11-09-2023
|
|
Венский Диоскорид, начало VI века | |
пергамен. 37×30 см | |
Австрийская национальная библиотека, Вена |
Ве́нский Диоскори́д (лат. Códex Vindobonénsis) — иллюминированная византийская рукопись сочинения Диоскорида «О лекарственных веществах» (лат. De materia medica), созданная в начале VI века в Константинополе. Хранится в Вене в Австрийской национальной библиотеке. В 1997 году ЮНЕСКО внесло Венский Диоскорид в международный реестр «Память мира»[1].
Рукопись была создана по заказу Аникии Юлианы не позднее 512 года[2]. По другой версии, рукопись преподнесли ей как подарок в благодарность за основание церкви[3]. Эта версия находит своё подтверждение в надписи, сопровождающей одну из миниатюр, в которой содержится похвала Аникии Юлиане за постройку ею в 512—513 году церкви в районе Константинополя Гонората[4]. В 1560-е годы Диоскорид был обнаружен в Стамбуле и приобретён императором Священной Римской империи Фердинандом I.
Рукопись написана на пергамене, включает в себя 491 лист размером 37 × 30 см. Её украшают 435 тщательно выполненных рисунков растений (383 полнолистные миниатюры) и животных, а также пять фигурных миниатюр в эллинистическом духе, заключённых в орнаментальные рамки. На четырёх представлены четырнадцать знаменитых римских и греческих врачей, включая автора рукописи врача Диоскорида (он изображён открывающим магические свойства корня мандрагоры, который ему протягивает женская фигура, олицетворяющая открытие). На пятой миниатюре помещён портрет Аникии Юлианы в окружении аллегорических фигур Великодушия и Мудрости. Относительно последней миниатюры академик В. Н. Лазарев замечает, что она отражает утончённые вкусы византийского аристократии:[2]
|
По его мнению, миниатюра является оригинальной, хотя возможно и созданной по образцу позднеантичной книжной миниатюры III—V веков.
Напротив искусствовед Галина Колпакова пишет, что Венский Диоскорид это «„расхожая“ античность, ориентированная на обычный средний уровень художественного восприятия».[5] Относительно миниатюры с изображением Аникии Юлианы она предполагает, что её образцом послужило какое-то произведение декоративно-прикладного искусства (например, чаша или блюдо). При этом в изображении нарушена изокефалия (центральная фигуры выше боковых) и фронтальность (боковые фигуры как створки дверок повёрнуты к центральной), хотя «лица написаны очень живо и материально, сочность и живое ощущение плоти подчёркнуты нежной переливчатостью колорита».[6]
Аникия Юлиана
Павлин
Сова
Конопля
Коралл
Венский Диоскорид.