял всех — все казачьи войска и казаков, находящихся в разных странах — наследниках Святой Руси.
— [16]
Иногда русский мир называется ещё «единым миром восточно-христианской православной цивилизации». Например, такое название патриарх Кирилл использовал в поздравлении временно исполняющего обязанности президента Молдовы Михая Гимпу с Днём независимости Молдовы[17], при этом указав, что к сему миру принадлежат не общества или сообщества православных внутри обществ, не страны, а государства.
Митрополит Кишинёвский и всея Молдавии, предстоятель Православной церкви Молдовы Владимир называет Молдову «нашим государством». Так, в ответ на вопрос: «Молдова хоть и православная страна, но всё-таки многонациональная. Есть и католики, и адвентисты, и другие конфессии. Предположим, в школах вводится преподавание основ православия. И что же ребенок-католик должен будет изучать?» — Владимир сказал: «Во втором пункте законопроекта о преподавании дисциплины „Основы православия“ в доуниверситетском образовании Молдовы есть статья, в которой говорится, что дети имеют возможность изучать альтернативный предмет духовно-нравственного воспитания с первого по четвертый класс и историю религии с пятого по двенадцатый класс. Так что мы не принуждаем их, но они обязаны знать основы нашего государства, нашей церкви, если они уважают нашу страну»[18].
Деятельность по сохранению и развитию русского мира — это прежде всего деятельность по распространению и утверждению русского языка. Для этой цели Россией создан ряд правительственных и неправительственных организаций, ведётся работа по линии Русской православной церкви.
Президентом России 6 июня 2011 года установлен День русского языка, который будет отмечаться ежегодно, 6 июня, «в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А. С. Пушкина»[19].
Среди организаций, содействующих укреплению русского мира, особого внимания заслуживает деятельность фонда «Русский мир». Фонд создан летом 2007 года с целью популяризации русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, а также для поддержки программ изучения русского языка за рубежом[20]. Финансируется в том числе из средств российского государственного бюджета. Работа фонда по реализации в 2007—2010 годах целевых программ «Кабинеты русского мира», «Профессор русского мира» и «Стажировки русского мира» наилучшим образом демонстрирует значение русского языка в рамках концепции русского мира[21].
Поскольку любая человеческая общность обитает на некоторой территории, русский мир может быть оформлен и географически. А именно: территориями государств Россия, Украина, Беларусь, Молдова и русскоязычных общин за пределами этих четырёх государств, принадлежавших ранее не только Святой Руси, но и Российской империи. По мнению Дмитрия Фурмана, «Это не постсоветское, а постимперское пространство, оно создано Российской империей, и все те элементы сохраняющегося единства, которые есть на этом пространстве, порождены общей историей, порождены принадлежностью всех стран СНГ и стран Балтии к Российской империи и её преемнику — СССР»[22].
Против идей Русского мира выступает Украинская православная церковь Киевского патриархата.[23][24] По мнению главы УПЦ КП Филарета, концепция Русского мира, которую подвигает патриарх Кирилл, предусматривает объединение России, Беларуси и Украины в единое духовное пространство: «Под этой благозвучной вывеской кроется имперская идея лишения Украины ее государственности и независимости».[23]
Не поддерживает идеи русского мира также Украинская автокефальная православная церковь, считая, что объединение украинских православных церквей не может основываться на концепции русского мира.[25] В то же время глава Украинской грекокатолической церкви считает, что в концепции русского мира имеет место подмена понятий: «когда этот „русский мир“ перестает быть только „российским миром“ и проектируется как определенное цивилизационное пространство, где украинцы должны быть обязательной неотъемлемой составляющей, возникает очень много вопросов».[26]
Во время визита патриарха Кирилла на Украину в июле 2011 года украинские националисты традиционно пикетировали административное здание посольства России с требованием не втягивать Украину в проект, называемый «русский мир».[27][28]
По мнению некоторых украинских аналитиков, продвижение принципов Русского мира будет способствовать дальнейшей дезинтеграции, расколу украинского общества.[29][30]
Русский мир (общность).