14-05-2023
ШВАК | |
---|---|
СССР |
|
Тип: | Авиационный пулемёт |
История службы | |
Годы эксплуатации: | 1934 — 1936 |
История производства | |
Конструктор: | Владимиров, Семён Владимирович |
Разработан: | 28 мая 1932 |
Всего выпущено: | 92 |
Характеристики | |
Масса, кг: | 40 кг (крыльевой вариант) |
Длина, мм: | 1726 мм |
Длина ствола, мм: | 1246 мм |
Патрон: | 12,7×108R мм ШВАК (не ДШК) |
Принципы работы: | Отвод пороховых газов |
Скорострельность, выстрелов/мин: |
700-800 |
Начальная скорость пули, м/с: | 810-830 |
Прицельная дальность, м: | 300-350 м |
ШВАК (Шпитальный — Владимиров авиационный крупнокалиберный) — первый советский крупнокалиберный авиационный пулемёт. Был принят на вооружение под названием 12,7-мм авиационный пулемёт системы Шпитального и Владимирова.
Содержание |
В связи с развитием военной авиации в конце 1920-х годов, с увеличением скорости полёта самолётов и веса полезной нагрузки (как бомбардировщиков, так и истребителей), возникла необходимость в новом вооружении. 9 февраля 1931 года вышло постановление советского правительства о разработке крупнокалиберного авиационного пулемёта калибра 12,7 мм под патрон 12,7-мм армейского пулемёта ДК (Дегтярёв крупнокалиберный). Такой пулемёт был спроектирован С. В. Владимировым, конструктором пулемётного КБП в г. Тула.
Принцип работы автоматики был основан на использовании энергии пороховых газов, отводимых через отверстие в канале ствола.
Питание 12,7-мм пулемёта ШВАК производилось специально разработанными патронами 12,7×108R. Патроны к пулемёту ШВАК отличались от патронов к пулемёту ДК наличием на гильзе выступающего фланца (ранта, закраины), что было необходимо из-за особой системы извлечения патронов из ленты: с помощью винтового паза, в который входили фланцы гильз. Номенклатура и вид пуль у патронов к ШВАК совпадали с таковой у патронов к ДК. Пули по нормали пробивали броню толщиной 20 мм на дальности до 350 м, а БЗТ (бронебойно-зажигательно-трассирующие) — на дальности до 300 м. Дальность горения трассера пули БЗТ — до 1500 м. Пулемёт ШВАК изготавливался в крыльевом, турельном, синхронном и моторном вариантах. Крыльевой вариант предназначался для установки в крыле самолёта, турельный вариант устанавливался в турелях, башнях и других подвижных самолётных установках.
Пулемёт ШВАК оказался довольно эффективным оружием. Однако он имел ряд недостатков. Главными из них были:
В 1935—1936 гг. на базе 12,7-мм пулемёта ШВАК была создана 20-мм пушка ШВАК, запущенная в серийное производство в 1936 году. Через несколько месяцев после этого 12,7-мм пулемёт ШВАК был снят с производства.
А. Б. Широкорад «История авиационного вооружения.» Борцов А.Ю. "Пятилинейный" //Мастер-ружье.-2006.- № 110.
ШВАК (пулемёт).