22-04-2023
Владимир Балон | |
На премьере фильма «Тарас Бульба» 1 апреля 2009 года в кинотеатре «Октябрь» |
|
Имя при рождении: |
Владимир Яковлевич Балон |
---|---|
Дата рождения: |
23 февраля 1937 (75 лет) |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Профессия: |
актёр, спортсмен |
Карьера: |
1962 — наши дни |
Направление: |
постановка трюков |
Награды: |
Владимир Яковлевич Балон (род. 23 февраля, 1937 года[1][2], (в некоторых источниках — 1931 год[3]), Ленинград) — актёр, профессиональный спортсмен, Мастер спорта (1956), чемпион СССР по фехтованию[4] среди юниоров по фехтованию на рапирах (1958), постановщик трюков. С 1990 по 2002 год Владимир Яковлевич был директором студии «Мосфильм-автотрюк»[5].
Содержание |
В 1959 году Владимир Балон окончил институт физкультуры имени Лесгафта. В 1958—1961 годах — был старшим тренером ДСО «Динамо» в Ленинграде, а в 1961-1964 — тренером ЦСКА. В 1960-е годы в Ленинграде пользовался репутацией стиляги, модника, ведущего довольно бурный образ жизни. Об этом Балон рассказал в одном из интервью: «…местные газеты того времени пестрели фельетонами типа: „Мушкетёр на скользкой дорожке…“. К тому моменту за мной уже тянулась дурная слава, будто бы я — затейник всех гадостей, пьянок и разврата. На самом деле это не так. Просто моя супруга в то время была первой солисткой ансамбля „Берёзка“ и всё время моталась по гастролям. У меня же дома собирались мужья её подруг-коллег и „тихо“ коротали время. Когда же „Берёзка“ возвращалась, все „шишки“ сыпались на меня».[5][6]
Когда в начале 60-х годов Владимир Балон переехал жить в Москву, Эльдар Рязанов начал съёмки своего фильма «Гусарская баллада» и пригласил его поставить в этой картине все трюки и бои. Балон согласился, сыграв при этом одну из эпизодических ролей — адъютанта Кутузова. После этого Владимир Яковлевич оставил профессиональный спорт и ушёл в кинематограф в качестве постановщика трюков и фехтования. Зачастую режиссёры предлагали ему сняться в какой-нибудь роли в тех картинах, где он был постановщиком боёв. Но были и такие фильмы, где не было сражений, и Балон снимался просто как актёр — «Дайте жалобную книгу», «Николай Бауман», «Принцесса цирка», «Дерзость», «Петька в космосе» и другие. В 1987 году режиссёр Светлана Дружинина пригласила его поставить фехтование в четырёхсерийной картине «Гардемарины, вперед!», где тот сыграл небольшую роль Жака, слугу шевалье де Брильи. Владимир Яковлевич неоднократно рассказывал об этом в беседе с журналистами: «Помню, в „Гардемаринах“ снимали длинный бой между Боярским и Жигуновым. Драка начинается в комнате, потом по винтовой лестнице они перемещаются наверх, дерутся на балюстраде, затем оба падают вниз, фехтуют там и влетают обратно в ту же самую комнату. То есть такой замкнутый круг получился… Когда накануне я рассказал оператору, как это будет происходить, он поморщился: „Слушай, ну зачем эти сложности? Помахали клинками перед камерой для вида — и хорош!“ Но сцена получилась блестяще — я бы занес её в тройку своих лучших постановочных боев. Получился „диалог на железе“.»[6] В 1991 году Владимир Балон также сыграл Жака в фильме «Виват, гардемарины!», а на завершающей трилогию картине «Гардемарины 3» просто был постановщиком трюков.
Известность Владимиру Балону принесла киноэпопея «Д’Артаньян и три мушкетера», снимавшаяся в 1978 году (следует отметить, что до этого он уже снимался в фильме на "мушкетёрскую" тему - "Шаг с крыши", где сыграл роль мушкетёра Моруака). Тогда он был приглашён Георгием Юнгвальд-Хилькевичем на роль главного врага Д’Артаньяна — капитана гвардейцев кардинала де Жюссака. Из-за этого (что был приглашён как актёр на роль), по словам режиссёра[7][6], он, к сожалению, не мог быть официально нанят как постановщик трюков в картине, в связи с тем, что правила съёмки фильмов в то время этого не позволяли. Он, как отмечает Г. Э. Юнгвальд-Хилькевич[7][6], «по просьбе Н. Ващилина»[7][6], поставил бои между Д`Артаньяном и де Жюссаком — то есть, как в указанном видеоинтервью сказал режиссёр, ставил (в случае с боями Д`Артаньян — Де Жюссак) или помогал ставить «те сцены, где сам был в кадре». Впоследствии в среде зрителей сложилось распространённое мнение, что все трюки и бои в этом фильме ставил В. Балон[8]. В последнее же время получила распространение информация, что большинство трюков ставил ленинградский каскадёр Николай Ващилин,[9] с которым Одесская киностудия заключила договор на этот счёт[10][9][7], а Владимир Балон обучал актёров фехтованию и был постановщиком в указанных фехтовальных сценах[9]. В последнее время обозначился протест со стороны обладателя договора. В титрах фильма Владимир Балон указан как постановщик фехтования. И этим было вызвано несогласие. Г.Э Юнгвальд-Хилькевич же высказался об этом так: «Это не моя вина. Дело в том, что в советском кино титрами занимался редактор. А самые яркие бои — между д’Артаньяном и де Жюссаком, на съемках которых присутствовали и редакторы, и дирекция фильма, — делал Балон, потому что Д`Артаньян — Де Жюссак — это самое яркое, самое красивое, то, что, так сказать, продлилось через все серии и пришло в „Возвращение мушкетёров“ — это делал Балон»[7][6].
Прославившийся в актёрском отделе «Мосфильма» своими похождениями Балон привнёс бурный образ жизни и на съёмки фильма. Тому способствовали и сопутствующие обстоятельства: солнце, море (съёмки происходили в Одессе и Львове), да и сам сюжет фильма. Именно на съёмках этого фильма у Владимира Балона зародились настоящие дружеские отношения с Михаилом Боярским, Вениамином Смеховым, Игорем Старыгиным и Валентином Смирнитским.[5][6] По прошествии многих лет Георгий Юнгвальд-Хилькевич решил снять три продолжения истории о мушкетёрах — «Мушкетёры двадцать лет спустя», «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» и «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини». Были приглашены все актёры, игравшие главные роли в первом фильме. На этих картинах Владимир Балон ставил все трюки при участии В.Василькова в «Мушкетёрах двадцать лет спустя», был постановщиком всех трюков и всех фехтовальных сцен в «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя», а в последнем фильме «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини» занимался обучением фехтованию и постановкой фехтовальных боёв.[11][7][6]
Балон, Владимир Яковлевич.