Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

Сёстры (фильм, 1957)

18-09-2023

Перейти к: навигация, поиск
Сёстры
Жанр

историческая драма

Режиссёр

Григорий Рошаль

Автор
сценария

Григорий Рошаль

В главных
ролях

Руфина Нифонтова
Нина Веселовская
Николай Гриценко
Вадим Медведев

Оператор

Леонид Косматов

Композитор

Дмитрий Кабалевский

Кинокомпания

Мосфильм

Длительность

100 мин

Страна

СССР СССР

Год

1957

IMDb

ID 0168162

Восемнадцатый год
Жанр

драма
военный фильм

Режиссёр

Григорий Рошаль

Автор
сценария

Борис Чирсков

Оператор

Леонид Косматов

Композитор

Дмитрий Кабалевский

Кинокомпания

Мосфильм

Длительность

97 мин.

Страна

СССР СССР

Год

1958

IMDb

ID 0168245

Хмурое утро
Жанр

драма
военный фильм

Режиссёр

Григорий Рошаль

Автор
сценария

Борис Чирсков

Оператор

Леонид Косматов

Композитор

Дмитрий Кабалевский

Кинокомпания

Мосфильм

Длительность

105 мин.

Страна

СССР СССР

Год

1959

IMDb

ID 0052968

«Хождение по мукам» — историческая драма, полнометражный художественный фильм в трех частях по одноименному роману Алексея Толстого, его первая экранизация.

Снят Григорием Рошалем на студии «Мосфильм» в 19571959 гг.

Три фильма являются экранизацией соответственно озаглавленных книг трилогии А. Толстого:

  1. «Сёстры» (1957)
  2. «Восемнадцатый год» (1958)
  3. «Хмурое утро» (1959)

Сюжет

Фильм посвящен судьбе двух сестер — Кати и Даши, на фоне развала Российской империи и Гражданской войны, и их историям любви с Рощиным и Телегиным. Экранизация следует тексту романа с сокращениями, связанными с киноформатом.

Фильм 1

1914 год: показана безмолвная сцена поездки Кати с Бессоновым в пролетке. Далее следует её визит на квартиру Телегина, вечер футуристов и знакомство с Телегиным. Эпизод мимолетной встречи Даши с Телегиным уже весной, когда она не замечает её. Фиалки в подарок от Бессонова и признание Кате в любви к нему. Вечерний прием у Смоковниковых и презентация «Современной Венеры». Телегин становится свидетелем забастовки на заводе и расстрела. Даша приходит к Бессонову, и позже выговаривает сестре, после чего Катя признается мужу в измене. Сёстры разъезжаются из Петербурга — Катя в Париж, а Даша держит экзамены и уезжает к отцу в Самару. На волжском пароходе она снова встречает Телегина.

В отцовской квартире Даша слышит новость об убийстве эрцгерцога. Отец отправляет Дашу в Крым, чтобы она нашла её мужа Николая Ивановича, и тот спас Катю от её душевных шатаний в Париже. В Крыму Бессонов лезет в окно спаленки Даши, но она выгоняет его. Новая случайная встреча с Телегиным, который приехал к ней проститься перед уходом на фронт — начинается Первая мировая война.

Даша получает известие о пропаже его на фронте без вести и начинает работать медсестрой. Катя возвращается в Россию, и семья снова собирается в Москве, где Николай Иванович впервые приводит в дом Рощина. Телегин тем временем томится в плену, и после бунта, вспыхнувшего из-за самоубийства русского офицера, предстает перед трибуналом, откуда умудряется бежать. Катя также уходит в медсестры. Наступает 1917 год: Рощин, зачастивший в дом сестёр, приходит к ней попрощаться перед отъездом в действующую армию и они признаются друг другу в своих чувствах. Телегин же приезжает в Москву и находит Дашу в госпитале.

Он уезжает в Петербург, где проходят многочисленные демонстрации. Во время Февральской революции Телегин в Москве с Дашей. (В этой части фильма — многочисленные групповые съемки толпы с транспарантами на фоне узнаваемых достопримечательностей обеих столиц). Герои становятся свидетелями Заседания совета Рабочих депутатов. Молодожёны Даша и Телегин поселяются в полупустой квартире в Петрограде. Николай Иванович же на фронте, агитируя солдат, говорит что-то неудачное, и его линчуют. После похорон Катя в депрессии, и лишь нежданное появление Рощина спасает её от самоубийства. Позже в Петрограде сёстры секретничают о Рощине в квартире Телегиных, который позже приходит в гости ужинать перед уходом в Добровольческую армию. Фильм кончается сценой, в которой Даша говорит мужу, что у неё будет ребенок, а бурный ветер распахивает окно, и по Петрограду маршируют матросы.

Фильм 2

1918 год. В заснеженном голодном Петрограде Телегин на советском митинге встречает рабочего Рублева. В замерзшей квартире сидит Даша в депрессии после потери ребенка. Она решает расстаться с Телегиным, который в итоге уезжает воевать за Советы на Кубань.

Катя же едет в поезде с Вадимом в Ростов, и по пути они встречают Алексея Красильникова, его бывшего вестового. В Ростове-на-Дону в гостях Тётькин, бывший сослуживец Рощина, дает приют Кате после ссоры с Рощиным. Он добирается в Белую армию, где знакомится с Оноли. Белые пытаются взять Екатеринодар, но генерал Корнилов погибает накануне атаки. Рощин постепенно осознает мерзость белых, а сослуживцы подозревают его в том, что он шпион большевиков.

Телегин в степях встречается с Рублевым, присланным в армию под командованием Сорокина комиссаром. Они отправляются в штаб Сорокина за приказом о помощи полку «Пролетарская Свобода» и получают отказ. (В фильме положительный рабочий Рублев, в отличие от книги, становится важным второстепенным персонажем и занимает место других героев — например, по тексту Толстого, спутником Телегина был комиссар Соколовский). В штабе царит «белогвардейское» разложение нравов. Затем Телегин и Рублев наблюдают, как Сорокин молодецким наскоком усмиряет возмущение своих солдат.

Поручик Оноли стреляет в спину Рощину. Комиссар Гымза отправляет Телегина в центр с посланием о том, что Сорокин превращается в диктатора. Оноли сообщает Кате о гибели Рощина. В поезде она имеет беседу с немцем и оставляет ему свой адрес, затем поезд грабят махновцы и ее берут в плен. В итоге ее уводит Красильников. Рощин приезжает к Тётькину в поисках Кати, затем отправляется за ней в Екатеринослав.

Съёмки

БСЭ в статье о режиссере фильма Г. Рошале указывает, что в этой ленте, также как в его работе «Зори Парижа» (1937), проявилось «стремление к крупным эпическим полотнам, героической тематике, характерное для режиссёра».

На роль Даши сначала планировалась, по словам самой актрисы, Татьяна Конюхова, однако режиссер заменил её на Нину Веселовскую, о чем Конюхова не знала и отказалась от нескольких завидных ролей, в частности — в «Летят журавли»[1].

Теоретик кино и оператор А.Головня в своей книге «Мастерство кинооператора» (1865) особо рассматривает работу оператора Леонида Косматова, в частности, на примере и этого фильма: «Интересно и своеобразно строит работу над кинопортретом оператор Л. Косматов. Разберем, например, как решал оператор портреты героинь талантливой актрисы Р. Нифонтовой. В фильме „Вольница“ Р. Нифонтова исполняла роль Настень­ки, простой деревенской девушки. (…) Так, глубоко драматическая сцена в фильме „Сестры“, когда Катя (в исполнении Р. Нифонтовой) получает телеграмму о смерти мужа, решается оператором в темных, „траурных“ тонах. Последующие сцены — попытка Кати к самоубийству и неожиданный приход Рощина — снимаются в резкой светотональной гамме. Здесь применено было интересное решение: Катя как бы следует за собственной тенью, падающей на стену, чем пластически выражается то настроение подавленности и бессилия, которое овладело героиней» (и т. п.)[2].

Восприятие

При подготовке следующей экранизации того же романа (13-серийного фильма (1977)), создатели ленты критиковали предшественника. По их словам, хотя фильм Рошаля знаком «миллионам зрителей», однако «кинотрилогия Рошаля не смогла вобрать в себя все сюжетные линии литературного первоисточника, а, следовательно, не могла показать со всей полнотой трагедию передовой русской интеллигенции, оказавшейся на стыке двух эпох, но нашедшей в себе силы и волю понять и принять революцию, обрести новую, социалистическую Родину». Они подчеркивали преимущество многочасового телеформата для этого романа по сравнению с сокращенной версией для киноэкрана[3].

Зрителю запомнилось музыкальное сопровождение ленты:

— Что это было? — спросил Владимир. — Не Бетховен, не Моцарт, не Сарасате… Можно — еще раз?
— Запросто. Называется ЭТО — «Утопическая увертюра» композитора Кабалевского. Саундтрек, проще говоря, к кинофильму «Хождение по мукам» режиссера Рошаля, тысяча девятьсот пятьдесят седьмого года выпуска. Впечатлило? В исполнении симфонического оркестра еще сильнее звучит.
— Нет слов.

Василий Звягинцев. «Скоро полночь» (2009)

Увертюры с подобным официальным названием не обнаружено.

В ролях

В главных ролях:

Актёр Роль
Руфина Нифонтова  Катя Катя
Нина Веселовская   Даша Даша
Вадим Медведев   Телегин Телегин
Николай Гриценко   Рощин Рощин

№ 1. «Сёстры»

Актёр Роль
Виктор Шарлахов   Смоковников (Николай Иванович, адвокат, муж Кати) Смоковников (Николай Иванович, адвокат, муж Кати)
Владимир Муравьёв   Булавин (Дмитрий Степанович, отец Кати и Даши) Булавин (Дмитрий Степанович, отец Кати и Даши)
Владлен Давыдов   Бессонов (Алексей Алексеевич, поэт-декадент) Бессонов (Алексей Алексеевич, поэт-декадент)
Павел Винников   Тётькин Тётькин
Сергей Яковлев   Рублёв (Василий), рабочий Рублёв (Василий), рабочий
Виктор Яковлев   Мельшин, пленный офицер Мельшин, пленный офицер
Пётр Модников[4]   Жуков, пленный офицер Жуков, пленный офицер

В эпизодах:

Актёр Роль
Константин Немоляев   Говядин (Семён Семёнович), самарский ухажер Даши Говядин (Семён Семёнович), самарский ухажер Даши
Владимир Махов любовник-резонер любовник-резонер
Г. Ступишин
Александр Лариков   Орешников, рабочий Орешников, рабочий
З. Чекулаева
Анатолий Дударев   футурист футурист
Марина Фигнер дама на приеме дама на приеме
Зоя Русина дама в ресторане дама в ресторане
Петр Константинов раненый в госпитале раненый в госпитале
Леонид Недович австрийский офицер австрийский офицер
М. Гладыш
Мария Кремнева уличная певица уличная певица

В титрах не указаны

Актёр Роль
Зоя Василькова   Елизавета Киевна Расторгуева, футуристка Елизавета Киевна Расторгуева, футуристка
Джемма Фирсова   Нина Чародеева, возлюбленная Бессонова Нина Чародеева, возлюбленная Бессонова
Аркадий Трусов рабочий рабочий
Василий Корзун
Ефим Копелян казачий есаул казачий есаул
Владимир Цоппи адвокат адвокат
Люсьена Овчинникова горничная Луша горничная Луша
Вера Бурлакова горничная в московской квартире горничная в московской квартире
Николай Кузнецов гость гость
Алевтина Румянцева девушка девушка
Алексей Строев пленный офицер пленный офицер
Михаил Семенихин пленный офицер пленный офицер
Иван Гузиков пленный офицер пленный офицер
Виктор Лебедев

№ 2. «Восемнадцатый год»

Актёр Роль
Майя Булгакова   Агриппина Чебрец Агриппина Чебрец
Виктор Авдюшко   Иван Гора Иван Гора
Сергей Яковлев[5]   Рублёв (Василий), рабочий Рублёв (Василий), рабочий
Павел Винников[5]   Тётькин Тётькин
Виктор Яковлев[5]   Мельшин, пленный офицер Мельшин, пленный офицер
Евгений Матвеев   Сорокин, главком Сорокин, главком
Григорий Кириллов   Беляков, начальник штаба Сорокина Беляков, начальник штаба Сорокина
Владимир Муравьёв[5]   Булавин (Дмитрий Степанович, отец Кати и Даши) Булавин (Дмитрий Степанович, отец Кати и Даши)
Леонид Пархоменко[6]   Алексей Красильников Алексей Красильников
Евгений Тетерин   Немец, попутчик Кати Немец, попутчик Кати
Михаил Козаков   Оноли, поручик Белой армии, недруг Рощина Оноли, поручик Белой армии, недруг Рощина
Александр Смирнов   Теплов, офицер Белой армии, знакомый Рощина Теплов, офицер Белой армии, знакомый Рощина
Владимир Сез   Фон-Мекке, офицер Белой армии, знакомый Рощина Фон-Мекке, офицер Белой армии, знакомый Рощина
Константин Немоляев[5]   Говядин (Семён Семёнович), самарский ухажер Даши Говядин (Семён Семёнович), самарский ухажер Даши
В. Адаменко   Нефёдов (Кузьма Кузьмич), попутчик Даши, дьячок-расстрига Нефёдов (Кузьма Кузьмич), попутчик Даши, дьячок-расстрига

В эпизодах:

Актёр Роль
Иван Коваль-Самборский
В. Фесенко
П. Стрелин
А. Калининцев
Тамара Чернова Зинка, любовница Сорокина Зинка, любовница Сорокина
Анатолий Соболев
Мария Кремнева[5] уличная певица уличная певица
М. Гладыш[5] Гымза, начальник особого отдела Варнавского полка Гымза, начальник особого отдела Варнавского полка
Г. Ступишин[5]

В титрах не указаны

Актёр Роль
Георгий Георгиу   пассажир пассажир
Вячеслав Гостинский   адъютант Сорокина адъютант Сорокина
Иван Жеваго
Юрий Леонидов   офицер в штабе Корнилова (в белой черкеске) офицер в штабе Корнилова (в белой черкеске)
Зоя Русина[5]
Джемма Фирсова[5]   Нина Чародеева, возлюбленная Бессонова Нина Чародеева, возлюбленная Бессонова
Александр Гумбург генерал генерал
Виктор Лебедев[5]

Фильм № 3. «Хмурое утро»

Актёр Роль
Майя Булгакова[7]   Агриппина Чебрец Агриппина Чебрец
Виктор Авдюшко[7]   Иван Гора Иван Гора
Павел Винников[5][7]   Тётькин Тётькин
Пётр Модников[8]   староста староста
В. Адаменко[7]   Нефёдов (Кузьма Кузьмич), попутчик Даши, дьячок-расстрига Нефёдов (Кузьма Кузьмич), попутчик Даши, дьячок-расстрига
Виктор Яковлев[5][7]   Мельшин, пленный офицер Мельшин, пленный офицер
Любовь Соколова   Анисья Анисья
Наталья Кустинская   Маруся (фильм 3: Хмурое утро) Маруся (фильм 3: Хмурое утро)
Нонна Мордюкова   Матрёна Матрёна
Борис Андреев   матрос Чугай матрос Чугай
Анатолий Соловьёв   Латугин Латугин
Виталий Матвеев   Нестор Иванович Махно Нестор Иванович Махно
Владимир Белокуров   Лёва Задов Лёва Задов
Владимир Таскин   Чёрный, идейный анархист Чёрный, идейный анархист
Олег Голубицкий   Михаил Шарыгин Михаил Шарыгин


В эпизодах:

Актёр Роль
М. Гладыш[5][7]
Анатолий Соболев[7]
Г. Ступишин[5][7]

В титрах не указаны

Актёр Роль
Зоя Русина[5][7]
Анастасия Зуева   просительница у Махно (нет в титрах) просительница у Махно (нет в титрах)

Съёмочная группа

Фильм 2
Режиссёры:
Комбинированные съёмки:
Военные консультанты:
Оркестр Управления по производству фильмов

Примечания

В Викицитатнике есть страница по теме
Хождение по мукам (фильм, 1959)
  1. Татьяна Конюхова: «Нашу любовь с Дунаевским разрушила трагедия» // 7 дней
  2. А. Головня. Мастерство кинооператора. М., 1965
  3. Хождение по мукам. Как снимался фильм
  4. Снялся в фильме №3 в другой роли
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Актер снимался также и в 1-м фильме трилогии
  6. В титрах ошибка «А.Пархоменко»
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Актер также снимался во 2-м фильме трилогии
  8. Снялся в фильме №1 в другой роли

Ссылки

  • Кинотрилогия на сайте kino-teatr.ru

Сёстры (фильм, 1957).

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15