Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Ш-23

27-04-2023

Перейти к: навигация, поиск
Ш-23
Кормовая турель для Ш-23 на опытном бомбардировщике «150»
Носители

Ту-4 (предлагался), 150 (опытный бомбардировщик), МиГ-15СУ

Размеры, мм
Длина

~1612 мм

Масса
Масса пушки, кг

28-29 кг

Характеристики
Калибр, мм

23 мм

Боекомплект, патронов

100-300 снарядов.

Скорострельность
Темп стрельбы, выст/мин

800-1000

Начальная скорость, м/с

?

Длина непрерывной очереди,
выст

до 130 снарядов[1]

Ш-23 (не стоит путать с серийной ГШ-23) — опытная авиационная пушка калибра 23 миллиметра, разработанная в ОКБ-15 под руководством Шпитального во время Великой Отечественной Войны. Неоднократно предлагалась к установке на различные образцы авиатехники вплоть до начала 1950х годов, однако в серию так и не пошла.

История разработки

В 1942—1943 Шпитальный работал над авиационной пушкой Ш-20 калибра 20 мм, предполагавшейся к установке в пушечные турели Ил-2 и имевшую темп стрельбы 659 выстрелов в минуту против 700—800 у ШВАК-20, но намного легче. Несмотря на преимущества относительно Б-20 и некоторые испытания, в серию пушка не пошла[2].

Предположительно, разработана в начале 1944, путем переделки пушки Ш-20 под патрон калибра 23 мм. 5 июня 1944 года директор ОКБ-15 Борис Шпитальный написал письмо N 381с Шахурину, в котором сообщил о Ш-23 и предложил к использованию на пушечных самолётах[2]. В первую очередь Ш-23 была предложена Яковлеву для пушечных модификаций Як-9[2]. В 1944 годах Ш-23 предлагалась на испытания в качестве вооружения Ла-7 (три пушки) наряду с НС-23 и СШ-20[3]. Однако ниша малокалиберных пушек к тому времени была прочно занята НС-23.

После войны Ш-23, вместе с некоторыми другими пушками калибра 23 мм участвовала в конкурсе на оборонительное вооружение Ту-4 — копии американского бомбардировщика B-29[4]. Несмотря на некоторые недостатки конкурентных орудий, в ходе испытаний был выявлен серьёзный недостаток — из-за переднего расположения шептала пушка была склонна к опасному из-за нахождения в нём свежего патрона перегреву ствола. Как итог, Ш-23 не выдержала стрельбы длинными очередями (считалось, что оборонительные пушки обязаны выпустить весь боекомплект за одну очередь) — после перегрева пушка взорвалась во время стрельбы [1]. После этого Ш-23 окончательно выбыла из борьбы, на Ту-4 в итоге стала устанавливаться НР-23[1].

В конце 1940х пушка предполагалась в качестве оборонительного вооружения для опытного бомбардировщика «150», разработанного под руководством С. М. Алексеева в ОКБ-1, состоящем из интернированных немецких учёных. Предполагалась установка 5 пушек: четыре располагались попарно в двух башнях, ещё одна была закреплена неподвижно по курсу самолёта[5]. На лётных испытаниях была установлена только пушка для стрельбы по курсу[6]. После непринятия на вооружение «150» и смены руководства СССР Шпитальный оставил ОКБ-15 и уехал в Киев.

Конструкция

Конструкция Ш-23 была в целом аналогична Ш-20[2]. Общая длина системы — 1612 мм. Ствол — неподвижный, питание ленточное, двустороннее. Шептало — переднее[7]. Использовала снаряд калибра 23х115 мм.

Примечания

Литература

  • Gordon, Yefim. Early Soviet Jet Fighters.The 1940s and Early 1950s. — Hinckley, England: Midland Publishing, 2002. — 143 с. — ISBN 1-85780-139-3.
  • Нудельман А.Э. Пушки для самолётов. — М.: НТЦ "Информтехника", 1993. — 208 с. — ISBN 978-5-699-76444-0.
  • Якубович Н.В. Ла-7, Ла-9, Ла-11. Последние поршневые истребители СССР. — М.: Яуза, 2014. — 128 с. — ISBN 978-5-699-76444-0.
  • Мороз С. Сделано в СССР // Авиационное обозрение. — 1993. — № 2.
  • Султанов И. Немецкие ОКБ в СССР // Самолёты мира. — 1995. — № 1.


Ш-23.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15