31-05-2023
Военно-воздушные силы России ВВС России |
|
Сформированы | 1912 |
Страна | Россия |
Входит в | Вооружённые Силы России |
Подчинение | Министерство обороны России |
Штаб | Москва |
Численность | 170 000 человека (2012) |
День празднования | 12 августа |
Функция | Господство в воздухе, воздушная разведка, поддержка наземных войск |
Участие в | Гражданская война в Таджикистане Первая Чеченская война Вторжение боевиков в Дагестан Вторая Чеченская война Пятидневная война Боевые действия на Северном Кавказе |
Знаки отличия | |
Опознавательные знаки | С 2010 года по 2013 год С 1992 по 2010 год, с 2013 года |
Командиры | |
Главнокомандующий | Генерал-полковник В. Н. Бондарев |
Категория на Викискладе | |
ВВС России на Викискладе |
Авиамарш | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
Вое́нно-возду́шные си́лы Российской Федерации (ВВС России) — вид Вооружённых Сил Российской Федерации. Предназначены для ведения разведки группировок противника, обеспечения (сдерживания) в воздухе, защиты от ударов с воздуха важных военно-экономических районов (объектов) страны и группировок войск, предупреждения о воздушном нападении, поражения объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника, поддержки с воздуха Сухопутных войск и сил флота, десантирования воздушных десантов, перевозки войск и материальных средств по воздуху.
Структура авиации ВВС подразделяется на дальнюю (ДА), фронтовую, военно-транспортную (ВТА) и армейскую авиацию (АА), которые, в свою очередь, могут иметь в своём составе бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.
Код номерных знаков транспортных средств ВВС ВС России — 34[1].
Импера́торский вое́нно-возду́шный флот — Военно-воздушные силы Российской империи, существовавшие с 1910 по 1917 год. Несмотря на свою короткую историю, императорский ВВФ быстро стал одним из лучших воздушных флотов мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации. Русский Императорский ВВФ делился на авиационные отряды (авиаотряды) по 6-10 самолётов, которые объединялись в авиагруппы. Всего было несколько таких авиагрупп. Они использовались в Русской Императорской Армии (Армейская авиация) и Флоте (Морская авиация)
В 1904 Жуковский создал первый аэродинамический институт в Кучино под Москвой. В 1910 году правительство закупило в вооружённые силы первые французские самолёты и начала подготовку пилотов.
В 1913 Сикорский построил первый четырёхмоторный биплан «Русский витязь» и свой знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец». В 1914 русские авиаторы совершили первые арктические полёты в поисках пропавшей экспедиции Седова. На момент начала Первой мировой войны Россия имела самый большой[источник не указан 834 дня] воздушный флот в мире — 263 самолёта. Сначала самолёты использовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои. К октябрю 1917 года Россия имела 700 самолётов, значительно уступая по этому показателю другим воюющим странам.
Легендарный пилот Пётр Нестеров в 1913 году выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости (петля Нестерова) и совершил в 1914 году первый воздушный таран.
Императорский ВВФ был расформирован в 1917 году после Октябрьской революции. Большинство первых русских пилотов погибли в Первую мировую и гражданскую войны или эмигрировали.
Флаг ВВС СССР используется частично, например, пилотожной группой «Русские Витязи», в РФ по н.в.
Советские военно-воздушные силы Вооружённых Сил СССР были основаны в 1918 году как Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Грандиозная индустриализация СССР позволила быстро модернизировать боевую авиацию, доставшуюся в наследство от Императорской России. К концу 30-х было налажено массовое производство истребителей КБ Поликарпова И-15 и И-16, а также бомбардировщиков КБ Туполева ТБ-1 и ТБ-3.
ВВС РККА получили большое развитие в середине 1930-х годов. Общее количество самолётов за период с 1929 по 1937 годы увеличилось с 1285 до 8139 (в том числе тяжёлых и средних бомбардировщиков с 48 до 2443, истребителей с 232 до 2255)[2]. К концу 1930-х СССР имел около 800 цельнометаллических четырёхмоторных бомбардировщиков ТБ-3, каждый из которых мог доставить 2000 кг бомб на расстояние 1100 км.
В середине 1930-х годов резко возросло количество учебных заведений ВВС, повысилось качество обучения, которое предусматривало для пилотов не менее 50 часов налёта. В 1937 году в СССР существовало уже 18 лётных и 6 технических заведений, в которых училось около 23 тысяч курсантов. Курсанты заканчивали сначала аэроклубы (где получали первичный опыт пилотирования), затем лётную школу (военное училище), после чего их направляли в строевую часть, или в Гражданский Воздушный Флот, или в Осоавиахим, или в запас. В 1937 году лётные училища СССР располагали 3007 самолётами.
Первым серьёзным испытанием ВВС РККА стала Гражданская война в Испании в 1936—1939, где отечественные самолёты противостояли (часто успешно) новейшим немецким моделям, в том числе Мессершмитту Bf.109.
В 1939 году авиация принимала участие в Советско-финской войне. Провела более 100 000 самолёто-вылетов. В среднем, один самолёт терялся на 166 боевых самолёто-вылетов, что значительно лучше, учитывая слабость финских ВВС, чем потери советских ВВС в 1944—1945, не говоря уже о 1941—1942. За все время советско-финской войны СССР потерял 627 самолётов различных типов. Из них 38 % было сбито в бою или совершили посадку на территории противника, 14 % пропали без вести, 29 % потеряно в результате аварий и катастроф и 19 % получили повреждения, которые не позволили вернуть самолёты в строй.
За период с 1 января 1939 по 22 июня 1941 года ВВС получили от промышленности 17 745 боевых самолётов, из них 706 самолётов новых типов: истребителей МиГ-3 — 407, Як-1 — 142, ЛаГГ-3 — 29, Пе-2 — 128. К 22 июня 1941 года советская авиационная промышленность выпускала 50 боевых самолётов в сутки. Через три месяца, в последней декаде сентября 1941 года, уровень производства достиг 100 боевых самолётов в сутки.
За годы войны было подготовлено 44 093 летчика. Погибло в бою 27 600: 11 874 лётчика-истребителя, 7 837 лётчиков-штурмовиков, 6 613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 лётчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации.
После победы СССР в Великой Отечественной войне ВВС были серьёзно модернизированы, активно разрабатывалась новая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя. К концу 1980-х в распоряжении советских ВВС было до 10 тысяч самолётов, что делало советские ВВС самыми многочисленными[источник не указан 834 дня] в мире. Организационно состояли из родов авиации: бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной, связи и санитарной. Вместе с тем ВВС делились на виды авиации: фронтовую, дальнюю, военно-транспортную, вспомогательную. Имели в своём составе специальные войска (спецназ), части и учреждений тыла.
В ВВС в 1960—1980-х годах основными были:
Войска противовоздушной обороны СССР являлись отдельным видом Вооружённых сил, не входившими в состав ВВС, но имели свои авиационные подразделения (в основном истребительные).
В 1980-х начались разработки истребителя пятого поколения, в частности были запущены программы МиГ 1.44 и С-37. Но экономический кризис и распад Советского Союза не позволил довести их до конца, финансирование новых разработок прекратилось.
Начался раздел ВВС между бывшими союзными государствами и независимыми республиками СНГ.
После распада СССР в декабре 1991 ВВС СССР были разделены между Россией и 14 независимыми республиками. В результате этого разделения Россия получила примерно 40 % техники и 65 % личного состава советских ВВС, став единственным на пост-советском пространстве государством, обладающим дальней стратегической авиацией. Многие самолёты были переброшены из бывших союзных республик в Россию. Некоторые были уничтожены. В частности, 11 новых бомбардировщиков Ту-160, располагавшихся на Украине, были утилизированы в сотрудничестве[5] с США. 8 таких самолётов были переданы Украиной России в качестве погашения задолженности за газ.
В 1994—1996 и 1999—2002 ВВС принимали активное участие в Чеченских кампаниях. Их деятельность осложнялась спецификой местного климата и рельефа.
Процесс деградации российских ВВС (быстрое снижение численности и подготовленности личного состава, авиатехники и аэродромов, малое количество полётов по причине недостаточного финансирования) активно шёл в 1990-х и приостановился в начале 2000-х годах. С 2009 года начат капитальный ремонт и крупная модернизация всего парка ВВС РФ.[6]
В январе 2008 года главнокомандующий ВВС А. Н. Зелин назвал состояние воздушно-космической обороны России критическим[7] В 2009 году закупки новой авиатехники для ВВС России приблизились к показателям закупок авиации советских времен[8][9]. Проходят испытания истребителя пятого поколения ПАК ФА, 29 января 2010 года состоялся его первый полёт. Поступление в войска истребителей 5-го поколения планируется в 2015 году.
Согласно исследованию австралийского аналитического центра Air Power Australia, опубликованному в феврале 2009 года, уровень средств ПВО России достиг уровня, при котором исключается возможность выживания военной авиации США во время вооружённого конфликта[10].
Военно-воздушные силы России и США планировали провести в 2008 году совместные антитеррористические учения на Дальнем Востоке. По сценарию учений, террористы захватывают самолёт в аэропорту. С российской стороны планировалось участие четырёх истребителей, одного самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и поисковых спасательных служб, с американской — гражданского лайнера, истребителей и самолёта дальнего радиолокационного обнаружения[11]. 20 августа появилось сообщение о том, что запланированные на 28-30 августа учения отменены (вероятно, из-за обострения отношений России и НАТО)[12].
Тактические учения со стрельбами зенитных ракетных полков проводятся на военном полигоне Ашулук. В сентябре 2008 года на полигоне прошли учения 606-го гвардейского зенитного ракетного полка, на вооружении которого состоят зенитные ракетные системы С-400[13].
В сентябре 2008 года прошли плановые стрельбы истребительного авиаполка на самолётах Су-27. Полк Дальневосточного объединения ВВС и ПВО в составе более двадцати самолётов совершил перелёт на полигон Ашулук, где провёл стрельбы из всей номенклатуры вооружения[14].
ВВС России в ходе происходящего с 2008 г. процесса реформирования Вооружённых сил РФ подверглись глубоким и масштабным преобразованиям. Наиболее значимым этапом начатого осенью 2008 г. перехода ВВС РФ к новому облику явилась коренная реформа их структуры. Подобная реформа проводилась в ВВС СССР в 1978—1986 годах: авиация и ПВО были переподчинены округам, были созданы главные командования четырёх направлений: Западное (Польша), Юго-Западное (Молдавия), Южное (Закавказье) и Восточное (Дальний Восток). Затраты на реформу составили около 15 млрд руб. В 1986 году новая структура была признана несостоятельной и подверглась обратной реорганизации.
В 2009 году начат переход ВВС России к новой организационной структуре: ныне ВВС будут состоять из оперативных командований, авиабаз и бригад воздушно-космической обороны (зенитно-ракетных и противоракетных). Четыре командования (бывшие армии ВВС и ПВО) будут дислоцированы в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Хабаровске и Ростове-на-Дону, кроме этого сохранится командование дальней авиации (бывшая 37-я воздушная армия) и командование военно-транспортной авиации (бывшая 61-я воздушная армия), а также оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны (бывшее командование специального назначения ВВС, включающее противоракетную оборону). Будет проведена модернизация 8 самых крупных аэродромов ВВС России, так же командование ВВС вернется к системе базирования — 1 аэродром 1 авиаполк.[15]
Четыре командования созданы по территориальному принципу, заменяя шесть бывших армий ВВС и ПВО, подчинявшихся шести соответствующим военным округам. Хотя в целом система соответствия военным округам остаётся, однако в ряде случае производится объединение сил бывших армий ВВС и ПВО либо частичное перераспределение зон ответственности.
1-е командование ВВС и ПВО создано на основе 6-й армии ВВС и ПВО (Ленинградский военный округ). Кроме того, в зону ответственности командования перешла часть западной территории Московского военного округа и вся ударная авиация бывшей 16-й воздушной армии.
2-е командование ВВС и ПВО создано на основе 14-й армии ВВС и ПВО (Сибирский военный округ).
3-е командование ВВС и ПВО создано на основе 11-й армии ВВС и ПВО (Дальневосточный военный округ, включающий территорию бывшего Забайкальского военного округа).
4-е командование ВВС и ПВО создано на основе двух армий ВВС и ПВО — 4-й (Северо-Кавказский военный округ) и 5-й (Приволжско-Уральский военный округ), распространяя тем самым свою ответственность на громадную территорию трёх бывших советских военных округов.
В 2010 г. эти четыре командования ВВС и ПВО вошли в состав четырёх соответствующих созданных новых военных округов (объединённых стратегических командований):
1-е Командование ВВС и ПВО — в состав Западного военного округа,
2-е Командование ВВС и ПВО — в состав Центрального военного округа,
3-е Командование ВВС и ПВО — в состав Восточного военного округа,
4-е Командование ВВС и ПВО — в состав Южного военного округа[16].
В конце 2008 года было предложено заменить используемые опознавательные знаки ВВС на новые. Предполагалось заменить красные пятиконечные звёзды на аналогичные красные звёзды, окаймленные синей и белой полосами и красной линией по контуру. Проект был одобрен Госдумой России, но отклонен Советом Федерации[17]. Однако, 4 марта 2010 года новый вариант звёзд правительством России был утверждён. В 2013 году Главкомат Военно-воздушных сил согласовал с министром обороны Сергеем Шойгу решение заменить бортовые знаки госпринадлежности летательных аппаратов с трехцветных (белый, синий, красный) звёзд на красные, как во времена СССР. Согласно решению Шойгу, красные звезды на борту останутся вообще без окантовки и уменьшатся в полтора раза, в дальнейшем их заменят на так называемые контурные звезды, которые уже разработаны и проходят проверку.[4]
Главнокомандующий ВВС России — генерал-полковник Бондарев Виктор Николаевич.
Начальник Главного штаба —Чельцов Борис Федорович[18][19].
Приблизительная структура ВВС РФ по состоянию на 2011 год по окончании реформирования[16][20] (без учёта частей центрального подчинения):
С 1 декабря 2011 года на базе ОСК ВКО и Космических войск России создан новый род войск — Войска Воздушно-космической обороны
ВВС России по размеру воздушного флота уступает только ВВС США. В соответствии с приказом Генштаба РФ от 2011 года в ВВС передана техника авиации ВМФ[21], исключая Су-24 на авиабазе в Крыму,
ПВО (МиГ-31, радары, ЗРК), РВСН. Армейская авиация входила в состав ВВС в период 2003—2010 года[22]
Согласно экспертным оценкам, по состоянию на 2010 год, численность личного состава ВВС России составляет около 148 000 человек[23]. В эксплуатации Военно-воздушных сил находятся более 2 000 единиц военной техники[23], а также 833 на хранении[23].
Согласно заявлению главнокомандующего ВВС России генерал-полковника А. Н. Зелина на ноябрь 2010 года российские ВВС и ПВО состояли из главного командования, семи оперативных командований, семи авиационных баз первого разряда и восьми авиационных баз второго разряда, а также 13 бригад воздушно-космической обороны. Кроме того, восемь авиационных баз армейской авиации были переданы в подчинение Объединённых стратегических командований, но ВВС по-прежнему отвечают за их боевую подготовку. Общая численность личного состава ВВС — около 170 тысяч человек (в том числе офицеров — 40 тысяч, военнослужащих контрактной службы — около 30—40 тысяч).
После реформы авиаполки были сведены в авиабазы, общим количеством 60—70 АБ (в том числе 25 АБ с тактической авиацией, из которых 14 «истребительных» авиабаз).
Тактическая (фронтовая) авиация имеет в своём составе эскадрильи[источник не указан 813 дней]:
Дислокация авиабаз тактической (фронтовой) авиации:
Помимо ВВС, имеется военная авиация ВМФ. Авиация ПВО (с 1999) и авиация сухопутных войск (с 2003) входят в состав ВВС. Авиация РВСН передана в состав ВВС РФ 1 апреля 2011[24].
Точный количественный и качественный состав ВВС ВС России является секретной информацией. Приведённые ниже данные собраны по открытым источникам и могут содержать существенные неточности.
Наименование | Фото | Страна-производитель | Назначение | Модификации | Количество[28][29] | Комментарий |
---|---|---|---|---|---|---|
Истребительная авиация | ||||||
Су-27 | СССР | Истребитель завоевания господства в воздухе | Су-27 Су-27СМ Су-27СМ3 Су-27УБ |
225[30] 70[31] 12[30] 52[30] |
Перевооружение на модификацию СМ было начато в 2010 году.[32][33][34] | |
Су-33 | СССР | Палубный истребитель | Су-33 | 20 | ||
МиГ-29К | Россия | Палубный Многоцелевой истребитель | МиГ-29К МиГ-29КУБ |
2 2 |
||
Су-30 | Россия | Многоцелевой истребитель | Су-30 Су-30M2 Су-30СМ |
3 12 24 |
Подписан контракт на 30 Су-30СМ до 2015 года. Плюс подписан ещё один контракт на поставку 30 истребителей Су-30СМ до 2016 года, плюс подписан ещё один контракт на поставку 5 Су-30СМ для ВМФ[35] Плюс контракт на 16 самолётов Су-30М2 на 2013—2015 годы.[36] | |
Су-35С | Россия | Многоцелевой истребитель | Су-35С | 22 | К 2015 году в ВВС России должны поступить 48 данных истребителей[37]. | |
МиГ-29 | СССР | Многоцелевой истребитель | МиГ-29УБ МиГ-29СМТ МиГ-29УБТ МиГ-29С МиГ-29М |
254[29] | Из них 28 Миг-29СМТ и 6 МиГ-29УБТ, по состоянию на 2013 год. Модернизация истребителей старой постройки признана нецелесообразной в связи с физическим износом и коррозией[38]. | |
МиГ-31 | СССР | Истребитель-перехватчик | МиГ-31Б МиГ-31БМ |
~120 — 190[39] | До 2020 года планируется модернизировать 60 самолётов до уровня МиГ-31БМ[40]. | |
Фронтовая авиация | ||||||
Су-24 | СССР | Фронтовой бомбардировщик | Су-24M Су-24M2 Су-24МР |
124[29] | Первоначально планировалось заменить 70 % самолётного парка Су-24 новейшим Су-34, а остальные — модернизировать до варианта Су-24М2.[41] Однако после ряда катастроф было принято решение списать все Су-24 к 2020 году.[42] До 2015 года будет утилизировано 103 Су-24 ВВС РФ. | |
Су-25 | СССР | Штурмовик | Су-25 Су-25СМ Су-25УБ |
~150 | Около 80 единиц модернизируют до версии СМ к 2020 году.[43]. Около 100 единиц находится на хранении. | |
Су-34 | Россия | Фронтовой бомбардировщик | Су-34 | 45 | Выполняется контракт на поставку 92 шт. | |
Стратегическая и Дальняя авиация: | ||||||
Ту-22М | СССР | Дальний сверхзвуковой бомбардировщик | Ту-22M3 Tу-22МР Tу-22M3M |
41 | Боеспособен 41, в резерве 109 единиц. В феврале 2012 года подписан контракт на модернизацию 30 Ту-22М3 до уровня Ту-22М3М[44] | |
Ту-95 | СССР | Стратегический бомбардировщик | Tу-95МС Tу-95МСМ |
32[45] | + Около 60 на хранении, по состоянию на 2012 год[46]. В 2013 году началась модернизация Ту-95МС до версии Ту-95МСМ. Всего планируется модернизировать несколько десятков бомбардировщиков, а остальные — списать. Модернизация призвана продлить срок эксплуатации самолётов до 2025 года. | |
Ту-160 | СССР | Стратегический бомбардировщик | Tу-160 | 16 | Стоят на вооружении 121-й гвардейского ТБАП 22-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной Донбасской Краснознамённой дивизии 37-й воздушной армии Верховного Главного командования (авиабаза Энгельс), по состоянию на 2012 год. До 2015 года будут модернизированы и отремонтированы все Ту-160 находящиеся в эксплуатации ВВС России | |
Транспортная авиация | ||||||
Ан-22 «Антей» | СССР | Транспортный самолёт | Ан-22 | 7[47] | Эксплуатируются Военно-транспортной авиацией ВВС России. 4 единицы находятся на хранении. | |
Ан-124 «Руслан» | СССР | Транспортный самолёт | Ан-124 Ан-124-100 |
9 | Ещё 17 машин находится на хранении[48]. До 2015 года будут модернизированы 22 Ан-124 ВТА Министерства обороны Российской Федерации. | |
Ил-76 | СССР Россия |
Транспортный самолёт | Ил-76М Ил-76МД Ил-76МД-90А |
137[49] | Еще 100 на хранении. Заказано 39 самолётов Ил-76МД-90А. | |
Ан-12 | СССР | Транспортный самолёт | Ан-12 | 59[50] | 49 единиц на хранении. | |
Ан-72 | СССР | Транспортный самолёт | Ан-72 Ан-74 |
37 | ||
Ан-24 Ан-26 |
СССР | Транспортный самолёт | Ан-24 Ан-26 |
~10 70 |
||
Ил-62 | СССР | Пассажирский самолёт | Ил-62M | 5 | ||
Ту-154 | СССР | Пассажирский самолёт | Ту-154M ТУ-154Б-2 |
3 14[51] |
||
Ан-148 | Украина | Пассажирский самолёт | Ан-148-100Е | 3[52] | Заказано 15 бортов. | |
Let L-410 Turbolet | Чехия | Многоцелевой транспортный самолёт | L-410 | 10[29]По другим данным 27[53] | Еще 73 на хранении. В скором времени в состав ВВС должны поступить ещё минимум 14 самолётов | |
Як-40 | СССР | Пассажирский самолёт | Як-40 | 17 | ||
Ан-140 | Украина | Пассажирский самолёт | Ан-140-100 | 7 | Заказаны еще 6 бортов. | |
Специальная авиация | ||||||
А-50 | СССР | Самолёт ДРЛОиУ | А-50 А-50У |
15 3 |
+4 А-50 находятся на хранении, по состоянию на март 2014 года[54][55][56][57][58]. | |
Ил-78 | СССР | Самолёт-заправщик | Ил-78 Ил-78М |
23 | До 2020 года планируется закупить порядка 40 самолётов[59]. | |
Ил-20 | СССР | Самолёт радиоэлектронной разведки и РЭБ | Ил-20М | 20[60] | ||
Ил-80 | СССР | Воздушный командный пункт | Ил-80 | 8 | ||
Бе-200 | Россия | Многоцелевой гидросамолёт | Бе-200ПС Бе-200ЧС |
Заказаны 12 Бе-200ЧС и 4 Бe-200ПС к 2016 году. Есть планы на покупку ещё 8 единиц[61]. | ||
Учебно-тренировочная и учебно-боевая авиация | ||||||
Як-130 | Россия | Учебно-боевой самолёт | Як-130 | 53[62] | В ближайшее время поступят ещё 27 единиц. | |
Aero L-39 Albatros | Чехия | Учебно-боевой самолёт | L-39 | 90[63] | Заменяется на новые Як-130. | |
Ту-134УБЛ | СССР | Учебно-тренировочный самолёт | Ту-134УБЛ Ту-134А-4 Ту-134УБКМ |
17 | ||
Вертолёты | ||||||
Ка-50 | СССР | Ударный вертолёт | Ka-50 | 8 | Серийное производство прекращено с января 2009 года[64], в дальнейшем планируется производство только его обновлённой двухместной модификации — Ка-52.[65]. | |
Ка-52 | Россия | Ударный вертолёт | Кa-52 | 63[1] | Заказано ещё 140 единиц[66][67]. | |
Ми-24 Ми-35М |
СССР Россия |
Ударный вертолёт | Mи-24 Ми-35 Ми-35М Ми-24П/В |
~620[68] | 34 Ми-35М, по состоянию на июнь 2014 года[69][70]. В 2010 году заказано 22 Ми-35М, позже был сделан дополнительный заказ на еще 27 единицы с поставкой до конца 2014 года[71][72]. | |
Ми-28 | Россия | Ударный вертолёт | Ми-28Н | 89 | Идёт активное поступление в войска. | |
Ми-8 | СССР Россия |
Многоцелевой вертолёт | Ми-8MT Ми-8T Ми-8МТВ Ми-8AMTШ Ми-8АМТ |
~633[68] | в 2010 поставлено 34 Ми-8 (22 Ми-8АМТШ остальные Ми-8АМТ и Ми-8МТВ) на авиабазы Будённовска и Кореновска (10 Ми-8)[73]. 53 Ми-8АМТШ в 2013[74]. | |
Ми-26 | СССР | Транспортно-десантный вертолёт | Mи-26 | 41[75] | 58 единиц на хранении. До 2015 года поступит 18 Ми-26 новой постройки, первые 14 были переданы до 2014.[76]. | |
Ка-226 | Россия | Многоцелевой вертолёт | Ka-226 | 10[77] | В 2012 году поступило 5 Ка-226 в учебный центр ВВС России в Сызрани[78]. | |
Ансат | Россия | Многоцелевой вертолёт | Ансат-У | 25[79] | ||
Ми-2 | СССР Польша |
Многоцелевой вертолёт | Ми-2 | 18 | ||
Беспилотные летательные аппараты | ||||||
Пчела-1Т | Россия | БПЛА | Пчела-1Т | Неизвестно | ||
Ту-243 «Рейс-Д» | Россия | БПЛА | Рейс-Д | Неизвестно | ||
IAI Searcher | Израиль | БПЛА | «Форпост» | 2 | В апреле 2009 года были закуплены два «Searcher Mk.2» за 12 млн долларов США[80]; 13 октября 2010 года подписан контракт стоимостью $300 млн на сборку Searcher II из израильских комплектующих на Казанском вертолетном заводе.[81] | |
Перспективная техника | ||||||
ПАК ФА (Т-50) | Россия | Многоцелевой истребитель пятого поколения | Т-50 | 5 | ||
МиГ-35 | Россия | Многоцелевой истребитель поколения 4++ | МиГ-35 | 3 | Начало производства с 2013 года. Ожидается первый заказ на 35 машин. В дальнейшей перспективе после 2016 года планируется произвести для ВВС России около 100 единиц[82]. | |
Ка-60 «Касатка» | Россия | Многоцелевого военно-транспортный вертолёт | Ка-60 | 2 | ||
Скат | Россия | Ударный БПЛА | Скат | |||
В 2010 году Министерству обороны России российской авиационной промышленностью был поставлен 21 самолёт (четыре Су-34, четыре Су-30М2, четыре Су-27СМ3, три МиГ-29СМТ, четыре Як-130, один Ил-62М и один Ту-154М) и 57 вертолётов (15 Ми-28Н, четыре Ка-52, четыре «Ансат-У» и 34 серии Ми-8)[83].
В 2011 году Министерство обороны России получило от промышленности минимум 28 самолётов (два Су-35С, шесть Су-34, восемь Су-27СМ3, восемь Як-130, один Ту-214ОН, два Ту-154М, один Ан-140-100М) и более 100 вертолётов (15 Ми-28Н, 10 Ка-52, два Ми-35М, один Ми-26, шесть «Ансат-У», шесть Ка-226, более 60 серии Ми-8 различных модификаций)[83]. Также в этом году продолжилась модернизация парка штурмовиков Су-25 до стандарта «СМ».
На май 2011 года на вооружение поступило 8 серийных вертолётов Ка-52 (4 в январе в Торжокский центрТелеканал «Звезда»</ref>, которую планируется в 2012 году полностью переоснастить этими машинами. В месяц завод может собирать до 2 Ка-52.
По данным МО России в 2011 году было закуплено 35 самолётов, 109 вертолётов и 21 зенитно-ракетная система[85].
По состоянию на начало 2011 года, 8 из 38 авиационных эскадрилий истребительной авиации были перевооружены на новые и модернизированные самолёты (МиГ-29СМТ/УБТ, МиГ-31БМ, Су-30СМ, Су-27СМ3, Су-30М2); штурмовой авиации — 3 из 14 аэ (Су-25СМ); бомбардировочной авиации — 2 из 14 аэ (Су-24М2). В этом же году на Су-34 была перевооружена одна бомбардировочная авиаэскадрилья авиабазы Балтимор под Воронежом. До 2020 года авиация получит 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34 по контракту, заключённому в 2012 году[86]; при этом продолжает выполняться госконтракт на поставку Минобороны 32 Су-34, заключённый в 2008 году, всего до 2020 года должны поступить около 140 СУ-34[87].
Всего же за 2012 году ВВС РФ получили более 100 единиц новой техники: вертолёты Ми-28Н, Ми-35, различные модификации Ми-8, самолёты Су-30СМ, Як-130, Ан-140 и другие. Также в соответствии с существующими договорами, на этот год предусмотрены поставки ещё более 60 вертолётов Ка-52, Ми-8, Ми-26, Ми-35 и около 20 новейших самолётов Су-34, Су-35С и других[88].
По итогам 2012 года, ВВС получили более 150 новых вертолётов и самолётов (без учёта модернизированных и отремонтированных).[89] По словам Михаила Погосяна, президента ОАК, в 2013 году военная промышленность поставит ВВС 60 новых самолётов, а в 2014 году 66 новых и 23 модернизированных самолётов.[90]
Стало известно о заказе МО РФ 100 вертолётов Ка-60 со сроком начала поставок в 2015 году[91].
В 2012—15 годах Министерство обороны получит 55 учебно-боевых самолётов Як-130[92].
В 2012 году поставлен первый модернизированный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У[93]. Второй самолёт будет передан ВВС в конце 2012 года.
Также в 2012 году авиапарк ВВС России пополнился новым транспортным самолётом Ан-140-100[94]. На 2014 год Минобороны получило 5 таких самолётов[95].
Согласно заявлению главнокомандующего ВВС России А. Зелина, первый серийный истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) поступит в российские ВВС уже в 2014—15 годах. «Опытный образец Т-50 мы получим в 2013 году. Серийные самолёты начнут поступать в 2014—15 годах», — сказал главком[96].
Заключён долгосрочный контракт на производство до 2020 года 140 Ка-52, при этом не уточняется будет ли часть этих машин произведена в морской модификациии или для этого будет отдельный контракт[97].
«В рамках государственной программы вооружения предусмотрена закупка десяти самолётов Ан-124 после 2015 года», — сказал Погосян журналистам на открывшемся во вторник авиасалоне МАКС 2011[98].
До конца 2019 года для перевооружения зенитных ракетных войск ВВС предполагается купить более 100 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С»[99]. Также до 2020 года Минобороны купит для зенитно-ракетных войск ВВС более 30 новейших зенитных ракетных систем «Витязь»[100].
До 2020 года ВВС России получат около 100 радиолокационных комплексов (РЛК) «Небо-М». В течение 2012 года в части радиотехнических войск ВВС будет поставлено около 20 радиолокационных комплексов, в том числе обновлённые станции «Гамма-С1М», «Сопка», «Волга» и различные модификации станций серии «Небо»[101].
До 2020 года в интересах Дальней авиации будут модернизированы около 30 Ту-22М3 до модификации Ту-22М3М[102]: им поменяют всю электронику и оснастят новой крылатой ракетой Х-32[103]. Также существующие Ту-160 будут обновлены до версии Ту-160М, а Ту-95МС — до Ту-95МСМ[104]. До 2020 года ВВС России получат более 10 стратегических ракетоносцев Ту-160М[105].
До 2020 года 60 самолётов МиГ-31 будет модернизировано в соответствии с проектом МиГ-31БМ. В ходе работ они получат новый прицельно-навигационный комплекс и новую бортовую радиолокационную станцию[104].
С 2011 года ВВС России прекратило закупки неуправляемых средств нападения, такому решению способствовал опыт 5-и дневной войны с Грузией, когда было применено менее 1 % средств ВТО, ВВС потеряли 7 самолётов[106].
Наименование | Количество |
---|---|
Истребительная авиация: | 221 |
МиГ-29СМТ (новой постройки) | 28 |
МиГ-29УБТ (новой постройки) | 6 |
МиГ-31БМ (модернизация строевых МиГ-31) | 50[107] |
Су-27СМ/СМ3 | 70/12 |
Су-35С | 22 |
Су-30М2 (новой постройки) | 12 |
Су-30СМ (новой постройки) | 21[108] |
Штурмовая/бомбардировочная авиация: | 181 |
Су-25СМ (модернизация строевых Су-25) | ~60[109] |
Су-25СМ2 (модернизация строевых Су-25) | 36 (по трёхлетнему контракту 2011—13 гг.)[110] |
Су-25УБМ (новой постройки) | ? |
Су-24М2 (модернизация строевых Су-24М) | 40 |
Су-34 (новой постройки) | 45 |
Учебно-тренировочная авиация: | 50 |
Як-130 (новой постройки) | 50 |
Вертолётная авиация: | 332 |
Ка-50 (новой постройки) | 6 |
Ка-52 (новой постройки) | ~63[111] |
Ми-28Н (новой постройки) | 89[112] |
Ми-35М (новой постройки) | 34 |
Ми-8АМТШ (новой постройки) | 75 |
Ми-8МТВ5 (новой постройки) | 24 |
Ми-26Т | 14 |
Ансат-У (новой постройки) | 25 |
Наименование | Количество | Справка |
---|---|---|
МиГ-29К | 24[113] | срок выполнения до 2015[114] |
МиГ-29СМТ | 16 | |
Су-30М2 | 4 | выполнен |
Су-30М2 | 16 | срок выполнения 2013—2015 гг. |
Су-30СМ | 30 + 30 + 50 | срок выполнения до 2015[115] и до 2016 соответственно[116] |
Су-35С | 48 | 22 поставлено, срок выполнения до 2015 года |
Су-34 | 124-140 | заключено два контракта, на 32 машины (поставки 2009—2013 гг)выполнен и на 92[117] (поставки 2014—2020 гг); 33 на ноябрь 2013 поставлено. |
Су-25УБМ | ? | |
Ка-52 | 146[97] | ~60 серийных бортов поставлено, срок выполнения до 2020 года |
Ми-28Н | 97 | 60-70 бортов поставлено |
Ми-8АМТШ | 132 | поставки в 2011—2020 гг. 75 поставлено на 2013 год. |
Ми-8АМТШ | 40 | поставки в 2014—2015 гг. |
Ми-35М | 49[72] | заключено два контракта, на 22 и 27[118] бортов, срок выполнения до 2014; 25 единиц поставлено на апрель 2014 года.[119] Один потерян[120]. |
Ми-26Т | 18 | 14 до конца 2013 года[121] |
Як-130 | 55 | 47 серийных бортов поставлено. |
Ан-140-100 | 14[122][123] | на 2014 год Минобороны получило 5 таких самолётов[95] |
Ка-226 | 36 | 6 в 2011 |
Ка-60 | 100 | поставки с 2014—2015 года, возможна часть в корабельном исполнении[124] |
Ансат-У | 32 | 25 поставлено на март 2014 года. |
Ил-76МД-90А | 39 | |
Бе-200ЧС/ПС | 2/4=6[125] |
В составе ВВС России имеются два полка БПЛА, исследовательская эскадрилья и Центр боевого применения БПЛА в Егорьевске. В то же время, развитие БПЛА в России значительно отстаёт от аналогичных программ стран НАТО. В 2010 году МО РФ заказало у Израиля 3 вида разведывательных беспилотных самолёта (малого и среднего класса) для нужд своей армии. Общее количество аппаратов оценивается в 63 единицы. В России планируется открыть совместное с Израилем предприятие по производству БПЛА[126].
В конце 2011 года стало известно, что созданием беспилотников для военного ведомства будут заниматься компания «Транзас» (Санкт-Петербург) и ОКБ «Сокол» (Казань). Именно эти 2 компании выиграли тендер на проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по созданию БПЛА для российской армии. У компании «Транзас», которая специализируется на выпуске авиационных систем, уже есть опыт создания беспилотных аппаратов. Именно они создали разведывательно-ударный БПЛА Дозор-600, по своим характеристикам не уступающий американскому MQ-1 Predator. Теперь по заказу Минобороны «Транзас» создаст беспилотный летающий аппарат массой около тонны. На создание БПЛА компании будет выделено 2 млрд рублей. А беспилотник весом около 5 тонн, который будет разработан в ОКБ «Сокол» обойдётся Минобороны дешевле — в 1 млрд рублей. Компания «Транзас» заключила с ОКБ «Сокол» соглашение о стратегическом партнёрстве, в рамках которого оба предприятия будут вести совместную разработку двух типов БПЛА. «Транзас» будет разрабатывать системы управления БПЛА, а ОКБ «Сокол» создаст сами аппараты и наземные компоненты к ним. Работы возглавит бывший генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева Николай Долженков. В рамках контракта на НИОКР перед двумя предприятиями стоит задача разработать и создать летательный аппарат, полностью готовый к серийному производству. Контракт на проведение научно-исследовательских работ подразумевает создание прототипа беспилотника, который будет запущен в серийное производство только после ряда испытаний[127].
14 февраля 2012 сообщалось, что в Российской Федерации пройдут испытания первого ударного беспилотного летательного аппарата российской разработки. Начальник Генштаба Вооружённых сил России Н. Макаров заявил:
«Мы начнем испытывать беспилотник среднего класса в ударном варианте в конце этого года». |
О том, какой аппарат будет испытан, не уточнялось[128].
Первые разведкомплексы с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) малой дальности отечественного производства поступят в ВС РФ в 2013 году. Это будут разведывательные комплексы с беспилотными летательными аппаратами Орлан-10. Государственные испытания были представлены три образца БПЛА отечественного производства, однако лишь Орлан-10 успешно их прошёл. На вооружение российской армии БПЛА Орлан-10 может быть принят до конца 2012 года. Подготовка необходимой для этого документации практически завершена. ВС РФ необходимо около 50 комплексов с БПЛА малой дальности. Отработав на ряде масштабных учений, включая «Кавказ-2012», Орлан-10 получил высокую оценку руководства Сухопутных войск и ВДВ[129].
Минобороны проведет первые испытания ударного беспилотника российского производства в 2014 году. Ранее глава генштаба Николай Макаров говорил о начале испытаний комплекса в конце 2012 года, однако в компании, работающей над беспилотником по госконтракту, заверили, что на 2012 год проведение испытаний не планировалось. В 2014 году должен быть готов опытный образец ударного беспилотного летательного аппарата и начаты государственные испытания[130].
Компания «Сухой» выбрана разработчиком проекта тяжёлого ударного БПЛА. Вероятно, взлётной массой от 10 до 20 тонн.
В конце октября 2012 года стало известно, что российские самолётостроительные компании «МиГ» и «Сухой» подписали соглашение о сотрудничестве в разработке беспилотных летательных аппаратов. «МиГ» примет участие в проекте, тендер по которому ранее выиграл холдинг «Сухой». Ранее, в июле 2012 года Минобороны России выбрало компанию «Сухой» в качестве главного разработчика проекта тяжёлого ударного беспилотника. Возможные технические характеристики будущего аппарата пока не раскрываются[131].
Кроме того, в 2007 году ОКБ «МиГ» и «Климов» представили ударный беспилотник «Скат», создаваемый с применением технологии малозаметности. В настоящее время этот проект закрыт, однако его наработки будут использоваться в других проектах перспективных БПЛА[132].
В перспективе, или возможно даже в рамках ГПВ-2020, создание БПЛА ДРЛО с большой продолжительностью и высотой полета, позволяющих постоянно держать под наблюдением рубеж протяжённостью до тысячи километров и более. Эта машина массой от 8 тонн способна находиться в районе патрулирования в течение 24 часов (а в перспективе — и более) на двадцатикилометровой высоте. Рассматривается также возможность дозаправки в воздухе. В качестве силовой установки используется ТРДД РД-1700 (создающийся ГУП «Завод им. В. Я. Климова» для оснащения самолётов типа МиГ-АТ и Як-130) (2005 г.). Крейсерская скорость — 400 км/ч, максимальная — 500 км/ч (2005 г.). Многоспектральный мониторинг воздушного пространства, земной и водной поверхности обеспечивается в режиме реального времени в районе диаметром не менее 1000 км. Бортовая система многоспектрального зондирования включает РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой, оптико-электронный комплекс зондирования, а также оптический комплекс[133][134].
Виды закупленных БПЛА:
Из отечественных БПЛA на вооружении доподлинно известно находятся:
Согласно указаниям Генштаба Вооружённых сил РФ с 1 сентября 2011 года части и подразделения беспилотной авиации исключены из состава Военно-воздушных сил и переданы в Сухопутные войска. Поэтому генеральным заказчиком этого рода войск теперь являются Сухопутные войска[137].
В ходе реформы система подготовки личного состава ВВС также претерпела существенные преобразования. 1 сентября 2008 г. два ведущих высших военно-учебных заведения ВВС — Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина в Монино (Московская область) и Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского в Москве были объединены в единую структуру — Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, которая располагается в Монино. Подготовка лётного состава ВВС окончательно централизуется в составе Краснодарского авиационного института[16]. Учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для Военно-воздушных сил России:
В конце 2003 года, генерал-лейтенант Виктор Николаевич Сокерин, подав в отставку с должности Командующего ВВС и ПВО Балтийского флота так охарактеризовал ситуацию в ВВС на тот момент: «ВС испытывают неконтролируемый распад своей боевой авиации… Авиационные полки укомплектованы офицерами, которые на протяжении пяти лет обучения имели всего несколько часов учебного налёта, причём главным образом с инструктором. Только 3 процента лётчиков 1-го и 2-го классов имеют возраст моложе 36 лет и только 1 процент штурманов 1 класса ВВС БФ моложе 40 лет. 60 процентов командиров экипажей старше 35 лет, половина из них старше 40 лет.»[138]
По итогам 2006 года средний налёт в ВВС России составил 40 часов (у молодых пилотов средний налёт 80 часов)[2]. Показатель налёта зависит от вида авиации. В военно-транспортной авиации он был 60 часов, тогда как в истребительной и фронтовой авиации составил 20-25 часов. Для сравнения, за тот же год данный показатель в США составил 189, Франции 180, Румынии 120 часов[139]. В 2007 году в результате улучшения снабжения авиатопливом и активизации боевой подготовки, среднегодовой налёт увеличился: в Дальней авиации он составил 80-100 часов[140], в авиации ПВО — примерно 55 часов[141]. Молодые лётчики нередко имеют налёт свыше 100 часов[142].
В 2011 году, по официальным данным ВВС РФ, средний налёт на списочный состав командиров экипажей ВВС России увеличился почти на 18 % по сравнению с первым полугодием 2010 года и составил более 50 часов. Средний налет по ВВС на выпускника лётного вуза 2010 года составил 42 часа, что на 12 % больше по сравнению с налётом выпускников 2009 года за аналогичный период[143].
Согласно официальным данным Министерства обороны России, средний налёт на одного летчика боевой авиации ВВС России вырос с 2008 года с 70—80 часов до 110, 130 часов планируется в 2012 году. Налёт на молодого летчика в 2012 году составит уже более 100 часов[144].
Опознавательный знак авиации Российской империи в 1915-1918 годах и Белой армии в 1918-1922 гг.
Опознавательный знак авиации Красной армии в 1918-43 годах (вариант)
Опознавательный знак авиации ВС СССР (с 1943 года по н.в.) и Российской Федерации. Опознавательный знак ВВС Республики Беларусь
Опознавательный знак авиации ВВС Российской Федерации (с марта 2010 года - 2013)
Опознавательный знак воздушных судов полиции и таможенной службы (с марта 2010 года)
Военно-воздушные силы Российской Федерации | ||
---|---|---|
Структура ВВС России до 1 декабря 2009 года |
Части центрального подчинения • Командование специального назначения |
|
Структура ВВС России после 1 декабря 2009 года |
Части центрального подчинения • Оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны • Командование Дальней Авиации • Командование Военно-транспортной авиации |
|
Главнокомандующий |
Военно-воздушные силы стран Содружества Независимых Государств | |
---|---|
Страны Азии: Военно-воздушные силы | |
---|---|
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе |
|
|
---|---|
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Испания • Италия • Казахстан² • Латвия • Литва • Македония • Мальта • Молдавия • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией • ² В основном в Азии
|
Военно-воздушные силы Российской Федерации.