21-05-2023
Рейс 1023 СААК | |
Ан-24РВ, аналогичный разбившемуся |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
10:03 |
Характер |
Разрушение в воздухе |
Причина |
Сильная коррозия фюзеляжа |
Место |
1 км от Черкесска, Карачаево-Черкесия (Россия) |
Координаты |
44°13′ с. ш. 42°05′ в. д. / 44.217° с. ш. 42.083° в. д. (O)(O) |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
СЖЛ-1023 (SVL-1023) |
Бортовой номер |
RA-46516 |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
44 |
Экипаж |
6 |
Погибшие |
50 (все) |
Катастрофа Ан-24 в Черкесске — авиационная катастрофа, произошедшая во вторник 18 марта 1997 года близ Черкесска. Ан-24РВ Ставропольской акционерной авиакомпании (СААК) выполнял международный пассажирский рейс из Ставрополя (Россия) в Трабзон (Турция), когда во время крейсерского полёта на высоте 6 километров разрушился фюзеляж, после чего части самолёта упали в лес в районе Черкесска. В данной авиационной катастрофе погибли 50 человек, что делает её крупнейшей на территории Карачаево-Черкесии.
Ан-24РВ с заводским номером 37308502 (серийный — 085-02) был выпущен Киевским авиационным заводом 28 марта 1973 года и продан Министерству гражданской авиации СССР, которое присвоило лайнеру регистрационный номер CCCP-46516 и к 2 апреля направило в Ставропольский объединённый авиаотряд (в 1992 году преобразован в Ставропольскую акционерную авиакомпанию)[1]. Это был достаточно старый самолёт возрастом 24 года при назначенном ресурсе 25 лет. Всего борт 46516 прошёл 7 ремонтов, последний из которых был 26 сентября 1991 года на АРЗ № 412 (Ростов-на-Дону). После последнего ремонта межремонтный срок службы был установлен 5 лет и 5000 часов налёта, позже был увеличен до 6 лет и 6000 часов налёта при 5000 посадок (решение ФАС 252.33-503 от 24 октября 1996 года). Общая наработка авиалайнера на момент катастрофы составляла 41 181 час 46 минут налёта и 27 628 циклов (посадок). Наработка после последнего ремонта составляла 5912 часов 46 минут налёта и 3660 циклов[2].
Также в салоне находились три служебных пассажира, для обслуживания самолёта в зарубежном аэропорту[2]:
На момент катастрофы лётный экипаж имел время работы 3 часа 2 минуты, стюардесса — 2 часа 57 минут[2].
Самолёт выполнял чартерный пассажирский рейс СЖЛ-1023 (SVL-1023) из Ставрополя в Трабзон по перевозке группы туристов. В 04:00 UTC[* 1] экипаж нормально прошёл медицинский осмотр, после чего под руководством командира Гончарова начал выполнять предполётную подготовку. Согласно полученному прогнозу погоды, на всём маршруте полёта ожидался сильный ветер курсом 260°, а на эшелонах от 5 до 7 тысяч метров ожидалась турбулентность. На борт сел 41 пассажир со 170 килограммами ручной клади. Взлётный вес авиалайнера составлял 21 523 кг при центровке 25,3% САХ, что не выходило за пределы. В 06:30 UTC рейс 1023 вылетел из Ставрополя и по указанию диспетчера подхода занял высоту 2700 метров. В 06:37, пройдя Северный, экипаж перешёл на связь с диспетчером в Минеральных Водах и, следуя по маршруту Северный — Пузар — Абела — Передовая под руководством минводовского диспетчера, сперва занял эшелон 4800 метров, а затем 5400 метров. Далее в районе Абелы экипаж запросил у диспетчера увеличения высоты, на что получил разрешение подниматься до высоты 6000 метров, которую и занял в 06:55[2].
Крейсерский полёт проходил на высоте 6000 метров с приборной скоростью 320—330 км/ч. В 07:03 UTC (10:03 местного времени), когда рейс 1023 пролетал у восточной окраины Черкесска, в 82 километрах от аэропорта Минеральные воды и в 99 километрах от аэропорта Ставрополь, информация о рейсе на экране радиолокатора внезапно исчезла, а вместо этого у отметки самолёта появились ещё две отметки, после чего самолёт исчез с радаров. Никаких сигналов бедствия с самолёта при этом не поступало. Как показали данные с бортовых самописцев, на эшелоне началось разрушение конструкции фюзеляжа, а через пару секунд отделилась хвостовая часть. Потеряв управление, авиалайнер понёсся вниз с вертикальной скоростью 80—90 м/с, а в 07:02:32 UTC (10:02:32 местного времени) с приборной скоростью 480 км/ч с отрицательным тангажом 25° и левым креном 55° врезался в землю всего в километре восточнее жилых районов. От удара самолёт полностью разрушился и загорелся. Все 50 человек на борту (6 членов экипажа, 41 пассажир и 3 служебных пассажиров) погибли[2].
|
Катастрофа Ан-24 в Черкесске.