Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Поминки

27-07-2023

Корзухин Алексей Иванович
Поминки на деревенском кладбище

Поми́нки (помина́льный обе́д, помина́льная тра́пеза) — ритуалы, совершаемые в память умершего, главным из которых является коллективная трапеза, устраиваемая родственниками в доме покойного или на кладбище (на могиле, в специально отведенном месте) непосредственно после погребения и в определенные сроки поминовения.

Содержание

Описание события

Устраивается угощение, в память об умершем, после его похорон и в поминальные дни (в православной традиции — 9 день, 40 день, через год и 3 года по желанию). На поминки на могилу возлагали жертвоприношения, часть которых шла на торжественную трапезу.

В поминки входят также траурные процессии, оплакивание (причитания), а на могилах мужчин — состязания, военные игры (тризна у древних греков, германцев, славян).

Поминки в православии

Поминки во время Пасхи, городское кладбище Элисты, 15.04.2012 г.

Поминки по усопшему в христианской традиции проводятся трижды. Первые поминки — в день похорон, то есть на третий день, принимая за первый день отсчёта сам день смерти, даже если она наступила незадолго до полуночи; вторые поминки — на девятый день, и третьи — на cороковины (40 дней). В некоторых местностях России выделяют для поминовения также двадцатый день (т. н. полусорочи́ны). Кроме того поминки устраивают через полгода, иногда и на тридцатый день. В дальнейшем поминки устраивают через год (то есть на первую годовщину смерти), на которые приходят все, кто желает помянуть, в этот день обычно принято посещать могилу умершего. Потом поминки уже в тесном семейном кругу проводят на каждую годовщину кончины, на день рождения и на именины умершего. Поминки бывают двух родов: частные, имеющие в виду одного конкретного умершего, и общие, устраиваемые в память всех покойников.

Традиция проведения поминок уходит корнями в далёкое прошлое. Подобные обычаи наблюдаются и в других вероисповеданиях различных народов, что связано с верой человека в бессмертие души. В христианской традиции обычай поминок в основном сводится к поминальной трапезе. Но поминки — это не просто еда, это особый ритуал, цель которого — помянуть человека, отдать ему дань уважения, вспомнить о его добрых делах.

Православные христиане в процессе поминальной трапезы молятся об упокоении души умершего. Каждое действие во время поминок наполнено сакральным смыслом, поэтому и меню такой трапезы необычно.

В отдельных регионах на поминки стараются без приглашения не приходить; в других же, напротив, приходят все кто сможет присутствовать и имеет желание вспомнить скончавшегося, как дань уважения его семье. Засиживаться долго также не совсем в правилах, тем более, если вы не были очень близки умершему человеку.

Поминки на третий день (трети́ны)

Такие поминки устраивают непосредственно после похорон усопшего. Они проходят в память и честь чудесного воскресения Иисуса Христа на третий день и в образ Пресвятой Троицы. Считается, что первые два дня душа преставившегося остается на земле, находясь рядом с родными и посещая под сопровождением Ангела памятные ей места, которые притягивают её воспоминанием земных радостей и горестей, злых и добрых дел. В третий же день Господь повелевает ей вознестись на небо и впервые предстать для поклонения перед Богом.[1] Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред Лице Правосудного.

Проводить поминки можно в доме усопшего или в любом другом месте. В современном мире поминальный обед зачастую устраивают в кафе или ресторане, поэтому проблем с подготовкой к кушанью обычно не возникает. Если же было принято решение поминать в доме почившего, то необходимо как следует подготовиться к этому событию. Приготовления к трапезе заканчиваются, когда гроб с телом умершего доставляют на кладбище и хоронят. В первую очередь в доме обязательно нужно навести порядок, провести тщательную уборку, причём её стараются сделать до того, как покойника опустят в могилу, хотя по времени это трудно подгадать. Расставляют мебель, моют полы, весь накопившийся за три дня мусор сметают по направлению от большого угла к порогу, собирают и сжигают. Полы требуется мыть тщательно, особенно углы, ручки и порог. После уборки комнату окуривают дымом ладана или можжевельника.[2] Уборку обычно делают сторонние люди, не состоящие в кровном родстве с покойным или/и членами его семьи. Когда все возвращаются с кладбища, начинается кушанье.

Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом её кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед святыми иконами с зажжённой лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают Отче наш[2]. В идеале лучше начать с чина литии, совершаемого мирянином или прочесть 90-й псалом. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать почившего. На протяжении всего застолья вспоминают усопшего. Разговор за столом должен быть благочестивым, не допустимы смех, сквернословие, весёлые песни, воспоминания о неправедных поступках покойника и прочие разговоры на отвлечённые темы, непристойные на таком мероприятии, например беседы о политике или на бытовые темы. Всех пришедших обычно усаживают за стол со словами: «Просим разделить наше горе!»[3]. Прежде, чем сесть за стол каждый гость обязательно должен вымыть руки и умыться, вытереться чистым полотенцем. Нельзя приступать к трапезе не осенив себя крестном знамением.

Существует и особый порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола усаживают хозяина дома, по обе стороны от главы семьи располагаются родственники в порядке близости родства к умершему по старшинству. Детям, как правило, выделяют отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, в некоторых традициях оставляют незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели. Также во время поминок для умершего клали тарелку, обеденный прибор, часть блюд, которые ставятся перед его портретом. Впрочем данная традиция не считается православной, так же как и занавешивание зеркал, скорее всего это отголосок языческого прошлого.

Фирс Сергеевич Журавлёв
Купеческие поминки

Первым блюдом на поминальном столе является кутья (коливо) — каша из цельных зёрен риса или пшеницы, заправленная мёдом и изюмом. Зёрна служат символом Воскресения, а мёд и изюм — сладость, которой наслаждаются праведники в Царстве Небесном. Кутья должна[4] быть благословлена (освящена) во время панихиды, если такой возможности нет, то можно просто побрызгать её святой водой и прочитать любую известную молитву. Это блюдо непременно должен хотя бы попробовать каждый присутствующий. Сначала его отведывают ближайшие родные и друзья, и только потом все остальные. Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими крепкими алкогольными напитками. Кроме кутьи, обязательным поминальными блюдами на Руси считаются традиционные для русской кухни блины и кисель. Блин у славян издавна ассоциировался с солнечным диском, а следовательно, с новой жизнью, началом возрождения. Блины принято употреблять с мёдом, а кисель пьётся после поминок всеми уходящими. Его также как и кутью должны попробовать все гости. Ещё одним традиционным напитком на поминках может быть сыта (вода, подслащенная мёдом), её обычно подают вместе с кутьёй в самом начале поминок. Прочая еда на поминальной трапезе подаётся с соблюдением требований поста: в постные дни — постная, в мясоед — скоромная. Меню обычно составляется с учётом особенностей традиций, принятых в данной местности.

Пища на столе должна быть простой, без особых изысков, так как последние мешают процессу поминок. Сервировка стола обычная, за исключением того, что в столовый прибор не входят острые предметы (нож, вилка), твёрдую пищу разламывают (не режут) и берут голыми руками, а ложки кладут тыльной стороной вверх. Поев, ложку обычно кладут на стол, а не на тарелку. Однако, следует упомянуть, эти традиции являются наследием языческого прошлого и к православию имеют весьма далёкое отношение. Пищу подают в обычной посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы. Поминальный стол можно украсить ветками ели, брусники, мирта, чёрной траурной лентой. Скатерть стелят однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям можно декорировать чёрной лентой[2]. При каждой смене блюд православные стараются прочесть краткую молитву: «Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея, раб Твоих) новопреставленного (ой, ых) (имя), и прости ему (ей, им) вся согрешения его (её, их) вольная и невольная и даруй ему (ей, им) Царствие Небесное. Во имя Отца и Сына и Святаго духа. Аминь.»

Православные заканчивают трапезу благодарственной молитвой «Благодарим, Тя, Христе Боже наш…» и «Достойно есть…», а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего. Благодарить за угощение не было принято. То что не успели съесть непосредственно за столом отдают с собой («на вынос»), чтобы помянули, придя домой. Также часть еды можно отнести в церковь на помин души.

Во время Великого поста, если поминки (третий, девятый, сороковой дни, годовщина) приходятся на его первую, четвертую и седьмую неделю, родные и близкие усопшего никого не приглашают. Эти недели — особенно строгие. За столом в такие дни принято собираться лишь самым близким покойному людям: родителями, супругам, детям, внукам, братьям и сёстрам, ближайшим друзьям. Если день поминок пришёлся на будний день других недель Великого поста, поминки переносят на субботу или воскресенье. На поминках мужчины должны быть с непокрытой головой, а женщины, напротив, с головными уборами. Если людей пришло много, то усаживаются в несколько заходов.

На поминки в день прощания с усопшим могут быть приглашены все, кто был на кладбище, так как поминальная трапеза проводится сразу после похорон, особо приглашались те, кто непосредственно помогал с похоронами: обмывал и обряжал покойного, рыл могилу, нёс гроб с телом, читал молитвы, духовенство и церковный причт, участвовавшие в отпевании покойника и сопровождавшие гроб на кладбище. В дореволюционной России старались пригласить убогих и нищих, так как рассматривали поминки как своего рода милостыню для всех, кто на ней присутствует.

Поминки на девятый день (девяти́ны)

Поминовение умершего в этот день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту, вплоть до девятого дня ей показывают загробный мир. В таком состоянии она пребывает шесть дней. Затем, на девятый день, Господь повелевает ангелам представить душу к Нему на поклонение и душа с трепетом и страхом снова предстает перед Ним. Поминовение и молитвы в этот день помогают ей пройти это испытание достойно, все просьбы к Господу — о водворении души усопшего вместе со святыми.[1]

В этот день служится панихида. Впрочем панихиды желательно заказывать все дни траура. На поминки в этот день принято приглашать только близких друзей и родственников почившего.

Поминки на сороковой день (сорокови́ны, сорочи́ны)

Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору небесного Синая, удостоилась лицезрения Божества, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными. На выбор для особого поминовения 40-го дня также существенное влияние оказало и то, что Иисус Христос по Воскресении Своем вознесся на Небо святое именно в этот срок.

После вторичного поклонения Господу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда, на 40-й день, решается ее участь — по земным делам усопшего и его духовому состоянию души Господом назначается место пребывания в ожидании Страшного Суда. Это происходит после того, как она в период с 9-го до 40-го дня ходит по мытарствам и познает совершённые грехи.

Поминовение и молитвы в сороковой день чрезвычайно важны. Они в этот день призваны постараться загладить грехи покойного. Но и после него поминовение не прекращается, только теперь оно бывает в памятные дни — день рождения, смерти, именины покойного.

На сороковой день приходят все, кто желает помянуть ушедшего из жизни человека.

Для православного верующего день смерти ближнего — это день рождения в новую, вечную жизнь и проводить его в эту новую жизнь надо достойно и благочестиво.

Поминки у католиков

Католики обязательно поминают усопших в День всех усопших верных — 2 ноября. Также поминают на третий, седьмой и 30-й дни после смерти, но эта традиция не строгая, на усмотрение родственников.

Поминки в исламе

В исламе поминальные обеды не приняты. По шариату запрещается, по крайней мере в первые три дня траура, забивать любой скот и устраивать угощения в доме умершего, а после позволяется лишь устраивать благотворительные угощения для обездоленных и нуждающихся стариков и сирот или раздавать им мясо жертвенного скота. Именно это шариат разрешает, но не заставляет делать. По шариату устраивать угощения в траур — грех, они, согласно исламу, допустимы только в дни радости и довольства, то есть в праздники. Поэтому в мусульманских традициях нет каких-то конкретных поминальных блюд, они могут быть такими же, как в повседневной жизни. Но специальный порядок поминальных трапез в некоторых исламских культурах (например, татарской, узбекской и некоторых других) строго соблюдается. Во многом здесь сказывается наследие советского прошлого и сближение с русской культурой.

Также как и в православии, в исламе поминки разделяются на частные (по определенному покойнику) и общие. Современные мусульманские поминки проводятся в день похорон, на 7-ой или 9-ый день, 40-ой день и в годовщину смерти. Поминки по определенному покойнику (то есть частные) включают в себя поминки на 3-ий день после похорон (отсчёт ведётся от дня похорон), на 7-ой (9-ый), 40-ой день и через год.

В мусульманские поминальные обряды входит многократное проведение поминок. Важно не содержание стола, а форма обрядов: на поминках мужчины и женщины находятся в разных помещениях, и следовательно, сидят за разными столами. Если помещение одно, то в поминках участвуют исключительно мужчины. На поминках сначала подаются сладости, чай с сахаром, затем плов. Перед поминками читается молитва, а собственно поминки проходят в полном молчании. По мусульманскому обычаю, горе следует переносить терпеливо, поэтому, хотя шариатом не запрещается оплакивать умершего, делать это следует максимально тихо. Трапеза проводится быстро, по её окончании все молча встают и уходят вновь на кладбище.

Как и при обычной трапезе, на мусульманском поминальном столе присутствуют сладкие блюда и плов. Каждый четверг до того, как наступит сороковой день после смерти, мусульмане устраивают сладкое чаепитие в честь умершего. Для этих поминок готовится халва из муки, масла и сахара. Трапеза заключается в кратковременном чаепитии, после которого все уходят. Поминальные сладости символизируют сладкую загробную жизнь для окончившего земной путь мусульманина.

Поминки в иудаизме

Иудеи, равно как и мусульмане, поминок как таковых не устраивают. По иудейской традиции после похорон для близких родственников начинается шива — семь дней траура. Запрещено устраивать любые застолья. По возвращении с кладбища скорбящим, тем, кто соблюдает шиву, подают «трапезу сочувствия»: каждый человек должен съесть хлеб, куриное яйцо, сваренное вкрутую, и немного каши из бобов или вареную чечевицу. Во время траура нельзя есть мясо, пить вино(за исключением Суббот и праздников). Первую трапезу после похорон готовят друзья или соседи. Принято съесть что-то круглое (фасоль или вареное яйцо). Важно что близких родственников умершего «освобождают» от приготовления пищи. Все семь дней шивы те, кто находится в состоянии траура, сидят на низких табуретках, скамейках или просто — подушках.

Однако в годовщину смерти (отсчитывается уже не со дня похорон, а от даты смерти) принято созывать родственников и друзей на памятную трапезу. На ней должны быть праздничные блюда. Но главное — не меню, а — слова Торы, которые произнесет кто-либо из присутствующих желательно мужского пола (лучше, если это сделает сын или брат покойного)[5].

См. также

Примечания

  1. ↑ Поминки в особые дни (3-й день, 9 дней, 40 дней)
  2. ↑ Реквием. Ru / Обряды и обычаи / Поминальная трапеза — поминки
  3. Как организовать правильно поминки. Женский журнал JustLady
  4. Поминки — Ритуалы, связанные со смертью и похоронами — Похороны — Каталог статей — ПоЛюС
  5. Поминальный обед

Поминки.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15