16-07-2023
Води́тельское удостовере́ние (в обиходе — «права́») — документ, подтверждающий право на управление соответствующими категориями транспортных средств.
Национальные водительские удостоверения соответствуют требованиям Конвенции о дорожном движении (Приложение 6), согласно которым удостоверение печатается на языке или языках, установленных органом власти, который выдаёт или которому поручено выдавать этот документ, однако на нём обозначается на французском языке название «Permis de conduire», которое может сопровождаться или не сопровождаться названием «Водительское удостоверение» на других языках. В удостоверении указывается название или отличительный знак страны, в которой оно выдано (для России — знак «RUS»). Национальное водительское удостоверение признаётся в странах, подписавших Конвенцию о дорожном движении, то есть практически во всех странах Европы. Если же водитель попадёт в страну, не подписавшую эту Конвенцию, то чтобы водить там автомобиль, ему придётся сдавать экзамены для получения водительского удостоверения этой страны.
«Моторваген» Карла Бенца был шумным и дымным. Из-за жалоб горожан в 1888 году власти герцогства Баден дали ему письменное разрешение на использование его несовершенного транспортного средства на общедоступных дорогах. Впрочем, это разрешение ещё не считалось водительским удостоверением.
Первым в мире водительским удостоверением стала «справка о способности управлять транспортным средством с механическим мотором», вручённая 14 августа 1893 года префектом полиции Парижа Луи Лепином ныне неизвестному французскому автомобилисту.
Тогда подобные справки выдавались без каких-либо экзаменов, для их получения кандидат был должен лишь продемонстрировать умение управлять собственным автомобилем.
Первый российский шофёр получил удостоверение на управление автомашиной в 1900 году. Документ был введён постановлением Санкт-Петербургского градоначальника «О порядке пассажирского движения на автомобиле».
Как сообщает ИТАР-ТАСС, дореволюционные удостоверения содержали сведения об их владельце и его фотографию. Для их получения уже надо было сдавать экзамены, притом проверялось не только умение управлять автомобилем, но и знание городской географии.
В 1909 году Россия присоединилась к международной «Конвенции о передвижении автомобилей», и в стране была введена принятая за рубежом форма водительского документа.
В 1923 году Совнарком утвердил новое «Свидетельство на право управления экипажем», которое имело три категории. Высшая из них предполагала стаж вождения не менее 6 лет, а также умение отремонтировать автомобиль. Новые документы выдавались местной администрацией и имели различную форму. Это приносило определённые неудобства: свидетельства, выданные в Петрограде (Ленинграде), например, не признавались в Москве.
Лишь в 1936 году выдавать «права» стали органы внутренних дел, и они приобрели единую форму, а также новое название — «удостоверение шофёра».
В 1963 году СССР присоединился к Женевской конвенции об автомобильном движении, и в стране появилось международное водительское удостоверение. С 70-х годов появляется пять категорий водительских прав, каждая из которых обозначает право на управление определёнными транспортными средствами.
Водительские удостоверения «нового» образца введены в 1992 году[1]. До этого действовали водительские удостоверения, по формату совпадающие со свидетельством о регистрации транспортного средства, а ещё раньше — в виде отдельной книжки.
Время от времени вводились и упразднялись талоны предупреждений к водительским удостоверениям. Они выполняли двойную роль: накопительный учёт баллов за правонарушения и роль временного водительского удостоверения при изъятии основного (требовался паспорт или иное удостоверение личности).
В 2009 году в России обсуждается возможность добавления к имеющимся семи категориям ещё шести, таким образом, права будут тринадцати категорий. Особенно примечательна категория «В1» — на «право управления трициклами и квадроциклами». В некоторых странах (например, в Норвегии) категория «В1» разрешает управление легковым автомобилем с автоматической коробкой передач, категория «В» — легковым автомобилем с любой коробкой передач.
По всей вероятности эта новость имеет чисто оправдательный характер десятилетней замене удостоверений.
В 2011 году россиянам начнут выдавать новые водительские удостоверения. Новое водительское удостоверение будет представлять собой пластиковую карточку в сине-розовой цветовой гамме, на которой разместят штрих-код.
Это практически полностью защитит его от подделок и ускорит процесс проверки указанного документа при надзоре за дорожным движением.
Виктор Кирьянов, главный государственный инспектор безопасности дорожного движения России
|
В 2010 году Калужская область, наряду с Рязанской и Орловской областями, вошла в пилотный проект по выдаче водительского удостоверения нового образца. С 1 марта 2011 года 13 самых крупных регистрационных подразделений ГИБДД Калужской области планируют полностью перейти на выдачу водительских удостоверений нового образца.
Массовой замены удостоверений не предвидится, а нынешние удостоверения будут действовать до истечения своего срока. Государственная пошлина, взимаемая за выдачу/замену удостоверения (в которую уже входит стоимость бланка нового удостоверения), также не изменится и будет по-прежнему составлять 800 рублей[2].
С 2011 года в России проводятся исследования по использованию в качестве водительского удостоверения универсальной электронной карты.
Настоящий текст применим только до 28 марта 2011 года, с 29 марта 2011 года — см.ниже.
Новое приложение применимо с 29 марта 2011 года:
1. Национальное водительское удостоверение должно представлять собой документ.
2. Удостоверение может изготавливаться из пластика или бумаги. Предпочтительно, чтобы размеры удостоверения из пластика составляли 54×86 мм. Цвет удостоверения — предпочтительно розовый, шрифт и места, отведенные для внесения записей, должны определяться национальным законодательством при условии соблюдения положений пунктов 6 и 7.
3. На передней стороне удостоверения наносятся слова «Водительское удостоверение» на национальном языке (национальных языках) страны, в которой выдано удостоверение, а также название и/или отличительный знак страны, выдавшей удостоверение.
4. В удостоверении в обязательном порядке указываются перечисленные ниже сведения; эти сведения нумеруются следующим образом:
5. В удостоверении могут указываться дополнительные сведения, если это требуется национальным законодательством; эти сведения нумеруются следующим образом:
6. Все записи, вносимые в удостоверение, должны выполняться буквами латинского алфавита. В случае использования других букв эти записи должны также транслитерироваться буквами латинского алфавита.
7. Предпочтительно, чтобы информация, упомянутая в подпунктах 1−7 пунктов 4 и 5, указывалась на одной и той же стороне удостоверения. Места, отведенные для внесения других данных в подпунктах 8−14 пунктов 4 и 5, должны предусматриваться национальным законодательством. Национальным законодательством на удостоверении может предусматриваться также место для хранения информации, вводимой электронным образом.
8. Водительское удостоверение может выдаваться для управления транспортными средствами следующих категорий (до 2013 года):
Новые категории и подкатегории (с 2013 года):
При открытой категории автоматически открытыми считаются и все соответствующие подкатегории, также управлять транспортными средствами категории М могут водители, имеющие любую другую открытую категорию прав.
Допуск к сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения в ГИБДД производится, если Вы прошли обучение в организации, имеющей лицензию на такое обучение (на категории «А» и «В» допускается самостоятельная подготовка, до 5 ноября 2013 года). Категорию «А» можно открыть с 16 лет; категории «В» и «С» с 18 лет; категория «D» доступна с 20 лет; для «прицепных» категорий «ВЕ», «СЕ» или «DЕ» необходимо иметь стаж вождения тягача соответствующей категории не менее 1 года.
Для сдачи экзаменов и получения удостоверения впервые необходимо предоставить:
При открытии новой категории необходимо предоставить:
Для замены удостоверения по истечению срока действия необходимо предоставить:
В большинстве случаев потребуется копия медицинской справки, а в некоторых случаях и копия лицензии учреждения, выдавшего эту справку. Кроме того, практически во всех подразделениях РЭО требуются справки из ГИБДД по предыдущим местам жительства о том, что гражданин, получающий водительское удостоверение, ранее не был лишен права управления. Также в некоторых РЭО необходимо подтвердить отсутствие неуплаченных административных штрафов. Кроме того, ранее необходимо было предоставить также водительскую карточку и фотографию. Теперь же вместо карточки все данные заносятся в компьютер, а фотографируют водителя прямо при получении удостоверения.
Водительское удостоверение выдаётся сроком на 10 лет. После окончания срока действия водительское удостоверение можно обменять через любой промежуток времени без повторной сдачи экзаменов.
Взимаемая пошлина составляет 800 руб. за пластиковое удостоверение. Стоимость медицинского освидетельствования по Москве и области разнится от 300 до 2000 руб.
С 2008 года из-за ограничения деятельности организаций, производивших пластиковые удостоверения «нового» образца, выдача их во многих отделениях ГИБДД была приостановлена. В некоторых отделениях замена производилась не ранее чем за месяц до окончания срока действия старого в/у.
С 1 марта 2011 года в России начали выдавать водительские удостоверения нового образца. Новые удостоверения выполнены по европейскому образцу. Оно имеет штрих-код, с помощью которого сотрудник полиции сможет считать при помощи компьютера информацию о водителе.
С 1 февраля 2011 года в Белоруссии (согласно Конвенции о дорожном движении ООН) вводятся новые водительские удостоверения. Обмен — по заявительному принципу (не будет обязательным)[3].
Выдаётся только органами внутренних дел (в России — ГИБДД) дополнительно к национальному водительскому удостоверению по запросу водителя в виде документа установленного образца. Повторная сдача экзамена не требуется, достаточно предоставить необходимые документы (заявление о выдаче международного водительского удостоверения, национальное водительское удостоверение, медсправка, паспорт РФ, фотография 35×45 мм, квитанция об оплате государственной пошлины 1000 рублей). Максимальный срок действия — по-прежнему три года[4], при этом он не может превышать дату окончания действия национального водительского удостоверения. Международное водительское удостоверение используется только совместно с национальным и без него является недействительным.
28 марта 2006 года вступили в силу поправки в Конвенцию о дорожном движении 1968 года (Венская конвенция). Согласно этим поправкам, с 28 марта 2011 г. форма международного водительского удостоверения меняется. В связи с этим 18 апреля 2011 года был издан, а 20 мая 2011 года опубликован Приказ МВД РФ № 206 «О введении в действие международного водительского удостоверения», которым был утвержден новый бланк международных прав.
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации
от 18 апреля 2011 г. N 206 г. Москва «О введении в действие международного водительского удостоверения»[5][6]Опубликовано 20 мая 2011 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 13 мая 2011 г. Регистрационный N 20738
В целях приведения международного водительского удостоверения в соответствие с требованиями поправок к Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года, вступивших в силу 28 марта 2006 года, — приказываю:
1. Утвердить описание образца международного водительского удостоверения (приложение N 1).
2. Оформление международного водительского удостоверения при его выдаче осуществлять в соответствии с приложением N 2.
3. Министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации:
3.1. Осуществить переход к выдаче указанного в пункте 1 настоящего приказа международного водительского удостоверения в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции.
3.2. Организовать изучение настоящего приказа сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации в части, их касающейся.
3.3. Обеспечить информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о введении в действие указанного в пункте 1 настоящего приказа международного водительского удостоверения.
4. Установить, что международные водительские удостоверения, выданные на бланках, изготовленных в соответствии с образцом, утвержденным приказом МВД России от 28 сентября 1998 г. N 6031, действительны до окончания указанного в них срока действия.
5. Признать утратившими силу нормативные правовые акты МВД России и отдельные предписания нормативных правовых актов МВД России согласно перечню (приложение N 3).
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра генерал-полковника милиции В. Н. Кирьянова.Министр генерал армии Р. Нургалиев
Существуют предложения частных компаний о приобретении якобы МВУ в виде комплекта из книжки и пластиковой карточки. На самом деле, это всего лишь перевод национального ВУ, не являющийся официальным документом, и, соответственно, не имеющий юридической силы[7].
Например, списке часто задаваемых вопросов ООН существует соответствующий пункт:
Вопрос: Я слышала, что Организация Объединённых Наций выдает международные паспорта, визы и водительские удостоверения. Что нужно сделать, чтобы получить их?
Ответ: Нет. Ни Организация Объединённых Наций, ни какой бы то ни было из её органов не выдают и не уполномочивают выдавать международные водительские права. Она также не выдает публике никаких паспортов или проездных документов. Выдача паспортов, других проездных документов и виз частным лицам является функцией исключительно национальных властей. Аналогичным образом водительские права выдаются правительствами или уполномоченными ими органами. Организация Объединённых Наций не является правительством и поэтому не может выдавать ни один из вышеуказанных документов.
Единственными «паспортами», выдаваемыми Организацией Объединённых Наций, являются те, которые предназначены для использования сотрудниками Организации Объединённых Наций, находящимися в официальных командировках. Такие паспорта, носящие название Laissez-Passer (Пропуск), обычно используются наряду с национальными паспортами находящихся в поездке сотрудников.
Использование названия и эмблемы Организации Объединённых Наций и любой её аббревиатуры ограничено официальными целями Организации. Генеральная Ассамблея в резолюции, принятой в декабре 1946 года, запрещает использование названия Организации Объединённых Наций и эмблемы каким бы то ни было образом без санкции Генерального секретаря и рекомендует государствам-членам принимать необходимые меры по недопущению такого использования.
В некоторых странах использование эмблемы и названия Организации Объединённых Наций защищено национальными законами. В Соединенных Штатах использование эмблемы и названия Организации Объединённых Наций защищает Закон Лэнхема о защите товарных знаков. Согласно разделу 141 Общего торгового права штата Нью-Йорк несанкционированное использование эмблемы и названия Организации Объединённых Наций рассматривается как правонарушение.
Документы, удостоверяющие личность граждан Российской Федерации | |
---|---|
|
Водительское удостоверение.