Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Ибн Таймийа

22-07-2023

Ибн Тайми́я (араб. ابن تيمية‎‎, полностью أبو عباس تقي الدين أحمد بن عبد السلام بن عبد الله ابن تيمية الحراني‎  Абу́ Абба́с Таки́ ад-Дин А́хмад бин Абд ас-Сала́м бин Абдулла́ ибн Тайми́я аль-Харрани) (1263—1328) — исламский правовед ханбалитского мазхаба, теолог, критик нововведений в религии; его имя принято связывать с салафизмом[1].

Родился в 1263 году в Харране (Месопотамия). В возрасте 6 лет переехал с родителями в Дамаск.[2] Получив традиционное религиозное образование, Ибн Таймия оказался под влиянием работ Ахмеда ибн Ханбала[1]. Среди его учителей был шейх Шамсуддин аль-Макдиси, главный кади ханбалитов Дамаска с 1265 г.[3]

В течение своей жизни Такйиддин Ибн Таймия из-за своего религиозного фанатизма и реформаторского рвения, а также конфликтов с правителями и их подданными несколько раз попадал в тюрьму[4].

Умер в 1328 году в Дамаске, находясь в тюрьме в заключении.

Оставил после себя около 500 сочинений[2]. Спустя четыре столетия после его смерти изложенное в его сочинениях учение оказало огромное влияние на Ибн Абдуль-Ваххаба и легло в основу его деятельности[5]. Из учеников Ибн Таймия известен также Ибн Кайим Джаузия[3].

Содержание

Взгляды

Согласно Ибн Таймия, существование государства (то есть халифата) обусловлено религиозными целями. Авторитет, который имеет государство, — от халифа, вся деятельность которого опирается на шариат[6]. Действия правителя, вступающие в противоречие с Кораном, сунной и традицией первых благочестивых мусульман, дают мусульманской общине право на непослушание халифу. Во всех других случаях непослушание халифу равносильно бунту, считающемуся непростительным грехом[7]. Ибн Таймия полагал, что «государство весьма недолго существовало как идеальный халифат», и «политическое единство исламского государства со временем трансформировалось в политический плюрализм многочисленных независимых эмиратов»[8].


Ибн Таймия утверждал ложность взглядов представителей фальсафа. В частности, в работе «Опровержение логиков» он предпринял попытку разрушить греческую логику и главные тезисы философов аль-Фараби, Ибн Сины, Ибн Сабина (en). Так, у Ибн Сины он критиковал тезис о том, что Творец является абсолютным Бытием, обусловленным своей абсолютностью, у Ибн Сабина — все, что касается отношения между необходимым Бытием и бытием тварным[3]. Авторитетами в области знания и фикха Ибн Таймия считал улемов, «считая их наследниками и хранителями чистоты ислама»[9].

Его произведение «Путь суннизма» (или «Путь сунны») представляет собой полемику с Минхадж аль-Карама («Путь харизмы»), написанного Алламехом Хилли — шиитским богословом и учеником Насир ад-Дина ат-Туси[3]. Помимо критики шиизма, он также выступал с критикой по отношению к мутазилитам и ашаритам[10].

Что касается отношения Ибн Таймия к суфизму и его представителям, то о нём исследователи пишут по-разному. Так, Анри Корбен пишет, что у великого шейха суфизма Ибн Араби Такйиддин подвергает критике «различие между актуальным существованием и простой позитивной реальностью сущностей», а у персидского суфия Садруддина Коньяви (en) «нападает на отождествление Необходимого Бытия с бытием абсолютным, и т. о. необусловленным». А Нур Серикович Кирабаев в своей монографии «Политическая мысль мусульманского средневековья» характеризует Ибн Таймия как ханбалита-суфия.

Произведения Ибн Таймия

  • «Политика на основе шариата в улучшении правителя и подданных» (Ас-сияса аш-шаръыййа фи ислахы ар-раы уа ар-раыййа араб. السياسة الشرعية في إصلاح الراعي والرعية‎‎)
  • «Опровержение логиков» (Ар-радд аля-ль-мантикийин араб. الرد على المنطقيين‎‎)
  • «Путь суннизма» (Минхадж ас-сунна ан-набавиййа араб. منهاج السنة النبوية‎‎)
  • «Вера» (Аль-иман араб. الإيمان‎‎)
  • «Собрание фетв» (Маджму уль-фатава араб. مجموع الفتاوى‎‎)

Литература

  1. Кирабаев Н. С. На путях политико-религиозного догматизма: Ибн-Таймия. — В книге: Кирабаев Н. С. Политическая мысль мусульманского средневековья. М., 2005. — 256 с. — ISBN 5-209-01948-9
  2. Лаост, Генри (fr). Эссе о социальной и политической доктрине Ибн Таймия (фр. Essai sur les doctrines sociales et politiques d'Ibn Taimîya). Каир: Французский институт восточной археологии (фр. Institut français d'archéologie orientale), 1939
  3. Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система. СПб, М., 2004—471с. — ISBN 5-02-018366-0
  4. Харрас, Мохаммад Халиль (ar). Ибн Таймия ас-Саляфий (араб. ابن تيمية السلفي‎‎). Бейрут: Даруль кутуби-ль-ильмиййа, 1984 (на арабском языке)

Ссылки

  • Параграф об Ибн Таймия в работе Анри Корбена «История исламской философии» на сайте fatuma.net.
  • Об Ибн-Таймийя на krugosvet.ru.
  • Произведения Ибн Таймийа на сайте al-eman.net  (ар.)

Примечания

  1. 1 2 Кирабаев Н. С. На путях политико-религиозного догматизма: Ибн-Таймия — В книге: Кирабаев Н. С. Политическая мысль мусульманского средневековья. М., 2005, с.126.
  2. ↑ ТАКИ АД-ДИН АХМАД ИБН ТАЙМИЙА статья на krugosvet.ru
  3. ↑ История исламской философии.
  4. Кирабаев Н. С. Указ. соч., с.127, 128.
  5. Кирабаев Н. С. Указ. соч., с.127.
  6. Кирабаев Н. С. Указ. соч., с.128.
  7. Кирабаев Н. С. Указ. соч., с.129.
  8. Кирабаев Н. С. Указ. соч., с.131.
  9. Кирабаев Н. С. Указ. соч., с.133.
  10. Кирабаев Н. С. Указ. соч., с.130-131: «И, видимо, широкое распространение суфизма от Инда до Гибралтара, активное и пассивное неприятие существовавших политических режимов, многочисленных исламских государств суфийскими орденами послужили основанием для резкой критики со стороны Ибн-Таймии традиционных противников суфиев и ханбалитов: мутазилитов, ашаритов, шиитов и арабо-мусульманских философов».


Ибн Таймийа.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15