Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Акд

15-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Акд (араб. عقد‎‎ — договор), другие названия иджаб, кабул, кубул, сига — в исламском праве договор, соглашение. Если стороны договора дееспособны, предмет соглашения ясен, обязательства оговорены, то в этом случае договор считается действительным.

Определение

В исламском праве нормы акда восходят к доисламским и римско-византийским правопредставлениям. В Коране акдом называется договор, скрепленный клятвой. В фикхе акд — это дву или многостороннее соглашение о взаимных обязательствах, при котором предметом договора могут быть только реально существующие вещи и отношения, на которые распространяются права сторон договора. Несмотря на то, что в исламе не было выработано единой теории договорных отношений, большинство правоведов из них объединяет акд в четыре большие группы:

  1. договор о власти, опеке, защите и т. п.
  2. договор о полной передаче права на владение чем-либо путем продажи, наследования, дарения, и т. п.
  3. договор о временной передаче права на что-либо путем аренды, поручения, представительства (валия), хранения (аманат), залога и т. п.
  4. договор о сотрудничестве, деловом товариществе, деловом поручении и т. п[1].

Право на акд признается за любым дееспособным человеком независимо от его религиозной принадлежности и положения в обществе. Однако, некоторые правоведы считают, что в тех случаях, когда необходимы взаимные клятвенные гарантии, акд между мусульманами и иноверцами невозможен. Другие правоведы же считают это допустимым, при условии проведения особой процедуры. Право на акд за несовершеннолетними и душевнобольными признается ограниченных пределах. При заключении акда все стороны должны быть полностью осведомлены о его условиях, а также о гарантиях на случай нарушения этих условий. Процедура оформления акд зависит от обычаев (адат) того места, где проводится эта процедура и от конкретных обстоятельств. В том случае, если какое-либо лицо действует так, как будто договор уже заключен, а возражений на это нет, акд может быть заключен задним числом. По мнению некоторых правоведов одностороннее обязательство (например пожертвование, надзор и др.) рассматривается как договор с Богом, а по мнению других — как договор со всей общиной. Во втором случае представителем другой стороны может выступать кади или любой свидетель (шахид)[1].

Если предмет договора важен или необычен, то в этом случае при заключении договора необходимо присутствие третьего лица. Если один из партнеров ненадежен (фасик), то и в этом случае присутствие третьего лица является обязательным. Если все необходимые условия соблюдены, то договор считается действительным. В случае нарушения какого-либо условия акд считается недействительным (фасид), но может стать действительным после устранения нарушений. Если же какого-то из условий вообще не было, то акд признается недействительным полностью (батил). Если стороны сами не могут прийти к соглашению о возмещении ущерба, то любая из сторон может обратиться в шариатский суд. В случае злостного нарушения условий договора виновные обязаны возместить убытки[1].

Примечания

  1. ↑ Ислам: Энциклопедический словарь / Отв. ред. Прозоров С.М.. — М.: Наука, 1991. — С.17.

Литература

Акд.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15