Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Катастрофа Ан-24 в Черкесске

21-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 1023 СААК

Ан-24РВ, аналогичный разбившемуся
Общие сведения
Дата

18 марта 1997 года

Время

10:03

Характер

Разрушение в воздухе

Причина

Сильная коррозия фюзеляжа

Место

1 км от Черкесска, Карачаево-Черкесия (Россия)

Координаты

44°13′ с. ш. 42°05′ в. д. / 44.217° с. ш. 42.083° в. д. / 44.217; 42.083 (O)(O)

Воздушное судно
Модель

Ан-24РВ

Авиакомпания

Ставропольская акционерная авиакомпания (СААК)

Пункт вылета

Ставрополь (Россия)

Пункт назначения

Трабзон enru (Турция)

Рейс

СЖЛ-1023 (SVL-1023)

Бортовой номер

RA-46516

Дата выпуска

28 марта 1973 года

Пассажиры

44

Экипаж

6

Погибшие

50 (все)

Катастрофа Ан-24 в Черкесскеавиационная катастрофа, произошедшая во вторник 18 марта 1997 года близ Черкесска. Ан-24РВ Ставропольской акционерной авиакомпании (СААК) выполнял международный пассажирский рейс из Ставрополя (Россия) в Трабзон (Турция), когда во время крейсерского полёта на высоте 6 километров разрушился фюзеляж, после чего части самолёта упали в лес в районе Черкесска. В данной авиационной катастрофе погибли 50 человек, что делает её крупнейшей на территории Карачаево-Черкесии.

Самолёт

Ан-24РВ с заводским номером 37308502 (серийный — 085-02) был выпущен Киевским авиационным заводом 28 марта 1973 года и продан Министерству гражданской авиации СССР, которое присвоило лайнеру регистрационный номер CCCP-46516 и к 2 апреля направило в Ставропольский объединённый авиаотряд (в 1992 году преобразован в Ставропольскую акционерную авиакомпанию)[1]. Это был достаточно старый самолёт возрастом 24 года при назначенном ресурсе 25 лет. Всего борт 46516 прошёл 7 ремонтов, последний из которых был 26 сентября 1991 года на АРЗ № 412 (Ростов-на-Дону). После последнего ремонта межремонтный срок службы был установлен 5 лет и 5000 часов налёта, позже был увеличен до 6 лет и 6000 часов налёта при 5000 посадок (решение ФАС 252.33-503 от 24 октября 1996 года). Общая наработка авиалайнера на момент катастрофы составляла 41 181 час 46 минут налёта и 27 628 циклов (посадок). Наработка после последнего ремонта составляла 5912 часов 46 минут налёта и 3660 циклов[2].

Экипаж

  • КВС (командир авиаэскадрильи) — Гончаров Виктор Васильевич. Родился 7 апреля 1955 года. Пилот 1-го класса. Общий налёт 12 641 час, в том числе 11 600 часов на самолётах Ан-24, из них 9600 часов в должности командира[2].
  • Второй пилот — Осипов Игорь Евгеньевич. Родился 6 октября 1962 года. Пилот 3-го класса. С момента окончания лётного училища имел налёт 4563 часа 25 минут, в том числе 2657 часов 8 минут на самолётах Ан-24[2].
  • Штурман (штурман-инструктор) — Никифоров Валерий Анатольевич. Родился 12 июля 1956 года. Штурман 1-го класса. С момента окончания штурманского училища имел налёт 11 582 часа 55 минут, в том числе 11 230 часов на самолётах Ан-24 и Ан-26[2].
  • Бортмеханик — Асанов Рустем Нуриевич. Родился 23 октября 1958 года. Бортмеханик 2-го класса. С момента окончания училища имел налёт 3952 часа 23 минуты, все на самолётах Ан-24[2].
  • Проверяющий бортмеханик-инструктор — Жердев Алексей Григорьевич. Родился 31 марта 1950 года. Бортмеханик 1-го класса. Налёт на самолетах Ан-24 в должности бортмеханика составлял 11 639 часов 40 минут[2].
  • Стюардесса — Спивакова Ольга Николаевна. Родилась 8 июля 1968 года. С момента окончания обучения на должность имела налёт 3057 часов 40 минут, в том числе 2000 часов на самолётах Ан-24[2].

Также в салоне находились три служебных пассажира, для обслуживания самолёта в зарубежном аэропорту[2]:

  • авиатехник — Пивоваров Владимир Александрович;
  • инженер по АиРЭО — Гаврилов Александр Васильевич;
  • представитель СААК в аэропорту Трабзон — Асанов Феликс Шамильевич.

На момент катастрофы лётный экипаж имел время работы 3 часа 2 минуты, стюардесса — 2 часа 57 минут[2].

Катастрофа

Самолёт выполнял чартерный пассажирский рейс СЖЛ-1023 (SVL-1023) из Ставрополя в Трабзон по перевозке группы туристов. В 04:00 UTC[* 1] экипаж нормально прошёл медицинский осмотр, после чего под руководством командира Гончарова начал выполнять предполётную подготовку. Согласно полученному прогнозу погоды, на всём маршруте полёта ожидался сильный ветер курсом 260°, а на эшелонах от 5 до 7 тысяч метров ожидалась турбулентность. На борт сел 41 пассажир со 170 килограммами ручной клади. Взлётный вес авиалайнера составлял 21 523 кг при центровке 25,3% САХ, что не выходило за пределы. В 06:30 UTC рейс 1023 вылетел из Ставрополя и по указанию диспетчера подхода занял высоту 2700 метров. В 06:37, пройдя Северный, экипаж перешёл на связь с диспетчером в Минеральных Водах и, следуя по маршруту Северный — Пузар — Абела — Передовая под руководством минводовского диспетчера, сперва занял эшелон 4800 метров, а затем 5400 метров. Далее в районе Абелы экипаж запросил у диспетчера увеличения высоты, на что получил разрешение подниматься до высоты 6000 метров, которую и занял в 06:55[2].

Крейсерский полёт проходил на высоте 6000 метров с приборной скоростью 320—330 км/ч. В 07:03 UTC (10:03 местного времени), когда рейс 1023 пролетал у восточной окраины Черкесска, в 82 километрах от аэропорта Минеральные воды и в 99 километрах от аэропорта Ставрополь, информация о рейсе на экране радиолокатора внезапно исчезла, а вместо этого у отметки самолёта появились ещё две отметки, после чего самолёт исчез с радаров. Никаких сигналов бедствия с самолёта при этом не поступало. Как показали данные с бортовых самописцев, на эшелоне началось разрушение конструкции фюзеляжа, а через пару секунд отделилась хвостовая часть. Потеряв управление, авиалайнер понёсся вниз с вертикальной скоростью 80—90 м/с, а в 07:02:32 UTC (10:02:32 местного времени) с приборной скоростью 480 км/ч с отрицательным тангажом 25° и левым креном 55° врезался в землю всего в километре восточнее жилых районов. От удара самолёт полностью разрушился и загорелся. Все 50 человек на борту (6 членов экипажа, 41 пассажир и 3 служебных пассажиров) погибли[2].

Расследование

Примечания

Комментарии

  1. Здесь и далее время указано по UTC

Источники

  1. Антонов Ан-24РВ RA-46516 а/к Ставропольская ААК - СААК - карточка борта (рус.). russianplanes.net. Проверено 14 июля 2014.
  2. ↑ АКТ ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ (рус.). УПРАВЛЕНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ. Проверено 14 июля 2014.

См. также

Катастрофа Ан-24 в Черкесске.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15