07-09-2023
Черниговский троллейбус | |
Троллейбусная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Количество маршрутов |
9 |
Длина контактной сети |
104,6[1] |
Количество троллейбусных парков |
1 |
Количество троллейбусов |
108 |
Модели эксплуатируемых троллейбусов | |
Стоимость проезда |
1.25 грн |
Компания-перевозчик | |
Черни́говский тролле́йбус (укр. Черні́гівський троле́йбус) — система общественного транспорта на Украине. Троллейбусная сеть открыта 5 ноября 1964 года. По состоянию на 2013 год имеется 9 маршрутов, 104 пассажирских троллейбусов (в том числе 5 с низким уровнем пола и 3 сочленённых), протяжённость контактной сети — 104,6 км. Эксплуатируется организацией КП «Черниговское троллейбусное управление».
8 апреля 1963 года министр коммунального хозяйства О.Селиванов издал указ № 116 про организацию Черниговского троллейбусного предприятия.
Строительство проходило с присущей социалистической системе размахом и быстрыми темпами. За 1963 год были заасфальтированы улицы по которым планировалось пустить троллейбус. В начале апреля 1964 года уже поступили первые четыре машины (2 МТБЭС и 2 ЗиУ-5). Подготовка к пуску первого троллейбуса проходила в сжатые сроки. С конца октября уже велась обкатка построенных линий. И вот 5 ноября 1964 года на трассе длиной 22 километра состоялось официальное открытие двух троллейбусных линий: «ж/д вокзал — Бобровица» и «Бобровица — капроновый завод», на которые вышли 22 машины[2]. Под напутственные слова начальника троллейбусного управления Я. О. Горелика отправились в первый рейс водители Николаенко, Ананко, Пода, Баран.
Троллейбус понравился не только горожанам, но и властям города — это способствовало дальнейшему развитию сети, появлению новых маршрутов, закупке подвижного состава. Троллейбус стал основным транспортом города. Количество машин, выходящих на маршруты достигало 150—160 в сутки. В 80—х годах была построена троллейбусная трасса по ул. Боевой (ныне Героев Чернобыля) и пущен новый 10—й маршрут соединивший ЗаЗ и ЧеЗаРу. Этой линии было суждено стать последней построенной при СССР и в течение более чем 20 лет оставаться самой новой в городе.
В 90-е года маршруты 4а и 7а были перенумерованы в 3 и 11 соответственно. Недолго проработал, по причине малого пассажиропотока, троллейбусный маршрут № 12 (Вторая городская больница — ОАО «Сиверянка») открытый в 2002 году. С июня 2010 года закрыт троллейбусный маршрут № 11, признанный нерентабельным.
В 2010 году закончен монтаж контактной сети на участке «ул. Любечская — ул. Независимости». Таким образом, маршрут № 6 продлён до нового микрорайона «Масаны». Следующий этап — завершение строительства участка контактной сети «ул. 50-летия ВЛКСМ — ул. Любечская», что позволит связать микрорайон «Масаны» с городом ещё одним троллейбусным маршрутом. После продления маршрута № 6 до микрорайона «Масаны» в троллейбусы маршрута были возвращены кондукторы (на безкондукторный режим перевели маршрут № 5). Так же планировалось продление закрытого 9—го маршрута до Александровки.
С 1 марта 2011 года прекращено движение троллейбусов по маршруту № 9. Выпуск троллейбусов 9-го маршрута был переведен на 5-й а автобусы МТ 41 на 39-й. С июля 2011 года на троллейбусы маршрута № 5 были возвращены кондукторы и теперь все маршруты находятся на обслуживании кондукторами.
Маршрут | Начальный пункт | Конечный пункт | Примечание |
---|---|---|---|
1 | Вокзал | ЗАО «Сиверянка» | Дублируется автобусным маршрутом № 38 (ЧТУ) |
2 | Завод «ЧерниговАвтодеталь» | Улица Шевченко | Фактически одна конечная |
3 | Завод «ЧерниговАвтодеталь» | Вокзал | По проспекту Победы |
4 | Завод «ЧерниговАвтодеталь» | ОАО «Химволокно» | По улице Щорса |
5 | ОАО «Химволокно» | Старая Подусовка | |
6 | 2-я городская больница | Улица Независимости | Самый длинный на сегодня троллейбусный
маршрут в Чернигове |
7 | 2-я городская больница | ОАО «Химволокно» | По проспекту Победы |
8 | Улица Пухова | ОАО «Химволокно» | По улице Толстого |
9 | Вторая городская больница | Кинотеатр «Дружба» | Приостановлен |
10 | Завод «ЧерниговАвтодеталь» (ЗАЗ) | Бобровица | |
11 | Вокзал | Вторая городская больница | Закрыт по нерентабельности (с 06.2010 г.) |
12 | 2-я городская больница | ОАО «Сиверянка» | Экспериментальный, просуществовал несколько месяцев. |
Маршрут | Начальный пункт | Конечный пункт | Период действия | Примечания |
---|---|---|---|---|
Д | Гостиница «Украина» | Областная больница | (?) — 90-е | Закрыт |
1(?) | Вокзал | Бобровица | 1964 — (?) | Один из первых маршрутов |
2(?) | Капроновый завод (ОАО «Химволокно») | Бобровица | 1964 — (?) | Один из первых маршрутов |
4а | Вокзал | Завод «ЧерниговАвтодеталь» (ЗАЗ) | 90-е — 00-е | Перенумерован в № 3 |
5а | Гостиница «Украина» | Старая Подусовка | (?) — 90-е | Закрыт |
7а | Вокзал | 2-я городская больница | 90-е — 00-е | Перенумерован в № 11 |
С 5 ноября 1964 года по городу начали курсировать маршрутные троллейбусы марок МТБЭС, Киев-5 (ЛАЗ-695т) и ЗиУ-5. В 1968 пришли 15 троллейбусов Киев-4 производства КЗЭТ, которые, как и их предшественники Киев-5, не отвечали требованиям города, отличались малой пассажиро-вместимостью. Их эксплуатация завершилась в 1972 году.
С 1969 года в Чернигов начали поступать троллейбусы модели Киев-6 которые выгодно отличались от других моделей КЗЭТ и проработали до 1986 года. В 1976 году поступили первые 10 машин модели ЗиУ-682 которым была уготовлена судьба стать самой массовой моделью черниговского троллейбуса вплоть до нынешнего времени. В те времена, каждый год в город приходило в среднем 5-10 троллейбусов данной модели, последние 13 троллейбусов ЗиУ-682 поступили в 1992 году.
В 1993 году в городе появились первые троллейбусы из Днепропетровска — сочленённый ЮМЗ-Т1 № 446 (закреплён к 4 маршруту) и два Киев-11у № 447 и № 448. Последние некоторое время находились в пассажирской эксплуатации, но по причине крайне «сырой» конструкции и низкого качества сборки вскоре были переделаны под служебные (передвижные пункты питания). Примечательный факт что Чернигов стал последним городом где троллейбус этой модели (Киев-11у № 448) работает до сих пор.
В 1994 году поступили троллейбусы ЮМЗ-Т2 (№ с 449 по 454) и ЮМЗ-Т1 — № 453 (закреплён к 10 маршруту). Ещё один ЮМЗ-Т1 № 455 поступил в 1997 году — он закреплён к 7 маршруту. Следующее пополнение парка пришлось на 2006—2007 года, когда в город пришло 17 троллейбусов — 15 ЮМЗ-Т2 и 2 троллейбуса ЗиУ-682Г-016 (012) П, те же РКСУшные ЗиУ-9 но в современной компоновке.
В 2008 году город приобретает два несочленённых ЛАЗ E183D1 (№ 480‒481) — первые низкопольные троллейбусы в Чернигове. Оба работают с 18 марта 2008 и закреплены на маршруте № 1, прекрасно зарекомендовав себя в местных условиях эксплуатации.
В 2010 году возникает проект сборки на черниговском автозаводе белорусских троллейбусов модели БКМ-32100. Черниговский автозавод собирает (полностью состоящий с белорусских запчастей) первый и на данный момент последний троллейбус. Обещанный первый совместный с Белоруссией троллейбус к новому 2011 году так в городе не появляется. Лишь весной состоялась презентация совместного белорусско-украинского троллейбуса, который долгое время проходил сертификацию в Киеве.
24 августа, в рамках празднования 20-й годовщины Независимости Украины состоялся торжественный выход на линию троллейбуса черниговского производства, приобретенного при поддержке руководства областной администрации. На данный момент, троллейбус обслуживает 4 маршрут.
В 2013 году у местных властей назрел вопрос о частичном обновлении подвижного состава. Была выбрана государственная программа по софинансированию государственного и местного бюджета. По этой программе в 2014 году город должен получить 22 новых низкопольных троллейбуса.
Для оплаты проезда в Чернигове используется разовый билет, который дает право одной поездки, либо проездной билет. С 28 мая 2011 года введены новые цены на проезд. Разовый проездной билет стоит 1 ₴ 25 копеек[3]. Его можно приобрести в салоне у кондуктора. Пассажир не уплативший за проезд должен заплатить штраф в размере 25 гривен. Используются лишь месячные проездные билеты.
Проездной | Срок действия | Стоимость (₴) |
---|---|---|
Граждански | Календарный месяц | 56 |
Студенческий | Календарный месяц | 28 |
Ученический | Календарный месяц | 14 |
Для юр. лиц полный | Календарный месяц | 120 |
Для юр. лиц в рабочие дни | Календарный месяц | 84 |
Период | Цена разового билета | Цена проездных билетов | |||
---|---|---|---|---|---|
с | по | Тип | Цена (полный) | Цена (по рабочим дням) | |
2003 | ??? | 0,35 грн | |||
??? | сентябрь 2006 | 0,4 грн | |||
сентябрь 2006 | ноябрь 2007 | 0,6 грн | Гражданский | 72 грн | 48 грн |
Студенческий | 36 грн | 24 грн | |||
Ученический | 18 грн | 12 грн | |||
Для юр. лиц | 72 грн | ||||
ноябрь 2007 | май 2008 | 0,6 грн | Гражданский | 48 грн | |
Студенческий | 24 грн | ||||
Ученический | 12 грн | ||||
Для юр. лиц | ??? | ||||
май 2008 | январь 2009 | 0,6 грн | Гражданский | 48 грн | |
Студенческий | 24 грн | ||||
Ученический | 12 грн | ||||
Для юр. лиц | 72 грн | ||||
январь 2009 | июнь 2009 | 0,75 грн | не изменялась | ||
июнь 2009 | май 2011 | 1 грн | Гражданский | 56 грн | |
Студенческий | 28 грн | ||||
Ученический | 14 грн | ||||
Для юр. лиц | 120 грн | 84 грн | |||
май 2011 | текущее время | 1,25 грн | не изменялась |
КП «Черниговское троллейбусное управление»
Черниговский троллейбус.