22-07-2023
Моно́дия (греч. μονῳδία — пение или декламирование в одиночку) — музыкальный склад, главным фактурным признаком которого является одноголосие (пение или исполнение на музыкальном инструменте, в многоголосной форме — с дублировками в октаву или унисон).
Содержание |
В отличие от одноголосно исполняемых новоевропейских мелодий, так или иначе обрисовывающих или подразумевающих тональные функции, произведения монодического склада не подразумевают никакой гармонизации — закономерности их звуковысотной структуры современная наука объясняет имманентно, как правило, с позиций модальности. Таким образом, монодические сочинения — не то же самое, что одноголосные сочинения. В теории музыки монодия противопоставляется гомофонии и полифонии.
Монодической по складу была античная (древнегреческая и древнеримская) музыка. Монодичны песни европейских менестрелей — трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни — итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты, все региональные формы восточного макамата (азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).
Словом «монодия», по (ложной) аналогии с античной монодией, западные музыковеды (с 1910-х годов?[1]) обобщённо называют сольное пение с инструментальным сопровождением (как правило, ограниченным цифрованным басом), то есть экземпляры гомофонно-гармонического склада, которые наблюдаются в итальянской и немецкой музыке раннего барокко (приблизительно между 1600 и 1640 годами) — арии, мадригалы, мотеты, песни и т.п. Термин «монодический стиль» (stylus monodicus, вместо распространённого тогда stylus recitativus) по отношению к музыке Каччини, Пери и Монтеверди в 1647 году предлагал Дж.Б. Дони[2].
Словом «монодия» филологи-античники называют сольное пение (в отличие от хорового)[3]. Хотя этимологически такое употребление слова может быть оправдано, с точки зрения музыкальной количество голосов (представляющих собой унисонные или октавные дублировки одного и того же голоса или партии музыкального инструмента) не определяет и не меняет специфику древнегреческой монодии как особой звуковысотной, ритмической, фактурной системы.
В византийской литературе монодия также — «плач», произведение, посвящённое описанию трагического события в форме траурной оды, например, «Монодия на падение Константинополя» Иоанна Евгеника, «Монодия на павших в Фессалонике» Димитрия Кидониса.
Монодия.