Оливье́ Эже́н Шарль Проспе́р Мессиа́н (фр. Olivier Eugène Charles Prosper Messiaen [ɔliˈvje mɛˈsjɛ̃]}; 10 декабря 1908, Авиньон — 27 апреля 1992, Париж) — французский композитор, органист, музыкальный теоретик, педагог, орнитолог.
Творчество Мессиана представляет самостоятельную, независимую от каких-либо школ и направлений область современной музыки (начиная с 30-х гг.).
Биография
Мессиан родился в семье учителя английского языка Пьера Мессиана (1883—1957) и поэтессы Сесиль Соваж (1883—1927). В одиннадцать лет поступил в Парижскую консерваторию в класс композиции Поля Дюка и органа — Мориса Эмманюэля и Марселя Дюпре. Окончил консерваторию с первыми премиями по специальностям: фортепиано, орган и импровизация, история музыки, композиция.
Год спустя после окончания консерватории Мессиан получает место органиста в церкви Святой Троицы в Париже (занимая впоследствии эту должность в течение более 60 лет). В это же время музыкант увлекается древними церковными песнопениями, музыкой Индии и орнитологией. Он создаёт подробную классификацию и каталог птичьих песен, а также начинает использовать их имитацию в своих сочинениях.
В 1936—1939 Мессиан преподаёт в Нормальной школе музыки в Париже и в «Схола канторум». Вместе с Андре Жоливе, Даниэлем Лезюром и Ивом Бодрие организует группу композиторов «Молодая Франция».
С началом Второй мировой войны Мессиана призывают в армию, год спустя он попадает в плен. Находясь в лагере для военнопленных, пишет ряд сочинений, в том числе «Квартет на конец света», впервые исполненный пленными музыкантами в январе 1941 года. В марте того же года Мессиана освобождают, и он становится профессором класса гармонии в Парижской консерватории. В 1947 специально для композитора в ней создаётся класс анализа, эстетики и ритмики.
В последующие годы Мессиан путешествует по разным странам, давая мастер-классы и выступая в качестве органиста. С 1966 — профессор класса композиции в Парижской консерватории. Среди его учеников — Пьер Булез, Жерар Гризе, Хенрик Гурецкий, Питер Донохоу, Эугениуш Кнапик, Янис Ксенакис, Дьёрдь Куртаг, Ивонна Лорио, Микис Теодоракис, Карлхайнц Штокхаузен и другие известные музыканты.
Мессиан — обладатель многочисленных международных наград в области искусства, в том числе премии Эрнста Сименса (1975), Премии Эразмус (1971) и др. Он также является членом Института Франции, Бельгийской королевской академии наук, искусств и литературы.
Творчество
В теоретических трудах («Техника моего музыкального языка», 1944; «Трактат о ритме», 1948) сформулировал собственные новые и сложные композиционные принципы. В сочинениях Мессиана нашли отражение теологические идеи и искания (фортепианный цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса», оркестрово-хоровое сочинение «Три маленькие литургии божественного присутствия», оба — 1944), изучение традиций неевропейских культур — индийской, японской, латиноамериканской (симфония «Турангалила», 1948, и др.), увлечение орнитологией, особенно изучение голосов птиц («Каталог птиц» для фортепьяно, ударных и духовых, тетради 1 — 7, 1956—1958, и др.).
Автор монументальной оперы «Святой Франциск Ассизский» (1983). Концертировал как органист и пианист (исполнитель собственных сочинений); блестящий импровизатор.
Список сочинений
Опера
- 1982 — «Святой Франциск Ассизский» в трех действиях, либретто композитора
Вокально-симфонические сочинения
- 1937 — «Поэмы для Ми» (Poèmes pour Mi), вокальный цикл; первоначальная версия — с фп. (1936)
- 1944 — «Три маленькие литургии божественного присутствия» (Trois petites liturgies de la présence divine), для жен. унисонного хора, фп. соло, волн Мартено, струн. oрк. и ударных
- 1969 — «Преображение Господа нашего» (La transfiguration du Notre Seigneur), оратория для хора, орк. и солирующих инструментов
Для оркестра (в том числе с инструментами соло)
- 1928 — «Пир причастия» (La banquet eucharistique)
- 1930 — «Забытые приношения» (Les offrandes oubliées)
- 1931 — «Гроб сияющий» (Le tombeau resplendissant)
- 1932 — «Гимн святому причастию» (Hymne au Saint Sacrement)
- 1933 — «Вознесение» (L’Ascension)
- 1948 — «Турангалила-симфония» (Turangalîla-Symphonie) с фп., волны Мартено
- 1953 — «Пробуждение птиц» (La réveil des oiseaux) с фп.
- 1956 — «Экзотические птицы» (Les oiseaux exotiques) с фп., ударными
- 1960 — «Хронохромия» (Chronochromie)
- 1963 — «Семь хайку» (Семь хокку) (Sept haïkaï) с фп.
- 1963 — «Цвета града небесного» (Couleurs de la cité céleste) с фп.
- 1963 — «Чаю воскресения мертвых» (Et exspecto resurrectionem mortuorum) для дух. орк. и ударных, по заказу франц. правительства к 20-летию окончания 2-й мировой войны
- 1974 — «Из ущелий к звездам» (Des canyons aux étoiles) с фп.
- 1986 — «Витраж и птицы» (Un vitrail et des oiseaux) с фп.
- 1987 — «Город в вышних» (La Ville d’en haut) для фп., дух., уд.
- 1989 — «Улыбка» (Un sourire)
- 1991 — «Концерт для четырёх» (Concert à quatre) с фп., флейтой, гобоем, влч.
- 1992 — «Озарения потустороннего» (Éclairs sur l’au-delà)
Камерно-инструментальная музыка
- Тема с вариациями (для скр. и фп., 1932)
- Квартет на конец времени (Quatuor pour la fin du temps, для скр., кларнета, влч., фп., 1941)
- Чёрный дрозд (Le merle noir, для флейты и фп., 1950)
Для фортепиано
- 1917 — «Леди из Шалот» (La dame de Shallott)
- 1928—1929 — «Прелюдии» (Préludes)
- 1932 — «Бурлескная фантазия» (Fantaisie burlesque)
- 1935 — «Пьеса на гробницу Поля Дюка» (Pièce pour le tombeau de Paul Dukas)
- 1943 — «Рондо» (Rondeau)
- 1944 — «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» (Vingt regards sur l’enfant Jesus)
- 1949 — «Кантейоджайя» (Cantéyodjayâ)
- 1949—1950 — «Четыре ритмических этюда» (Quatre études de rythme)
- 1956—1959 — «Каталог птиц» (Catalogue d’oiseaux), семь тетрадей
- 1970 — «Садовая славка» (La fauvette des jardins)
- 1985 — «Зарисовки птиц» (Petites esquisses d’oiseaux)
Для двух фортепиано
- Образы слова Аминь (Visions de l’Amen, 1943)
Для органа
- Небесное пиршество (Le banquet céleste, 1928)
- Явление вечной Церкви (Apparition de l’Eglise éternelle, 1931)
- Вознесение (L’Ascension, 1934)
- Рождество Господне (La nativité du Seigneur, 1935)
- Тела нетленные (Тела достославные) (Les corps glorieux, 1939)
- Месса Пятидесятницы (La Messe de la Pentecôte, 1950)
- Книга для органа (Livre d’orgue, 1951)
- Размышления о таинстве святой Троицы (Méditations sur le mystère de la Sainte Trinité, 1969)
- Книга святого причастия (Le Livre du Saint Sacrement, 1984)
Для хора
- O sacrum convivium! (мотет, 1937)
- Пять припевов (Cinq rechants, 1949)[1]
Для голоса с фортепиано
- Песни земли и неба (Chants de terre et de ciel, 1938)
- Ярави, песнь любви и смерти (Harawi, chant d’amour et de la mort, 1945)
Примечания
- ↑ Слово rechant, которое Мессиан использовал в заглавии как дань почтения К.Лежёну (использовавшему этот термин в своём песенном сборнике «Весна»), означает то же, что рефрен, или припев.
Литература
- Мессиан О. Техника моего музыкального языка / Пер. с нем. и коммент. М. Чебуркиной. Науч. редакция Ю. Холопова. — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1994 (1995).
- Холопов Ю. Н. О трех зарубежных системах гармонии // Музыка и современность. Вып. 4. М.: Музыка, 1966.
- Холопов Ю. Н. Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана // Музыка и современность. Вып. 7. М.: Музыка, 1971, с. 247—293.
- Задерацкий В. В. Сонористическое претворение принципа остинантности в творчестве Оливье Мессиана // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6. М.,1985. С. 283—317.
- Екимовский В. Оливье Мессиан: Жизнь и творчество. М., 1987.-301 с.
- Мелик-Пашаева К. Творчество О.Мессиана. М., 1987.-207 с.
- Куницкая Р. Французские композиторы XX века. М., 1990.С.77-114.
- Цареградская Т. В. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана. М., 2002.
Ссылки
- Сайт, посвящённый Мессиану (англ.)
- Страница, посвящённая Мессиану (англ.)
- Р. Куницкая. О ритме и гармонии в творчестве Оливье Мессиана. //Проблемы ритма и гармонии, вып. 50 ГМПИ им. Гнесиных
- Клод Самюэль «Беседы с Оливье Мессианом» (перевод с французского, 7 глав), Париж, 1968, машинопись