Gulchatai-krd.ru

Узбекская кухня

МиГ-29УБ

06-09-2023

МиГ-29
МиГ-29 ВВС Германии, 2003 год
Тип средний фронтовой истребитель
Разработчик ОКБ Микояна и Гуревича
Производитель МАПО им. П. В. Дементьева
авиазавод «Сокол»
Первый полёт 6 октября 1977 года
Начало эксплуатации июль 1983 года[1]
Статус эксплуатируется
Основные эксплуатанты ВВС СССР (бывший)
ВВС России
ВВС Украины
ВВС Казахстана
ВВС Белоруссии
ВВС Индии
см. ниже↓
Единиц произведено 1600[2]
Стоимость единицы $30,0 млн (2009 год)[3]
Варианты МиГ-33
МиГ-35
 Изображения на Викискладе

МиГ-29 (изделие 9-12, по кодификации НАТО: Fulcrum — точка опоры) — советский/российский многоцелевой истребитель четвёртого поколения[4], разработанный в ОКБ МиГ.

Содержание

История создания

Первый прототип «9-01».

Первые наработки по проекту лёгкого фронтового истребителя (ЛФИ) нового поколения были начаты в конце 1960-х годов. В 1969 году был объявлен конкурс на разработку такого самолёта. В нём приняли участие конструкторские бюро Сухого и Яковлева, а также Микояна и Гуревича. Победителем было признано ОКБ «МиГ». Детальная проработка проекта начата в 1971 году. Первый полёт прототипа был совершён 6 октября 1977 года, а серийное производство развёрнуто в 1982 году на базе московского завода № 30 «Знамя труда». В августе 1983 года первые серийные МиГ-29 начали поступать в ВВС СССР. К началу 1985 года первые два авиаполка на МиГ-29 достигли оперативной готовности. В 1988 году МиГ-29 был впервые представлен на международном авиасалоне в Фарнборо. Этот тип истребителей активно поставлялся на экспорт во множество стран. Было разработано и выпущено множество различных модификаций, включая палубные. К концу 1991 года цехами МАПО им. П. В. Дементьева было произведено около 1200 одноместных истребителей МиГ-29. Кроме того, почти 200 «спарок» МиГ-29УБ было собрано заводом в Нижнем Новгороде[5].

Конструкция

Самолёт выполнен по интегральной аэродинамической схеме, с низкорасположенным крылом, двухкилевым оперением и разнесёнными двигателями. Планер выполнен в основном из алюминиевых сплавов и стали, также применяется титан и композитные материалы. Угол стреловидности крыла по передней кромке составляет 42 град., на крыле имеются щелевые закрылки, элероны и отклоняемые носки. Кили имеют обшивку из углепластика и внешний «развал» в 6 град. Стабилизатор цельноповоротный и дифференциально отклоняемый. Шасси трёхопорное, с одноколёсными основными и двухколёсной передней стойками. Катапультное кресло — К-36ДМ.

Двигатели типа ТРДДФ РД-33. Имеется газотурбинный энергоузел ГТДЭ-117, мощностью 66,2 кВт. Регулируемые воздухозаборники на взлёте и посадке закрываются защитными панелями и забор воздуха производится через пятисекционные верхние входы. Топливная система состоит из пяти фюзеляжных и двух крыльевых баков общей емкостью 4300 л (4540 л). Возможна подвеска фюзеляжного ПТБ на 1500 л и двух крыльевых ПТБ по 1150 л.

На машине установлена система автоматического управления САУ-451 и система ограничительных сигналов СОС-3М. Система управления вооружением СУВ-29 состоит из радиолокационного прицельного комплекса РЛПК-29 (Н0-19 «Сапфир-29»), БЦВМ Ц100 (или Ц101).

Оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29 (С-31) состоит из оптико-электронной прицельной системы ОЭПС-29, которая, в свою очередь, состоит из лазерной оптико-локационной станции КОЛС и нашлемной системы целеуказания «Щель-3УМ». Также в комплекс входят: навигационная система СН-29, система управления оружием СУО-29, БЦВМ Ц-100, система индикации на лобовом стекле с фотоконтрольным прибором.

Аппаратура командной радиолинии управления (КРУ) Э502-20 «Бирюза». Станция предупреждения об облучении РЛС — СПО-15ЛМ «Берёза», станция радиоэлектронных помех «Гардения-1ФУ», система выброса ложных целей ППИ-26.

Модификации

МиГ-29М/ОВТ — всеракурсный отклоняемый вектор тяги
Пилот "Патруль де Франс" делает снимки МиГ-29М/ОВТ на авиасалоне МАКС-2007.
  • МиГ-29 (9-12) — фронтовой истребитель, первая серийная модификация МиГ-29
  • МиГ-29 (9-12А) — экспортная модификация 9-12, поставлявшаяся в страны варшавского договора , в экспортную модель внесены изменения в РЛПК-29. Комплектовались ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1, имевшими ухудшенные характеристики относительно базовых модификаций.
  • МиГ-29Б (9-12Б) — экспортная модификация 9-12, поставлявшаяся в страны, не входящие в Организацию Варшавского Договора, в экспортную модель внесены изменения в систему управления вооружением (СУВ-29Э)[6]. Комплектовались ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1, имевшими ухудшенные характеристики относительно базовых модификаций.
  • МиГ-29 (9-13) — фронтовой истребитель. Отличается от модификации 9-12 наличием встроенной станции РЭБ «Гардения», возможностью подвески двух подкрыльевых ПТБ и увеличенной массой боевой нагрузки.
МиГ-33 (или МиГ-29М) — дальнейшее развитие МиГ-29
  • МиГ-29С (9-13С) — дальнейшее развитие модификации 9−13, в номенклатуру вооружения включена ракета Р-77(РВВ-АЕ), у РЛС появился режим одновременной атаки двух воздушных целей.
  • МиГ-29СД — многоцелевой истребитель добавлена возможность дозаправки в воздухе, увеличен ресурс.
  • МиГ-29СМ — модификация МиГ-29С, с возможностью применения высокоточного оружия класса воздух-поверхность.
  • МиГ-29СМТ (9-17,9-18,9-19) — одноместный, модернизированный вариант истребителя МиГ-29СМ[7]. Разработан в 1999-2004[8]. Первый полёт 27 ноября 1997
  • МиГ-29К (9-31, 9-41) — палубный истребитель
  • МиГ-29КУБ (9-47) — палубный учебно-боевой истребитель.
  • МиГ-29КВП — опытный самолёт для отработки трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки.
  • МиГ-29УБ (9-51) — учебно-боевой истребитель, не имеет РЛС.
  • МиГ-29УБТ (9-52) — конструкция близка к МиГ-29СМТ, но все же является модификацией учебно-боевого самолёта МиГ-29УБ.
МиГ-35 — дальнейшее развитие МиГ-29 и МиГ-33
  • МиГ-29М/МиГ-29М1 — одноместный многоцелевой истребитель поколения «4++» с повышенной дальностью полета, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения.
  • МиГ-29М2 — двухместный многоцелевой истребитель поколения «4++» с повышенной дальностью полета, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения.
  • МиГ-29М/ОВТ — опытный вариант с отклоняемым вектором тяги переделан из истребителя МиГ-29М бортовой номер 156 (9-15 6-й лётный экземпляр)
  • МиГ-33 (МиГ-29М) (9-15) — многоцелевой истребитель, по сравнению с ранними модификациями МиГ-29 в конструкцию и состав БРЭО внесены значительные изменения, расширена номенклатура вооружения и увеличены топливные баки.
  • МиГ-35 (9-61) — глубокая модернизация МиГ-29М
  • МиГ-35Д (9-67) — двухместный вариант МиГ-35
  • МиГ-29UPG (9-20) — модернизация МиГ-29Б для ВВС Индии. Включает монтаж дополнительного конформного надфюзеляжного топливного бака (англ.)русск. и оборудования для дозаправки в воздухе, установку двигателей РД-33М-3, инерциальной навигационной системы французской фирмы Thales, РЛС управления оружием «Жук-М2Э», оптическую систему ОЛС-УЭМ, нашлемной системы целеуказания израильской компании Elbit, обновление радио-навигационных систем, а также новую «стеклянную кабину» с многофункциональными ЖК-дисплеями. Номенклатура вооружения будет расширена ракетами Х-29Т/Л, Х-31А/П и Х-35. Первый прототип совершил полет 4 февраля 2011 года.[9]
  • МиГ-29AS — модернизация МиГ-29A для ВВС Словакии по программе МиГ-29СД без системы дозаправки и с измененным БРЭО.
  • МиГ-29Н — модификация МиГ-29СД для ВВС Малайзии.

Эксплуатация

Текущая ситуация

На данный момент ВВС России эксплуатируют 270 МиГ-29, ВМФ России имеет 40 истребителей МиГ-29. 5 декабря 2008 года в Забайкальском крае в районе аэродрома Домна при выполнении учебного полета разбился истребитель МиГ-29. Пилот подполковник Валерьян Кокарев погиб. Расследование показало, что причиной катастрофы явилось разрушение хвостового оперения самолёта при перегрузках, которые превышали допустимые. Полеты самолётов МиГ-29 в России были временно приостановлены, сообщается, что со всех самолётов было демонтировано хвостовое оперение и отправлено на завод-производитель[10]. Проведенный осмотр всего парка самолётов этого типа выявил наличие трещин и расслоения металла в силовых элементах планеров с ещё не истёкшим ресурсом.

4 февраля 2009 года принято решение о возобновлении полетов части парка (около 30 %) истребителей МиГ-29. К полетам допущены те истребители, осмотр которых не выявил наличия коррозии, ставшей, по предварительным данным, причиной катастрофы 5 декабря 2008 года[11]. Рассматривается проект модернизации истребителей силами МАПО «МиГ» для возвращения в строй машин с устранёнными недостатками. Ресурс планера истребителя составляет 2,5 тыс. лётных часов, или 20 лет службы, на 2009 год ресурс планеров некоторых из них уже составляет более 25 лет[12]. ВВС России получили 34 новых МиГа из несостоявшегося алжирского контракта. В 2010 году была поставлена заключительная партия из трех самолётов, таким образом в течение 2008—2010 гг в ВВС поступило 28 МиГ-29СМТ и 6 МиГ-29УБТ[13]. Новые истребители дислоцируются на 7000-й авиабазе под Курском (бывший 14-й ГИАП).

В конце февраля 2012 года Министерство обороны России заключило с самолетостроительной корпорацией "МиГ" контракт на поставку 24 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ. Контракт был подписан министром обороны России Анатолием Сердюковым и генеральным директором "МиГа" Сергеем Коротковым. По условиям соглашения, российское военное ведомство получит 20 МиГ-29К и четыре МиГ-29КУБ в 2012-2015 годах[14].

Угон

20 мая 1989 года капитан Александр Зуев, усыпив коллег тортом со снотворным, перелетел на МиГ-29 в Турцию. Самолёт, во избежание конфликтной ситуации, был возвращён в СССР, пилот получил политическое убежище в США. Впоследствии Зуев написал автобиографическую книгу «Fulcrum: A Top Gun Pilot’s Escape from the Soviet Empire»[15].

Места дислокации

  • 5-я авиагруппа 7000-я авиабаза (бывший 14-й ГвИАП) — Курск-Восточный (аэропорт)
  • 6969-я авиабаза (бывший 19-й ГвИАП) — аэродром Миллерово
  • 6982-я авиабаза (бывший 120-й иап)  — аэродром Домна
  • 63530-я авиабаза Эребуни (р. Армения, г. Ереван)

Некоторое количество в Липецком авиацентре и 116-й УЦБП — учебный центр боевого применения ВВС (аэродром Приволжский)

Состоит на вооружении

Страны, имеющие МиГ-29 на вооружении. Тёмно-красным цветом обозначены страны, в которых МиГ-29 состоял на вооружении ранее

Список составлен в основном по следующим источникам: Д. Дональд, Дж. Лейк. Энциклопедия военной авиации (М.: Омега, 2003); Беляев В. В. Российская современная авиация (М.: АСТ, Астрель, 2001); Фронтовой истребитель МиГ-29 (army.lv); Greg Goebel. The Mikoyan MiG-29 «Fulcrum» (vectorsite.net).

  • Россия — около 310 самолётов.[16] На многих самолётах наблюдались проблемы с коррозией хвостового оперения[17]. 90 были забракованы.[18].
  • ВВС России 230, из них 28 Миг-29СМТ и 6 МиГ-29УБТ, остальные не планируется модернизировать.[19]
  • Азербайджан — 14 МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ куплены на Украине. Самолёты доработаны, согласно украинской программе модернизации МиГ-29.[20]
МиГ-29 ВВС Германии
  • Алжир — 25 на 2010 год[21]. первые самолёты получены в 1994 году[22]. В марте 2006 года был подписан контракт на поставку 28 МиГ-29СМТ и 6 двухместных МиГ-29УБТ. В том же году начались поставки истребителей, однако уже в следующем году, после поставки 15 МиГ-29, ВВС Алжира отказались от дальнейших поставок и решили вернуть уже поставленные истребители, ссылаясь на низкое качество поставленных машин. В феврале 2008 года «Рособоронэкспорт» заключил с Алжиром договор о возврате истребителей[23]. Возвращённые и находившиеся в производстве самолёты (24 штуки) закуплены Министерством Обороны РФ для ВВС РФ.
  • Бангладеш — в 1999 году получено 8 самолётов (6 истребителей и 2 учебно-боевых).
  • Белоруссия — 41 на 2010 год[24] после распада СССР осталось около 100 самолётов. Часть из них продана Алжиру, Перу и Эритрее. К 2000-м годам в строю находилось 40—50 самолётов[25].
  • Болгария — 20 на 2010 год[26] в 1990 году получено 22 самолёта (18 истребителей, 4 учебно-боевых). Состоят на вооружении двух истребительных авиаполков (в Равнец и Ямбол). В марте 2006 года подписано соглашение с РСК «МиГ» о капитальном ремонте и модернизации 16 истребителей. К концу мая 2009 года контракт был полностью выполнен[27].
МиГ-29 ВВС СССР в 1989 году
  • Вьетнам — в 2010 году получено 4 МиГ-29СМТ
  • Венгрия — с 1993 года получено 28 самолётов (22 истребителя и 6 учебно-боевых, сумма сделки 800 млн долларов США) в счёт погашения долга СССР, самолёты поступили на вооружение 47-го истребительного авиаполка (Кечкемет). В настоящее время МиГ-29 стоят на вооружении 59-й тактической авиабазы (59. «Szentgyörgyi Dezső» Harcászati Repülőbázis). 13 самолётов данного типа в 2007—2008 году прошли капитальный ремонт под контролем РСК «МиГ».[28] 21 декабря 2010 года правительство Венгрии объявило о намерении модернизировать и после этого выставить на аукцион последние двенадцать МИГ-29, оставшиеся на вооружении ВВС Венгрии. По состоянию на 2010 год, полёты на МИГ-29 год уже не осуществляются.[29].
  • Индия — 48 на 2010 год[30] первая зарубежная страна, получившая МиГ-29. С 1986 года поставлено, по различным оценкам, около 70—80 самолётов. Кроме этого, в 2004 году Индия заказала 16 палубных истребителей: 12 одноместных МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ. В 2008 году утверждён план о закупке ещё 29 истребителей.[31]
  • Иран — 35 на 2010 год[32] с 1990 года получено, по разным данным, 14 или 17 машин. Ещё какое-то число МиГ-29 перелетело из Ирака во время войны 1991 года и поставлено на вооружение.
МиГ-29 ВВС Украины на боевом дежурстве
  • Йемен — 18 на 2010 год[33] в 90-х приобретено 4 МиГ-29 Молдавии. В 2001 с РСК «МиГ» подписан контракт на поставку 14 МиГ-29СЭ, переданых Йемену в 2002—2003, а в 2006—2007 годах модернизированых до уровня МиГ-29СМТ. В 2003 приобретено ещё 6 МиГ-29СМТ, эти самолёты были поставлены Йемену в 2004—2005 годах.
  • Казахстан — 73 на 2010 год[34] после распада СССР осталось около 50-60 самолётов. В середине 90-х наряду с другими самолётами, в обмен на 40 стратегических бомбардировщиков Ту-95, был передан 21 истребитель МиГ-29. В настоящий момент на вооружении казахстанских ВВС находится от 70 до 80 МиГ-29.
  • КНДР — 35 на 2010 год[35] с 1988 года получено 30 самолётов (25 истребителей, 5 учебно-боевых). Состоят на вооружении 57-го истребительного авиаполка (Ончон).
  • Куба — c 1989—1990 годов получено небольшое количество (по разным данным, 12 или 16 самолётов). Состоят на вооружении 1-й эскадрильи (Сан-Антонио-де-Лос-Банос).
МиГ-29 сербских ВВС. Изображённая на фотографии машина (с/н 18105) была потеряна в авиакатастрофе в июле 2009 года
  • Молдавия — из 36 истребителей авиационного полка Черноморского флота, находящихся в Молдавии, один был продан Румынии, 4 Йемену и 21 МиГ-29 за 40 млн долларов приобрели США в 1997 году.
  • Мьянма — 10 на 2010 год[36]. В 2001 году подписан контракт на поставку 12 МиГ-29, включая 2 двухместные машины. Подержанные истребители обошлись Мьянме в 130 млн долларов, по условиям контракта, налёт каждого самолёта не должен превышать 50 часов. В 2009 году продано еще 20 МиГ-29 на сумму 400 млн евро[37].
МиГ-29 ВВС Словакии
  • Перу — 17 МиГ-29С/СМТ и 2 МиГ-29УБВ, по состоянию на август 2012 года.[38] В 1996 году в Беларуси закуплены 16 одноместных МиГ-29С и 2 двухместных МиГ-29УБ. В 1998 году в России закуплены 3 новых МиГ-29СЭ.[39] Ныне эксплуатируются 19 истребителей (один был потерян в аварии в 2001 году, ещё один был выведен из эксплуатации).[40][41] В 2008 году подписан контракт стоимостью $106,7 млн на модернизацию 8 МиГ-29 до уровня МиГ-29СМТ.[38]
  • Польша — 32 на 2010 год[42] в 1989—1990 годах получено 12 самолётов (9 истребителей и 3 учебно-боевых). Позднее 10 самолётов получено из Чехии и ещё 22 — из ФРГ.
  •  Сирия 40+ самолётов на 2010 год[43].
МиГ-29УБ ВВС Молдавии
Миг-29 в составе группы, имитирующей дозаправку. Военный парад в честь Дня Победы, Москва
  • Словакия — 22 на 2010 год[44] после распада Чехословакии осталось 10 самолётов (9 истребителей и 1 учебно-боевой). В 1994-96 годах, в счет уплаты российского долга получено 12 МиГ-29С и 2 МиГ-29УБ. До 2005 года, в результате лётных происшествий было потеряно три одноместных МиГ-29. В 2004—2007 двенадцать самолётов модернизированы РСК «МиГ» в кооперации с компаниями Collins (США) и BAE Systems (Великобритания) до стандартов НАТО (10 МиГ-29AS и 2 МиГ-29UBS). Состоят на вооружении 1-го истребительного авиаполка ВВС Словакии (Слиач)[45].
  • Судан — 23 на 2010 год[46] с 2003 года поставлено 12 самолётов (10 истребителей и 2 учебно-боевых). Ещё 12 машин закуплено в 2008 году, при этом «Рособоронэкспорт» опроверг информацию о сделке[47], но затем факт закупки был подтверждён министром обороны Судана[48][49].
  • Туркмения — 24 на 2010 год[50] после распада СССР осталось, по разным данным, от 22 до 25 самолётов.
  • Узбекистан — 30 на 2010 год[51] после распада СССР осталось 36 самолётов.
  • Украина — 80 на 2010 год[52] после распада СССР осталось около 230 самолётов. Сообщалось, что на 2005 год в строю находилось 217 МиГ-29[53].
  • Шри-Ланка — в 2008 году поставлено 5 самолётов (4 МиГ-29СМ, 1 МиГ-29УБ)[54].
  • Эритрея 10 на 2010 год[55].
  • Югославия — в 1987 году получено 16 самолётов (14 истребителей и 2 учебно-боевых). После распада страны все самолёты достались ВВС Союзной Республики Югославия (ныне Сербия). Большинство было потеряно в войне 1999 года, к 2008 году на вооружении 127-й истребительной эскадрильи (Батайница) оставалось 5 самолётов, прошедших модернизацию.

Стоял на вооружении

  • СССР
  • Германия — с 1988 года ГДР получила 24 самолёта (20 истребителей и 4 учебно-боевых). После объединения Германии эти самолёты находились на вооружении 73-й эскадры и прошли модернизацию. Один самолёт был потерян, остальные (кроме одного, оставшегося в музее) сняты с вооружения и переданы Польше в 2003—2004 годах[56].
  • Ирак — по разным данным, с 1987 года получено примерно 40—50 самолётов (наиболее вероятно — 42 истребителя и 6 учебно-боевых). Значительная часть потеряна в войне 1991 года (сбиты, уничтожены на земле или перелетели в Иран), некоторые самолёты оставались на вооружении до американской оккупации в 2003 году.
  • Румыния — в 1989 году получено от 10 до 14 истребителей и 2 учебно-боевых самолёта. В 2003 году министерство обороны страны приняло решение прекратить эксплуатацию самолётов этого типа[57].
  •  Чехословакия — в 1989 году получено 20 самолётов (18 истребителей и 2 учебно-боевых). После распада страны, в 1992, самолёты разделены поровну между Чехией и Словакией.
  • Чехия — после распада Чехословакии осталось 10 самолётов (9 истребителей и 1 учебно-боевой). В марте 1994 года в результате пожара была уничтожена единственная спарка Чешских ВВС, после чего подготавливать новых пилотов МиГ-29 стало не на чем. В 1995 году 9 оставшихся истребителей переданы Польше в обмен на вертолёты W-3 Sokół.[58]
  • Малайзия — 18 на 2010 год[59] в 1993 году между Россией и Малайзией был заключен ряд соглашений, итогом которых стало начало поставок истребителей МиГ-29. Первые самолёты заказчик получил в 1995 году, а всего было получено 18 самолётов (16 МиГ-29Н и 2 МиГ-29УБН). Сумма контракта составила 600 млн долларов, то есть более 30 млн долларов за самолёт. Состоят на вооружении 17-й и 19-й истребительных эскадрилий ПВО (Куантан). За время эксплуатации были потеряны две машины[60]. Из-за дороговизны обслуживания министерство обороны Малайзии сняла МиГ-29 с вооружения в конце. 2010 года[60].

Катастрофы

  • В 1993 в России разбилось 22 МиГ-29[61]
  • 14 марта 2001 МиГ-29 разбился на глазах у комиссии в Перу, жертв нет.[62]
  • 22 марта 2001 года разбился МиГ-29 в Астраханской области[63]
  • 7 ноября 2002 в Словакии разбились 2 МиГ-29[64]
  • 13 марта 2003 в Армении разбился российский МиГ-29[65]
  • 19 июня 2003 в Армавире разбился МиГ-29УБ[66]
  • 11 мая 2005 в Венгрии разбился МиГ-29[67]
  • 12 мая 2005 в Тверской области разбился МиГ-29[68]
  • 17 мая 2005 в Венгрии разбился МиГ-29[67]
  • 27 июля 2006 разбился МиГ-29 пилотажной группы "Стрижи"[69]
  • 12 февраля 2008 в Казахстане разбился Миг-29, один пилот погиб[70]
  • 17 октября 2008 под Читой разбился МиГ-29[71]
  • 5 декабря 2008 в Забайкальском крае разбился МиГ-29[72]
  • 23 июня 2011 года в районе хутора Кабановский (Астраханская область) при выполнении сложного пилотажа во время испытательного полёта потерпел катастрофу палубный истребитель МиГ-29КУБ, вылетевший с аэродрома Ахтубинск,[73], принадлежавший Российской самолётостроительной корпорации «МиГ»[74] и предназначавшийся для поставки на вооружение авианосца «Адмирал Горшков»[75]. Сначала в прессе появилась информация, что пилот и штурман успели катапультироваться, но погибли[76][77]. Позже представители Минобороны официально заявили, что оба пилота, Олег Спичка и Александр Кружалин, погибли в результате катастрофы[78][79]. Для расследования была создана спецкомиссия Минобороны с участием представителей военно-промышленного комплекса[80]: а в частности, было объявлено, что группа специалистов корпорации «МИГ» во главе с гендиректором Сергеем Коротковым вылетела на место крушения самолёта и примет участие в расследовании аварии[74]. Решением главкома ВВС РФ генерал-полковника Александра Зелина были приостановлены полеты истребителей МиГ-29, аналогичных разбившемуся, до выяснения причин катастрофы[81]. По неподтверждённым данным, катастрофа произошла по стечению обстоятельств (плохих погодных условий, ошибки в документациях при расчёте плана испытательного полёта, в сложившейся психологии людей и их взаимодействии при проведении любых испытательных работ).
  • 26 апреля 2012 года МиГ-29 ВВС Болгарии потерпел крушение у города Пловдив на юге страны. Самолет, вылетевший с авиабазы «Граф Игнатиево», принимал участие в совместных учениях ВВС Болгарии и США «Тракийская звезда-2012». По данным СМИ никто не пострадал.[82]
  • 6 сентября 2012 года в Забайкальском крае разбился МиГ-29 ВВС России (Домна), пилот-подполковник Альберт Хаджияров катапультировался, но погиб.

Боевое применение

Война в Персидском заливе (1991)

Решение о закупке МиГ-29 было принято Ираком в 1988 году, изначально планировалось закупить до 130 машин, однако падение цен на нефть и международная изоляция не позволили осуществить этот план. Первые самолёты прибыли весной 1990 года и базировались на авиабазе Талили.[83] 36 МиГ-29 (9-12Б) и 6 МиГ-29УБ[источник не указан 1362 дня] были самыми современными истребителями ВВС Ирака, однако во время операции «Буря в пустыне» они не смогли проявить себя из-за полного господства в воздухе [источник не указан 1208 дней]авиации Многонациональных Сил. 17 января, по данным частных исследователей, ссылающихся на иракские данные, МиГи атаковали B-52G (ракетой Р-27Р), F-111F и итальянский Tornado IDS (ракетами Р-60МК), но безуспешно.[84] По заявлению ВВС Ирака[источник не указан 1208 дней], пилоты МиГ-29 одержали одну воздушную победу, сбив 18 января ракетой Р-60МК британский «Торнадо» 29-й эскадрильи[85]; это не подтверждается и не опровергается западными источниками, поскольку самолёт, о котором идёт речь (серийный номер ZA467), пропал во время ночного вылета и причина потери самолёта после этого не была официально установлена[источник не указан 1208 дней].

В первую ночь войны иракскими истребителями была перехвачена группа американских F-15E. Согласно свидетельствам американских пилотов, в ходе этого перехвата один из МиГ-29 случайно сбил своего товарища (по разным источникам, жертвой стал МиГ-23 или другой МиГ-29)[86][87].

17 января F-15C(MSIP) № 85-0125, № 85-0107, № 85-0108 58-й эск. 33-го истреб. крыла ВВС США ракетами AIM-7M сбили 3 МиГ-29. 18 января F-15C(MSIP) № 85-0122 и № 85-0014 того же подразделения ВВС США сбили 2 МиГ-29, ракетой AIM-7M и в ближнем бою соответственно.[88][89]

Кроме того, 4 самолёта перелетели в Иран (где и остались после войны) и какое-то число могло быть потеряно на земле в результате авиаударов МНС.

Конфликт в Приднестровье (1991—1992)

36 самолётов МиГ-29 авиационного полка Черноморского флота достались Молдавии, после распада СССР.[90].

Эфиопо-эритрейская война (1998—2000)

После завершения первой фазы вооружённого конфликта в 1998 году Эритрея срочно начала перевооружать свои военно-воздушные силы, состоявшие на тот момент в основном из лёгких учебно-боевых самолётов. В Белоруссии было закуплено в том числе несколько МиГ-29С, произведенных в 80-х годах. Однако МиГи встретили над Африканским Рогом достойного противника: практически одновременно ВВС Эфиопии закупили в России партию более современных Су-27СК, оснащенных более совершенным вооружением. В ходе двух раундов боёв, последовавших в 1999 и 2000 годах, российские истребители четвёртого поколения несколько раз встречались друг с другом в воздухе. Преимущество осталось на стороне более современных Су-27СК : они сбили по одному самолёту противника 25 и 26 февраля 1999 года, а также 16 мая 2000 года. Кроме того, в бою 16 мая один МиГ был тяжело повреждён и, возможно, не подлежал ремонту. Таким образом, в ходе конфликта было потеряно 3 или 4 МиГ-29.[91]. По информации австрийского исследователя Тома Купера, за время боевых действий истребителям МиГ-29 удалось сбить три эфиопских МиГ-21.[92]

Операция НАТО против Югославии (1999)

Все 16 самолётов МиГ-29, имевшихся у Союзной Республики Югославия, были сведены в 127-ю истребительную эскадрилью 204-го истребительного авиаполка (аэродром Батайница возле Белграда). Они ограниченно использовались против авиации НАТО, совершив за весь период конфликта в общей сложности 11 боевых вылетов[93]. В ходе вылетов на МиГ-29 периодически происходили отказы бортового оборудования, что затруднило ведение воздушных боёв и стало причиной послевоенного разбирательства[94]. После того, как 4 мая в воздушном бою погиб командир 127-й эскадрильи полковник Миленко Павлович, вылеты на перехват пилотируемых самолётов противника прекратились.

По некоторым данным, всего за время войны пилоты МиГ-29 одержали 6 воздушных побед[источник не указан 1208 дней]. В ряде источников (в том числе у российского автора Владимира Ильина и аргентинского Диего Сампини) утверждается, что одной из них стало уничтожение 27 марта самолёта-«невидимки» F-117 и что эта победа была записана подполковнику Гвоздену Дюкичу. Согласно данным официального сайта МО Сербии, F-117 был сбит зенитно-ракетной батареей под командованием Золтана Дани. Как сообщает сербская газета «Политика», «Гвозден Дюкич» (правильнее Джукич, Гвозден Ђукић) — это боевой псевдоним, использовавшийся Золтаном Дани в ходе войны[95]. По данным украинского исследователя Михаила Жирохова, в период 26-27 марта (когда был сбит F-117) МиГ-29 не выполнили ни одного боевого вылета[96].

Собственные потери оказались значительными: всего было потеряно 11 МиГ-29, из которых 6 сбито в воздушных боях и 5 списано по разным причинам (в основном уничтожены на земле; подробную информацию о потерях югославских самолётов см. в статье Список потерь авиации сторон в ходе войны НАТО против Югославии (1999)). Погибли капитан 1-го класса Зоран Радославлевич и полковник Миленко Павлович; майорам Аризанову, Николичу, Тесановичу и подполковнику Перичу удалось благополучно катапультироваться.

Каргильская война (1999)

В ходе операций против кашмирских боевиков и подразделений пакистанской армии во время Каргильской войны в мае—июле 1999 года индийские МиГ-29 выполняли эскортирование истребителей-бомбардировщиков «Мираж» 2000, с которых применялись бомбы с лазерным наведением.

Конфликт в Дарфуре (2003—н.в.)

ВВС Судана получили несколько МиГ-29 в 2003—2004 годах, обязавшись при этом не использовать их в боевых действиях в Дарфуре, где продолжался межэтнический конфликт. Однако это обязательство не было выполнено, и в мае 2008 года (предположительно в ходе боёв 10 мая) дарфурским повстанцам удалось сбить один МиГ-29 в районе Омдурмана. По утверждению некоторых источников, самолёт пилотировал бывший лётчик ВВС России, погибший при катапультировании; Министерство обороны России опровергло эту информацию[97][нет в источнике 836 дней].

Другие эпизоды

Два йеменских МиГ-29 совершили несколько боевых вылетов во время короткой гражданской войны в Йемене в 1994 году[90].

Во время Первой чеченской войны российские МиГ-29 выполняли патрулирование воздушного пространства Чечни. Непосредственно к боевым действиям они не привлекались и потерь не имели[98].

Один МиГ-29УБ ВВС Кубы участвовал в инциденте 24 февраля 1996 года, когда были сбиты два лёгких самолёта Сессна-337 частной организации «Братья-спасатели», базирующейся в США. Эти самолёты выполняли поиск плавсредств с кубинскими эмигрантами во Флоридском проливе. Существуют противоречивые данные относительно того, вторгались ли «Cессны» в воздушное пространство Кубы или нет[99][100], но они были перехвачены истребителями МиГ-23 и МиГ-29. После ряда сигналов МиГ-29 сбил самолёты ракетами Р-73.

20 апреля 2008 года над Абхазией был сбит грузинский беспилотный самолёт-разведчик Гермес 450. Грузинская сторона заявила, что БПЛА был уничтожен российским МиГ-29, взлетевшим с аэродрома Гудаута. Российские официальные лица отвергли такую возможность, а Абхазия заявила, что победа была одержана самолётом L-39 национальных ВВС[101]. 26 мая Миссия ООН по наблюдению в Грузии опубликовала отчёт, основанный на грузинских данных, в котором предположила о возможной достоверности грузинской версии событий и классифицировала атаковавший самолёт, запечатлённый на сделанной БПЛА видеозаписи, как МиГ-29 или Су-27.[102]

Во время Пятидневной войны в августе 2008 года МиГ-29 совместно с Су-27 контролировал воздушное пространство в зоне военного конфликта. Несколько раз вылетал на перехват воздушных целей. Возможно, 10 августа 2008 года над Гуфтой был сбит грузинский штурмовик[103]("Из указанного списка на "долю" грузин остаётся Су-25, предположительно сбитый в воздушном бою 10.08.2008г ..." - "Потери авиации в Пятидневной войне".).

Итоги воздушных боёв МиГ-29 с F-15 и F-16 в ходе войн и конфликтов

В 1975-76 гг. на вооружение США стали поступать истребители 4-го поколения F-16 и F-15. В СССР МиГ-29 (также являясь истребителем 4-го поколения) был принят на вооружение в конце 1983 г.

В ходе Войны в Персидском заливе 1991 г. и операции НАТО против Югославии в 1999 году были отмечены воздушные бои МиГ-29 против F-16 и F-15.

По официальным данным США[104][105][106] и НАТО[107][108][109][110], в ходе указанных войн и конфликтов, истребителями F-15 и F-16 в общей сложности было уничтожено 11 истребителей МиГ-29 без потерь со своей стороны.

Согласно официальному сайту МО Сербии, Небойша Джуканович (Небојша Ђукановић), бывший в 1999 г. командиром 127 эскадрильи (летавшей на МиГ-29), подтвердил, что 6 МиГ-29 были потеряны в воздушных боях[111].

Некоторые воздушные бои были публично и подробнейшим образом описаны непосредственными их участниками (пилотами) в документально-публицистических передачах[112][113]

Тактико-технические характеристики

Три проекции МиГ-29

Технические характеристики[114]

  • Экипаж: 1 или 2 человека[115]
  • Длина: 17,32 м
  • Размах крыла: 11,36 м
  • Высота: 4,73 м
  • Площадь крыла: 38,06 м²
  • Угол стреловидности крыла: 42°
  • Масса:
    • пустого: 10900 кг
    • нормальная взлётная масса: 15180 кг
    • максимальная взлетная масса: 18480 кг
  • Нагрузка на крыло:
    • при максимальной взлётной массе: 476 кг/м²
    • при нормальной взлётной массе: 399 кг/м²
РД-33 — двигатель для истребителей МиГ-29

Двигатель

МиГ-29М/ОВТ в полете

РЛС

  • Сопровождение 10 воздушных целей и обстрел наиболее опасной[117]
  • Минимальная разница скоростей истребителя и цели 150 км/ч
  • Скорость атакуемой цели 230—2500 км/ч
  • Высота атакуемой цели 30-23000 м
  • Дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м в ППС на высоте более 3000м — 50-70 км
  • Дальность обнаружения вертолета (скорость более 180 км/ч) в ЗПС 23 км, ППС-17 км[118]

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • на высоте: 2450 км/ч (М=2,3)
    • у земли: 1500 км/ч (М=1,26)
  • Крейсерская скорость: 850 км/ч (М=0,8)
  • Практическая дальность:
    • со 100 % топлива: 1430 км
    • с 2 ПТБ: 2100 км
  • Продолжительность полёта: до 2,5 ч
  • Практический потолок: 18000 м
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G
МиГ-29 на МАКС-2009

Вооружение

  • Пушечное: 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 снарядов
  • Боевая нагрузка: 2180 кг
  • Точки подвески: 7
  • Подвесное вооружение:

См. также

Примечания

  1. МиГ-29 (9-12)
  2. Корпорация МиГ
  3. Russian MiG-29 Jets "Attack" China in Myanmar
  4. «Пятерка» авансом // «Российская газета» : № 23 (5102) от 4 февраля 2010. — Пермь, 2010. — С. 5.
  5. МиГ-29С  (рус.). Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 19 августа 2009.
  6. Бортовой комплекс самолётовождения, прицеливания и управления вооружением самолёта МиГ-29Б (СУВ-29Э и сопрягаемые системы)
  7. Фотографии МиГ-29СМТ(9-19) ВВС России, которые ранее были предназначены для поставки в Алжир
  8. Корпорация МиГ
  9. 23.08.11 Модернизированные индийские МиГ-29 получат конформные топливные баки — Военный паритет
  10. Андреапольские МиГи разваливаются от старости
  11. Возобновлены приостановленные после катастрофы в декабре полёты МиГ-29
  12. МиГ-29 снова летают, ng.ru, 2009-02-13
  13. ВВС России получают пополнение // Началось давно обещанное перевооружение авиации
  14. http://lenta.ru/news/2012/02/29/mig29k/ Минобороны РФ купило две дюжины палубных истребителей МиГ-29
  15. Zuev Fulcrum: A Top Gun Pilot’s Escape from the Soviet Empire
  16. [сhttp://warfare.ru/rus/?lang=rus&catid=255&linkid=1600 МиГ-29 /35 | Российское Оружие, Военные Технологии, Анализ ВС РФ]
  17. «Восемьдесят процентов российских МиГ-29 поразила коррозия хвостового оперения».
  18. Минобороны возобновило полеты палубных МиГ-29
  19. МиГ-29 продолжат полеты без модернизации - Известия
  20. Азербайджан приобрел партию МиГ-29 на Украине
  21. The Military Balance 2010. p.-246
  22. История ВВС Алжира
  23. В последний бой - на бракованном истребителе!. Частный Корреспондент. chaskor.ru (10 февраля 2009). Архивировано из первоисточника 28 августа 2011.
  24. The Military Balance 2010. p.-178
  25. МиГ-29БМ
  26. The Military Balance 2010. p.-122
  27. РСК «МиГ» выполнила договор по модернизации истребителей МиГ-29 для Болгарии
  28. Никольский, Михаил. ВВС Венгрии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 7. — С.46-47.
  29. Венгрия вслед за Молдавией избавляется от Миг-29
  30. The Military Balance 2010. p.-362
  31. Индия решила заказать дополнительные палубные истребители МиГ-29К
  32. The Military Balance 2010. p.-253
  33. The Military Balance 2010. p.-277
  34. The Military Balance 2010. p.-365
  35. The Military Balance 2010. p.-413
  36. The Military Balance 2010. p.-420
  37. «МиГ» снова нужен 23.12.2009 «Ведомости»
  38. ↑ Корпорация «МиГ» завершила модернизацию истребителей МиГ-29 ВВС Перу
  39. МиГ по-перуански
  40. РСК «МиГ» получила заказ на модернизацию перуанских истребителей
  41. РСК «МиГ» ведет переговоры с ВВС Перу по вопросу ремонта парка самолётов МиГ-29
  42. The Military Balance 2010. p.-154
  43. The Military Balance 2010. p.-273
  44. The Military Balance 2010. p.-159
  45. Никольский, Михаил. ВВС Словакии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 2. — С.51.
  46. The Military Balance 2010. p.-327
  47. «Рособоронэкспорт» официально опроверг сообщения о поставках МиГ-29 в Судан  (Проверено 4 марта 2011)
  48. Судан признался в покупке 12 российских МиГ-29  (Проверено 4 марта 2011)
  49. Россия поставила Судану двенадцать истребителей МиГ-29  (Проверено 4 марта 2011)
  50. The Military Balance 2010. p.-372
  51. The Military Balance 2010. p.-373
  52. The Military Balance 2010. p.-197
  53. Александр Доронин. Есть только «Миг», за него и держись
  54. Лента. Ру
  55. The Military Balance 2010. p.-307
  56. НОВОСТИ ВПК И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. Обзор по материалам СМИ № 32 (7-13 августа 2004 года)
  57. Romanian Air Force
  58. Никольский, Михаил. Перспективы развития ВВС Чехии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 1. — С.44.
  59. The Military Balance 2010. p.-418
  60. ↑ Малайзию не устроили российские Миг-29
  61. Lenta.ru: Комментарии: МиГ-29 "Fulcrum"
  62. Lenta.ru: В мире: Российский МиГ-29 упал на глазах у комиссии перуанского конгресса
  63. PDA.Lenta.ru: В России: Под Астраханью [разбился истребитель МиГ-29]
  64. Lenta.ru: В мире: В Словакии разбились два самолета МиГ-29
  65. Lenta.ru: В России: Минобороны Армении: Российский МиГ-29 врезался в скалы из-за тумана
  66. Lenta.ru: В России: За три года ВВС России потеряли 26 самолетов
  67. ↑ Lenta.ru: Катастрофы: В Венгрии разбился МиГ-29
  68. Lenta.ru: Оружие: МиГ-29 разбился из-за ошибки пилота
  69. Lenta.ru: Катастрофы: Миг-29 авиагруппы "Стрижи" разбился при взлете
  70. Lenta.ru: б.СССР: В Казахстане разбился МиГ-29
  71. Lenta.ru: Катастрофы: Под Читой разбился МиГ-29
  72. Lenta.ru: Катастрофы: Пилот "МиГ-29" погиб при попытке увести истребитель от жилых домов
  73. Истребитель разбился в Астраханской области во время испытательного полета  (рус.)
  74. ↑ Гендиректор МиГа вылетает на место катастрофы истребителя в Астраханской области  (рус.)
  75. Разбившийся в РФ МиГ-29 предназначался для оснащения индийского авианосца «Адмирал Горшков»  (рус.)
  76. В Астраханской области разбился истребитель МиГ-29, два члена экипажа погибли  (рус.)
  77. МЧС: Пилот упавшего МиГа-29 и его помощник, по предварительным данным, катапультировались  (рус.)
  78. Минобороны: Оба члена экипажа разбившегося истребителя МиГ-29 погибли  (рус.)
  79. Страна не знающая своих Героев
  80. Расследованием катастрофы МиГ-29 занимается комиссия Минобороны с участием представителей ВПК  (рус.)
  81. ВВС РФ приостанавливают полеты МиГ-29  (рус.)
  82. В Болгарии утонул МиГ-29
  83. Iraqi Invasion of Kuwait; 1990 — acig.org
  84. Iraqi Air-to-Air Victories since 1967 — acig.org
  85. Список иракских воздушных побед в 1991 году (pdf-файл)
  86. Tim Bennett’s War
  87. Steve Davies. F-15E Strike Eagle Units in Combat 1990—2005. — Osprey Publishing/Combat Aircraft, выпуск № 59, 2005. — С. 22—23.
  88. US Air-to-Air Victories during the Operation Desert Storm — acig.org
  89. almanacwhf.ru - Господство в воздухе и превосходство в воздухе. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
  90. ↑ Михаил Жирохов. Авиация в конфликте в Приднестровье (artofwar.ru)
  91. Михаил Жирохов. Война в воздухе на Африканском Роге
  92. Jan J. Safarik. Air Aces. Ethiopian-Eritrea Conflict 1999—2000
  93. NATO Agression on Federal Republic of Yougoslavia. Фактически это число дано для всей истребительной авиации Югославии, однако на этом же сайте указано, что истребители МиГ-21 не выполняли вылетов на перехват самолётов противника; таким образом, число относится только к МиГ-29.
  94. Miloš Vasić. Let u smrt (Vreme, 9 ноября 2000)  (Проверено 13 мая 2010)
  95. Miroslav Lazanski. Kako je oboren F-117  (Проверено 28 марта 2010)
  96. Сербские рыцари (Миг-29 в Ввс Югославии и Сербии)
  97. В Судане погиб российский пилот-инструктор
  98. Михаил Жирохов. ВВС России в Первой Чеченской войне
  99. INTER-AMERICAN COMMISSION ON HUMAN RIGHTS REPORT No. 86/99 CASE No. 11,589
  100. Инциденты над Кубой (skywar.ru)
  101. «Гермес» долетел до Совбеза
  102. МИД Грузии опровергло заявление МИД России по инциденту с беспилотным самолётом
  103. Потери авиации в Пятидневной войне. Война и мир. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 17 августа 2010.
  104. AF.mil — History Milestones
  105. Air Force Historical Research Agency — Home
  106. Air Force Historical Research Agency — Aerial Victory Credits
  107. NATO Speech: Press Briefing SecGen SACEUR, 25 March 1999
  108. NATO Transcript: Press Conf. — 26 March 1999
  109. NATO Speech: Press Conference — 27 March 1999
  110. NATO Speech: Press Conference Shea & Jertz — 5 May 1999
  111. http://www.mod.gov.rs/novi_eng.php?action=fullnews&id=813
  112. YouTube — Dogfights — Dogfights of Desert Storm 3 of 5
  113. YouTube — Dogfights — Dogfights of Desert Storm 4 of 5 (Видео недоступно, потому что загрузивший его пользователь удалил свой аккаунт YouTube. Сожалеем об этом. Проверено 3 августа 2012 года.)
  114. МиГ-29К/КУБ
  115. В зависимости от модификации
  116. Истребители
  117. Боевое применение самолёта. Методическое пособие летчику изд.№ 2. с.5,7
  118. Боевое применение самолёта. Методическое пособие летчику изд.№ 2. с.88

Ссылки

  • Официальный сайт ФГУП РСК «МиГ»
  • Боевое применение самолёта МиГ-29. Методическое пособие лётчику. (Издание 2-е, исправленное и дополненное.) Изд. № 11/031890р-Т89 «Б»
  • Модификации МиГ-29 на сайте «Уголок неба»
  • МиГ-29 Кубы
  • Описание МиГ-29М ОВТ
  • МИГ-29. Документальные фильмы. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011.
  • Что стоит за скандалом с МиГами, vz.ru, 22 февраля 2008




МиГ-29УБ.

© 2013–2023 gulchatai-krd.ru, Россия, Иваново, ул. Беловой 2, +7 (4932) 12-01-15