13-06-2023
Уничтожение чеченской авиации | |||
Основной конфликт: Первая чеченская война | |||
Эмблема ВВС Чеченской республики Ичкерия |
|||
Дата | |||
---|---|---|---|
Место | |||
Итог |
Победа российской армии |
||
Противники | |||
|
|||
Командующие | |||
|
|||
Силы сторон | |||
|
|||
Потери | |||
|
Уничтожение чеченской авиации - боевой эпизод Первой чеченской войны. В ходе авиаудара по чеченским военным аэродромам российской авиацией была полностью уничтожена авиация Чеченской республики Ичкерия.
Внешние изображения | |
---|---|
Уничтоженная авиация ЧРИ | |
Аэродром Грозный-северный после налёта российской авиации |
Весной 1994 года Д.Дудаев завершал полную программу подготовки к войне с Россией. Начальник Главного штаба вооружённых сил Чеченской Республики Ичкерии Аслан Масхадов подготовил план действий вооруженных сил в угрожаемый период и при осложнении обстановки. План был утверждён Дудаевым и согласован с начальником департамента государственной безопасности Чечни Султаном Гелисхановым. Как бывший командир дивизии и лётчик высокого класса, генерал Дудаев понимал, что удары авиации по России могут иметь, несомненно, большое психологическое и фактическое значение.
В сентябре 1994 г. Дудаевым был подписан план «Лассо»:
"В целях качественного выполнения плана «Лассо», предусматривающего нанесение авиационных ударов по важным государственным и военным объектам инфраструктуры противника, с выводом из строя которых связан ход и исход боевых действий в регионе, приказываю:
1. Главному штабу ВС ЧРИ разработать график распределения стратегических объектов противника для ударов штурмовой авиации ЧРИ с указанием носителей вооружения, средств поражения, исполнителей боевых задач и сигналов боевой готовности летных экипажей.
2. Завести на заданные объекты противника формализованные дела и осуществлять постоянный контроль за их повседневной деятельностью.
3. По моему сигналу начальнику Главного штаба ВС ЧРИ обеспечить незамедлительную доставку ко мне пакетов «Кинжал» и «Озон», дел объектов и указанных мною должностных лиц для получения задач после дооформления боевых распоряжений. Срок разработки необходимых формализованных документов по плану «Лассо» - к исходу 20 сентября 1994 г. Контроль за исполнением данного приказа возлагаю на начальника Главного штаба ВС ЧРИ. Главнокомандующий вооруженными силами Чеченской Республики Ичкерия генерал Д. Дудаев".
Приписка: "Масхадову. 1. Эти документы предоставлять в отдельной папке под «грифом». 2. Задачу сформулировать для всех летчиков. Дудаев".[1]
Ещё в 1992 году Дудаев планировал сформировать боевую, учебную и транспортную эскадрильи. Но к 1994 году была сформирована только одна боевая эскадрилья на самолётах Л-29 и Л-39. Лётный состав включал в себя 41 пилота. Авиационный парк имел летательные аппараты, входившие прежде в учебный авиаполк Армавирского лётного училища. Учебно-боевые самолёты Л-29 "Дельфин" и Л-39 "Альбатрос" способны нести неуправляемые реактивные снаряды или две 100 килограммовых бомбы. Ранее Грозненскому аэроклубу ДОСААФ были приданы учебные истребители МИГ-15 и МИГ-17, имелось несколько транспортных самолётов АН-2 и вертолёты Ми-8.[2]
Всего на авиабазе «Калиновская» Армавирским военно-авиационным училищем было оставлено 39 УТС Л-39, 80 УТС Л-29, 3 истребителя МиГ-17, 2 -МиГ-15УТИ, 6 самолетов Ан-2 и 2 вертолета Ми-8. На базе «Ханкала» осталось 72 УТС Л-39 и 69 Л-29. Все УТС были оборудованы держателями для подвески двух блоков НУРС УБ-16 по 16 ракет в каждом. В принципе, чеченские ВВС могли вести наступательные действия и наносить ракетно-бомбовые удары на сотни километров от своих границ.[3] По данным федеральной разведки, в распоряжении Д. Дудаева находилось более 250 самолетов различного класса и назначения, которые могли быть использованы в качестве бомбардировочной авиации. Это были самолеты ДОСААФ, авиации ПВО, «Аэрофлота», присвоенные дудаевским режимом. К ноябрю 1994 г. из указанного количества чеченских самолетов в боеспособном состоянии находились не более 40%, или около 100 машин. Остальные машины использовались в качестве источника запчастей или были неисправны.
Рассказывает главком ВВС России Петр Дейнекин:
"Начали мы в конце ноября минувшего [1994] года. Воздушная разведка доложила: на дудаевских аэропортах сосредоточено более 200 самолетов, и транспортных и учебно-боевых, готовых подвесить боеприпасы. Речь шла о 100-кг бомбах и неуправляемых реактивных снарядах. Были и вертолеты, а также личный президентский Ту-134. Мы установили: существуют планы бомбардировок российских городов. Экипажи были назначены по группам, каждый знал свой маршрут, по каким целям действовать"
.[1]
Наличие и подготовка чеченского летного состава оставляла желать много лучшего. На 251 самолет имелся всего 41 подготовленный летчик, причем состав их был разнороден: большинство из них, предположительно, были либо призванными из запаса, либо пилотами гражданской авиации, либо летчиками, прошедшими начальную летную подготовку. Поэтому в рамках строительства своих вооруженных сил Д.Дудаев на бывшей базе Армавирского училища вел подготовку еще около сотни пилотов. Кроме того, около 40 человек для обучения летному делу были отправлены в Турцию.[3] Но кроме чеченских лётчиков в Грозном находилась группа опытных пилотов - наемников из 10 бывших офицеров Советских ВВС, съехавшихся в Чечню из различных стран СНГ. Именно они 6 сентября 1994 года на военном параде в честь Дня Независимости в четком строю провели над центром Грозного эскадрилью "Альбатросов"[4].
Начальник авиационного училища лётчиков и техников ВВС Чечни 24 марта получил предварительное боевое распоряжение подготовить к боевым вылетам летные экипажи: два самолёта Л-29 и два Л-39. На аэродроме "Калиновская" было организовано боевое дежурство, завод по переработке нефтепродуктов получил указания поставлять бесперебойно ГСМ. Сведения о готовности лётных экипажей, технического персонала и авиационной техники к боевым действиям были представлены в главный штаб ВС ЧРИ к 10.00 26 марта 1994 года.[2]
Чеченцы изучали опыт Швеции, Швейцарии, Германии и других стран по использованию в качестве взлетно-посадочной полосы прямолинейных участков шоссе с твердым покрытием, для чего велась их активная подготовка. Придавалось значение и восстановлению самолетного парка.
ПВО чеченских авиабаз насчитывала 10 ЗРК «Стрела-10», 23 зенитные артиллерийские установки различных типов и 7 ПЗРК «Игла-1». На вооружении чеченцев имелось также достаточное количество ПЗРК «Стрела-2» и «Стингер», которые, очевидно, были куплены уже после 1992 г. По некоторым сведениям, «Стингеры» находились в руках арабских и афганских наемников, воевавших на стороне Д.Дудаева[3].
Для выполнения задач в ходе операции была создана группировка ВВС, основу которой составила фронтовая авиация из состава 4 Воздушной Армии с привлечением части сил 16 ВА, а также подразделений 4-го Центра Боевой Подготовки и Переподготовки летного состава, 929 Главного Летного Испытательного Центра и 802 Учебного авиаполка. Вся созданная группировка была сосредоточена на 19 аэродромах. Расположение аэродромов в районе боевых действий имело характерную особенность, которая заключалась в том, что аэродромы Моздок и Беслан расположены на удалении 100-110 км от г. Грозный, аэродром Буденновск - на удалении 220 км остальные же - на расстоянии 600-700 км. Всего с российской стороны привлекалось 515 самолетов, в том числе 274 - фронтовой авиации: 72 Су-24 (21 - аэр. Морозовск, 22-аэр. Ейск,12-аэр. Краснодар,18 - аэр. Мариновка);
85 Су-25 (26-аэр. Бутурлиновка, 8-аэр. Моздок, 37-аэр. Буденновск, 6-аэр. Краснодар, 4-аэр.Ахтубинск, 4- аэр.Липецк);
49 МиГ-29 (7-аэр. Зерноград, 21-аэр. Приморско-Ахтарск);
33 СУ-24мр (12-аэр. Мариновка, 12-аэр. Шаталово, 7-аэр. Буденновск, 2-аэр.
Моздок);
35 МиГ-25 рб - аэр. Шаталово;
От Дальней Авиации были привлечены три авиаполка, вооруженные самолетами Ту-22мЗ: 840 ТБАП (аэр.Сольцы, 6 машин), 52 ТБАП (аэр. Шайковка, 4 единицы), 326 ТБАД (аэр. Белая), 1225 ТБАП 31 ТБАД (4 машины). В трехчасовой готовности к вылету находились от 12 до 21 самолета с экипажами. Для выполнения боевых задач привлекались всего 14 машин, которые летали в основном с оперативного аэродрома Энгельс.
Первыми самолетами, которые приступили к действиям, были фронтовые разведчики Су-24МР, обеспечившие в конце ноября воздушную разведку чеченских аэродромов и других военных объектов. С них велась аэрофотосъемка основных объектов. Хотя чеченская авиация располагала только возможностями по применению неуправляемого оружия, она представляла угрозу для авиабаз, военных объектов, а также федеральных войск при выдвижении в заданные районы. Было принято решение нанести упреждающий удар по чеченским аэродромам с целью уничтожения авиационной группировки Дудаева на земле.[5]
Первый удар был нанесен штурмовиками Су-25 рано утром 1 декабря 1994 г. по аэродромам Калиновская и Ханкала, где базировались боевые чеченские самолеты. Атака производилась с применением НУРС и авиационных бомб. В результате налета была уничтожена на земле вся боевая авиация Дудаева. Чеченская ПВО аэродромов была застигнута врасплох благодаря эффекту внезапности, не было потеряно ни одного из атакующих самолетов.[5] По сообщениям дудаевцев был сбит один штурмовик в районе Черноречья (бывший посёлок городского типа, ныне микрорайон города Грозный), однако федеральные СМИ полностью отвергают это утверждение.
Во второй половине дня был подвергнут налету и аэродром Грозный-Северный. Здесь российские бомбы накрыли около десятка Ан-2, 6 Ту-134, в том числе и личный самолет Д. Дудаева, 3 Ми-8 (в разных источниках от 2 до 4) и 1 Ту-154. При этом летчики бомбили так, чтобы для ремонта взлетных полос требовалось минимальное время. Всего же на этом этапе было уничтожено и повреждено 177 самолетов, разрушено 4 хранилища с боеприпасами и вооружением. Дальняя авиация 8 Ту-22м3 с применением светящихся бомб выполняли подсветку района боевых действий.[4] Здания аэровокзального комплекса и аэродромное оборудование получили минимальные повреждения. На этот раз по атакующим самолетам велся сильный зенитный огонь, но не было потеряно ни одной машины.[4]
Дальняя авиация за 46 самолето-вылетов, произведённым в начале декабря, нанесла удары по аэродромам, районам сосредоточения живой силы и техники. При этом самолётами дальней авиации было уничтожено и повреждено 89 самолетов, 89 единиц бронетанковой техники (6 танков, 4 ЗСУ, 12 БТР, 65 автомобилей), уничтожено 12 складов с боеприпасами и вооружением. Силами фронтовой авиации было выполнено 198 самолето-вылетов, в том числе 71 самолето-вылет на нанесение бомбово-штурмовых ударов.
Генерал Трошев писал в свих мемуарах об этой операции:
"Специально предназначенная для ликвидации банд-формирований авиационная группировка размещалась на нескольких аэродромах. Еще до того, как войска начали выдвижение на территорию Чечни, наши летчики нанесли бомбо-штурмовые удары по четырем аэродромам (Ханкала, Калиновская, Грозный-Северный и Катаяма). Было уничтожено 130 самолетов и 4 вертолета, склад ГСМ, антенное поле, в результате ни один самолет чеченских ВВС так и не поднялся в воздух.[6]"
Нейтрализация чеченской авиации фактически еще до начала активных боевых действий стала первым и наибольшим успехом российской авиации за всю первую чеченскую войну. В ходе операции по уничтожению чеченской авиации по разным данным было уничтожено от 130[6] до 177[4] самолётов, от 2[6] до 4[4] вертолётов, склад ГСМ. Российские ВВС не потеряли в ходе операции ни одного самолёта, ни один чеченский самолёт не смог подняться в воздух.
Существует также мнение, что эта акция скорее носила пропагандистский, чем реальный боевой характер, так как реально дудаевские учебно-боевые штурмовики не могли нанести серьезного урона российским подразделениям в условиях горной местности.[4]
Уничтожение чеченской авиации.