Московский учебный округ, один из самых первых и самых больших учебных округов в Российской империи.
История
Округ был создан во время реформы 1803 года. Его центральным учреждением стала учёная корпорация Московского университета, получившего в начале XIX века автономию. Округ включал в себя Московскую, Ярославскую, Костромскую, Владимирскую, Калужскую, Нижегородскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тверскую и Тульскую губернии[1][2].
В годы правления Николая I произошел ряд изменений в системе образования страны, которые так же затронули управление округом. Устав 1835 года ограничил автономию Московского университета и исключил управление гимназиями и училищами из ведения университета. Были расширены полномочия попечителя по управлению учебным округом [2].
В 1896 году Московским земством был представлен проект развития начальных школ для обеспечения начальным образованием всех детей обоего пола. Согласно этому проекту требовалось дополнительно построить 277 школ, из них 91 школа — «уменьшенной стоимости». Максимальное расстояние доступности школ устанавливалась в пределах 3 миль. Содержание этих школ требовало бы дополнительно 127,7 тыс.руб. ежегодно при условии отопления, освещения и охраны школы за счёт сельских обществ. В связи с отсутствием законодательно учтановленного порядка финансирования школ земствам приходилось реализовывать их лишь в меру наличия собственных ресурсов. Равным образом, из-за нехватки средств и в силу отсутствия единой государственной обязывающей нормы не могли быть реализованы в полном объёме декларации об «обязательном обучении», присутствовавшие в некоторых уставах о народных училищ[3].
После первой всеобщей переписи 1897 г., которая дала наиболее обширные и достоверные статистические сведения об оценке просвещения и образования, появляется новый проект введения всеобщего обучения. Проект был подготовлен в 1903 г. чиновником МНП В. И. Фармаковским. Этот законопроект предусматривал открытие целой сети новых школ способных обеспечить обучение всех детей возрастом от 8 до 11 лет. распространялся законопроект соответственно только на 11 губерний Московского учебного округа. Стоимость проекта оценивалась в 108,5 млн руб. Основной объём финансирования возлагался на государство[4]
Попечители
Руководство округом осуществлялось попечителем через училищный комитет. Фактически попечитель являлся посредником между университетом и Министерством народного просвещения. За годы своего существования учебный округ сменил 22 попечителя.
- В 1835—1847 годах попечителем округа был князь С. Г. Строганов. По его инициативе была открыта 2-я Московская гимназия. При нём были открыты мещанские училища для мальчиков (1835) и девочек (1844). В 1840 году выступил против решения министерства народного просвещения об ограничении доступа в университеты «лиц низких сословий». Подал в отставку 3 ноября 1847 года вследствие конфликта с министром С. С. Уваровым.
- В 1847 году попечителем округа по рекомендации С. Г. Строганова стал Д. П. Голохвастов, который исполнял обязанности помощника попечителя ещё при князе С. М. Голицыне. В этой должности Голохвастов был до своей смерти в 1849 году.
- 1 ноября 1849 года в должность попечителя вступил генерал-адъютант В. И. Назимов, через месяц, 6 декабря 1849 года его производят в генерал-лейтенанты. На посту попечителя Назимов вызывал недовольство введением военных порядков в управление, сокращением набора студентов[5]. При его попечительстве во исполнение высочайшей воли императора Николая I в российских университетах были ликвидированы кафедры философии и философские факультеты, а существовавшие в рамках философских факультетов два отделения стали называться: первое — историко-филологическим, а второе — физико-математическим. Однако, «Биографический словарь» отмечал, что в продолжение семи лет «Назимов, обладая прямым, ясным взглядом на вещи, сумел согласовать строгое исполнение своих обязанностей с сочувствием к интересам науки и литературы, а требования дисциплины с теплым участием к учащейся молодежи, которую бережно охранял от всяких невзгод и увлечений», и что «своим твёрдым и вместе с тем гуманным образом действий Назимов успел привлечь к Московскому университету благоволение императора Николая I».
- С апреля 1856 года по март 1858 округ находился под попечительством Е. Г. Ковалевского. При нём было проведено в жизнь «Высочайшее дарование лицам, чувствующим призвание открывать частные учебные заведения» (1857). В 1858 году была открыта первая в Москве частная гимназия Ф. Креймана.
- В период 1859—1862 должность попечителя занимал Н. В. Исаков. В это время в Московском университете было восстановлено преподавание всеобщей географии. По его ходатайству устроены в Московском округе педагогические курсы для подготовки преподавателей средних учебных заведений. По его его инициативе была перевезена в Москву коллекция графа Н. П. Румянцева; в Румянцевском музее были устроены университетские коллекции и кабинеты, публичная библиотека.
- С 1881 года на протяжении 14 лет, до 1895 года, попечителем округа был граф П. А. Капнист. Он восстановил студенческий устав 1863 года, упразднённый в связи с волнениями и событиями 24 ноября 1887 года в Московском университете[7]. Его преемник писал, что «если бы граф Капнист в течение 14 лет своего попечительства держал себя как настоящий начальник, требуя от каждого профессора, чтобы он достойно исполнял свой долг, то мы не дожили бы до такой деморализации»[5].
- В 1895 году попечителем округа стал Н. П. Боголепов, перешедший в 1898 году с этой должности на пост министра народного просвещения.
- С началом подъёма первой русской революции на ставшую вакантной должность попечителя был вызван из Варшавы А. Н. Шварц. Вступив в должность попечителя Московского округа 6 сентября 1905 года, он получил спустя 2 месяца (16 ноября) статус сенатора, однако по приглашению П. А. Столыпина, продолжал курировать учебные заведения округа до 1908 года.
В это время, с конца 1905 по начало 1907 года, должность попечителя исполнял управляющий округом В. Д. Исаенков.
- С 15 марта 1917 года должность попечителя округа занял С. А. Чаплыгин; в мае им была предложена реформа округа. В начале ноября история попечительства Московским округом завершилась.[5].
События
26–30 апреля (9–13 мая) 1913 года в Смоленске прошёл съезд инспекторов народных училищ Смоленской губернии[9].
Статистика
В 1911 году согласно школьной переписи в Московском учебном округе начальную школу посещало 4,88% от всего населения округа.
- 7,36% мужского населения
- 3,59% женского населения.[10]
По состоянию на 1915 год Московский учебный округ насчитывал 22,698 заведений всех типов, в которых обучалось в общей сложности 1,653,457 учащихся, в том числе начальных школ 20,935 с числом учащихся 1,435,331. В распределении по административно-территориальным составляющим округа:
- Владимирская губерния: учебных заведений — 1,972, учащихся — 149,476.
- Калужская губерния: учебных заведений — 1,502, учащихся — 103,081.
- Костромская губерния: учебных заведений — 1,792, учащихся — 110,071.
- Московская губерния: учебных заведений — 3,709, учащихся — 301,539.
- Нижегородская губерния: учебных заведений — 2,126, учащихся — 138,955.
- Орловская губерния: учебных заведений — 1,985, учащихся — 160,459.
- Рязанская губерния: учебных заведений — 1,892, учащихся — 155,898.
- Смоленская губерния: учебных заведений — 1,760, учащихся — 135,748.
- Тверская губерния: учебных заведений — 2,499, учащихся — 165,216.
- Тульская губерния: учебных заведений — 2,060, учащихся — 139,266.
- Ярославская губерния: учебных заведений — 1,401, учащихся — 93,748.
Распределение учащихся по типам учебных заведений (в числителе — количество учащихся, в знаменателе — число учебных заведений).
Московский учебный округ в 1915 году
Тип заведения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Высшие учебные заведения |
Духовные |
|
|
|
255
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Педагогические |
|
|
|
1,471
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Медицинские |
|
|
|
257
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Юридические |
|
|
|
190
1 |
|
|
|
|
|
|
664
1 |
Военные |
|
|
|
582
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Межевые и топографические |
|
|
|
380
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Земледельческие |
|
|
|
994
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Технические |
|
|
|
2,852
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Коммерческие |
|
|
|
452
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Художественные |
|
|
|
1,267
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Курсы для изучения языков |
|
|
|
447
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Средние учебные заведения |
Гимназии, прогимназии, институты и лицеи |
9,351
31 |
3,881
13 |
5,649
19 |
27,869
113 |
6,649
22 |
9,364
30 |
6,122
22 |
8,715
27 |
5,642
16 |
6,109
21 |
6,251
17 |
Реальные училища |
1,285
5 |
564
1 |
750
4 |
4,927
23 |
1,213
5 |
930
4 |
830
5 |
882
4 |
1,465
6 |
926
4 |
428
2 |
Духовные |
2,297
7 |
1,597
4 |
1,784
7 |
3,370
13 |
1,873
6 |
2,079
6 |
2,545
9 |
1,580
6 |
2,429
11 |
1,985
7 |
1,920
7 |
Педагогические |
170
2 |
577
12 |
142
2 |
552
8 |
372
4 |
490
10 |
668
11 |
304
3 |
773
11 |
425
4 |
185
2 |
Медицинские |
|
106
1 |
|
2,754
15 |
|
|
76
1 |
|
|
142
1 |
104
1 |
Военные |
|
|
|
2,193
5 |
390
1 |
433
1 |
|
|
|
|
412
1 |
Морские |
|
|
|
|
116
1 |
|
|
|
|
|
83
1 |
Лесные и сельскохозяйственные |
53
1 |
20
1 |
80
2 |
597
9 |
138
3 |
|
|
78
1 |
|
215
3 |
123
4 |
Технические и ремесленные |
1,366
15 |
394
6 |
278
6 |
4,713
35 |
1,090
13 |
812
6 |
581
5 |
257
5 |
446
7 |
524
6 |
481
8 |
Коммерческие, торговые и промышленные |
257
2 |
|
642
6 |
9,662
46 |
360
2 |
191
1 |
|
|
393
1 |
230
1 |
637
4 |
Художественные |
275
5 |
|
|
2,978
32 |
|
|
|
|
|
304
2 |
|
Межевые, таксаторские и топографические |
|
|
137
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Курсы для изучения языков |
|
|
|
433
64 |
|
|
|
|
|
|
|
Профессиональные |
112
1 |
|
|
605
20 |
|
|
|
|
|
350
1 |
|
Частные учебные заведения и при церквях иностранных исповеданий |
|
287
10 |
208
11 |
8,581
653 |
341
7 |
649
18 |
478
8 |
|
124
3 |
819
25 |
404
8 |
Прочие учебные заведения |
Училища слепых и глухонемых |
|
|
92
2 |
295
2 |
7
1 |
|
|
|
|
68
2 |
|
Религиозные нехристианские |
|
|
69
2 |
20
1 |
5,630
85 |
51
3 |
|
|
16
2 |
|
45
1 |
Начальные учебные заведения |
Низшие |
134,310
1,903 |
95,655
1,454 |
100,240
1,730 |
207,327
2,653 |
120,776
1,976 |
145,460
1,906 |
144,598
1,831 |
123,932
1,714 |
153,928
2,442 |
127,169
1,983 |
81,936
1,343 |
Примечание. Цифрами в столбцах таблицы обозначены административно-территориальные составляющие учебного округа:
- 1 — Владимирская губерния
- 2 — Калужская губерния
- 3 — Костромская губерния
- 4 — Московская губерния
- 5 — Нижегородская губерния
- 6 — Орловская губерния
- 7 — Рязанская губерния
- 8 — Смоленская губерния
- 9 — Тверская губерния
- 10 — Тульская губерния
- 11 — Ярославская губерния
Примечания
- Учебные округа / гл. ред. Давыдов В. В. — Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. — 608 с. — ISBN 5-85270-140-8
- ↑ Московский учебный округ в 1804-1835 гг.: создание государственной системы образования, управление и подготовка педагогических кадров: Автореф. дис. канд. ист. наук / Захаратос Д. А. - Москва
- ↑ Обязательное обучение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Ульянова Г.Н. Образование и просвещение. Печать // Россия в начале ХХ века. / Под ред. академика А.Н. Яковлева. М., Новый хронограф, 2002 г.
- ↑ Попечители Московского Учебного округа (1803-1917) // Московский журнал № 10 2005 г.
- ↑ В должность вступил по возвращении из заграничной командировки 23 марта 1874 года.
- ↑ История Москвы: В 5-ти т. — Т.4. — М., 1954. — С.381, 442.
- Александр Андреевич Тихомиров. МГУ. Научная сеть NatureWeb.ru. Архивировано из первоисточника 13 августа 2012.
- Русские официальные и ведомственные издания XIX - начала XX века. — Российский государственный исторический архив. Научно-справочная библиотека. — М.: Блиц, 1996. — С. 193.
- ↑ Однодневная перепись начальных школ империи, произведённая 18 января 1911 года. Вып. XII-XV Азиатская Россия. СПб. 1914 г. См.: Предисловие
См. также