17-06-2023
СВАРЗ-ТБЭС(-ВСХВ) и СВАРЗ-МТБЭС — советские двухосные двухдверные троллейбусы московского Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода, разработанные соответственно как экскурсионный для выставочной линии «В» ВСХВ-ВДНХ (хотя позже также эксплуатировался на линиях) и маршрутный.
Содержание |
Выпускались в 1955—1957 и 1958—1967 годах соответственно в количестве 18 и 524 шт. Несколько десятков троллейбусов было собрано до 1959 года также на Киевском заводе электротранспорта (КЗЭТ). Троллейбусы были унифицированы с более поздними сочленёнными моделями ТС-1 и ТС-2. Электрооборудование троллейбусов было применено также на модели Киев-2 КЗЭТа. Укороченный модернизированный вариант троллейбуса МТБЭС ограниченно выпускался с 1962 года также на КЗЭТ как модель Киев-3. В 1959 году на базе ТБЭС на СВАРЗе был выпущен также опытный аккумуляторный электробус для маршрута центральный аэровокзал - аэропорт Внуково.
Эксплуатировались до 1971 и 1975 годов соответственно в Москве (в основном в 2-м, 3-м (Филевском), 6-м троллейбусных парках), а также, поставленные в ограниченных количествах или переданные как б/у, в Киеве, Харькове, Минске (11 единиц, до 1973 года), Риге, Баку, Ярославле, Чернигове, Житомире, Ташкенте, Херсоне, Ворошиловграде, Севастополе, Крыму. В 1964 году в Москве одновременно насчитывалось наибольшее количество данных троллейбусов - 426 единиц. После 1968 года капитальный ремонт троллейбусов производился также на Московском троллейбусном заводе (МТРЗ).
Восстановленные в одном экземпляре на СВАРЗе из бытовок к 60-летию Московского троллейбуса в 1993 году троллейбус МТБЭС и к 850-летию Москвы в 1997 году троллейбус ТБЭС находятся в музее пассажирского транспорта Москвы и участвуют в парадах городского транспорта.
Годы выпуска | 1955—1967 |
Годы эксплуатации | 1956—1975 |
Всего выпущено машин | 542 |
Число мест для сидения / общее | 32—37 / 91 |
Колесная формула | 4х2 |
Мощность двигателя ДК-202Б, кВт | 86 |
Максимальная скорость ТБЭС/МТБЭС, км/ч | 50 / 60 |
Длина / ширина / высота, мм | 11500 / 2626 / 3650 |
База, мм | 6000 |
Снаряженная масса, кг | 10800 |
По сравнению с основным к началу того времени троллейбусом МТБ-82, троллейбусы (особенно ТБЭС) отличались эффектным дизайном и более комфортабельными и светлыми салонами благодаря большому оконному остеклению и окнам из гнутых стёкол в скатах крыши, за что в народе получили прозвища «стекляшки». При этом на модели ТБЭС боковые окна ещё и поднимались под крышу как шторки. Однако, эти особенности одновременно обусловили основные недостатки данных троллейбусов - непрочная конструкция, протекание крыши и другое.
В фильме «Берегись автомобиля» невеста Юрия Деточкина, Люба, водит троллейбус СВАРЗ модели МТБЭС. Салон ТБЭС изнутри можно видеть в фильме "Девушка без адреса". Троллейбус эффектного внешнего вида часто фигурирует также в советско-французском фильме «Леон Гаррос ищет друга», фильме «Первый троллейбус» и некоторых других фильмах, а позже в документальных и рекламных роликах.
|
|
---|---|
Серийные | СВАРЗ-ТБЭС • СВАРЗ-ТС • ТГ-3 • СВАРЗ-6235.00 • СВАРЗ-6235.01 • СВАРЗ-6237 • СВАРЗ-6238 |
Опытные | ЛиАЗ-6220 • СВАРЗ-6234 |
СВАРЗ-МТБЭС.