12-06-2024
Конду́кт (позднелат. conductus), средневековая песня на латинском языке, в основном на духовную (христианскую) тему.
Содержание |
Термин встречается в нотных рукописях и музыкально-теоретических трактатах преимущественно французского происхождения, в XII — XIV веках. Этимология термина (от лат. conduco стягивать, сводить) связывается с техникой многоголосной композиции либо с функционированием этого жанра в церковной практике.
Кондукты функционировали разнообразно — и в рамках богослужения, и вне рамок церкви. Предполагается, что кондукты могли звучать в ходе литургических процессий (на Рождество и во время других церковных празднеств), могли входить в структуру литургической драмы. Латинский стих тематически весьма разнообразен — известны вероучительные (парафразы библейских историй), морализующие, сатирические, окказиональные[1] и другие тексты. Примерное представлении о стихе кондукта (с рефреном) даёт Luto carens et latere, написанный Филиппом Канцлером (показаны первые 2 строфы):
I. Luto carens et latere Transit Hebreus libere |
1. Отринув грязь пленения, Еврей свободно шествует, |
II. Sortis tributum misere, Transit Hebreus libere |
2. Презрев судьбу ничтожную, Еврей свободно шествует, |
Ранние кондукты одноголосны, написаны в строфической форме, иногда с рефреном (такие кондукты также называются ронделями — rondellus); стихи — рифмованная силлабика или силлаботоника, способ распева силлабический. Вершина жанра — многоголосные (до четырёх голосов, преимущественно двух- и трёхголосные) кондукты в старинном гомофонном складе, созданные в школе Нотр-Дам (автором ряда кондуктов считается Перотин). В развитых кондуктах встречаются протяжённые мелизмы (особенно на первом, предпоследнем и последнем слогах текста), усложняется форма.
Представление о частотности различных типов кондуктов может дать состав (известной у медиевистов) рукописи I-Fl Plut. 29.1 (расшифровку обозначений рукописей см. в статье RISM), где находятся 83 одноголосных, 130 двухголосных, 59 трёхголосных и 3 четырёхголосных кондуктов. 60 одноголосных пьес представляют собой особую разновидность жанра — кондукт-рондель.
Интерес к кондуктам угас к середине XIII века, вероятно, в связи с бурным развитием конкурирующего жанра — мотета. Последние яркие образцы (многоголосных) кондуктов — в поэтико-музыкальном сборнике «Роман о Фовеле» (составлен около 1316). Популярные образцы кондуктов: анонимные «Redit aetas aurea», «Verbum patris humanatur», кондукт Перотина «Beata viscera».
Расшифровка кондуктов представляет значительные трудности с точки зрения корреляции стихового и музыкального метра. В отношении ритмической интерпретации мнения музыковедов разделились. Повод для возникновения научной полемики дала типичная для многих кондуктов форма, в которой сочетаются силлабические и мелизматические разделы[3].
Группа исследователей-ревизионистов (Кристофер Пейдж, Марк Эверист и др.) полагает, что мелизматические разделы следует расшифровывать метрически, с применением правил модальной нотации, а силлабические разделы предлагает интерпретировать как «неметрические ритмы» (non-metrical rhythms)[4]. Неопределённость понятия соответственно выражается и в неопределенности музыкальной расшифровки: «неметрические ритмы» транскрибируются черными нотными головками без штилей (подобно принятым издавна расшифровкам григорианского хорала). Проблема ритма, таким образом, перекладывается на музыкантов-исполнителей, которые обязаны реализовывать подобные «транскрипции» в меру своего понимания средневековой музыки.
Группа исследователей-консерваторов (Гордон Андерсон, Ганс Тишлер и др.) считает, что кондукт целиком следует расшифровывать метрически, с применением системы ритмических модусов, даже если правила модальной расшифровки[5] не удаётся полностью приложить к данной нотной рукописи.
Кондукт погода, кондуктор ярославль, кондукт тула на карте.
Вилли Ричард, Железнодорожный проспект (Санкт-Петербург).